|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164596
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В 2002 году вышел первый большой (40 п. л.) учебник «Акмеология», подготовленный в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации авторским коллективом под общей редакцией А. А. Деркача*.
* Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2002. В то же время потребность в издании учебно-методической литературы по акмеологии не уменьшилась. В частности, появилась необходимость публикации таких учебно-методических пособий, которые отличались бы единой определяющей логикой изложения и были бы ориентированы на решение практических проблем. Таковым видится настоящее учебное пособие. В его основу положено обобщение акмеологических исследований, выполненных авторами, представителями их научных школ и другими специалистами-акмеологами, а также опыт чтения курса «Акмеология» в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и других вузах России. Авторы будут признательны всем, кто поддержал идею написания данного учебного пособия по акмеологии и высказал свои пожелания и предложения. А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин Москва 2002-2003 гг. РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИИ 1.1. Акмеология как наука системы человекознания 1.1.1. О предпосылках возникновения акмеологии В науке иногда возникают парадоксальные ситуации, когда насущные и актуальные проблемы, имеющие очевидное фундаментальное и прикладное значение, почему-то выпадают из поля зрения ученых. Их разработка осуществляется ограниченно, научная значимость явно недооценивается. Наступает время, все неожиданно «прозревают», и возникают недоуменные вопросы: как же так? почему мы этим не занимались, ведь это так важно и перспективно? Ответы на эти вопросы найти нелегко. Возможно, что такое положение дел связано с психологической инерцией мышления, когда излишняя ориентация на традиции научных школ мешает объективно взглянуть на ситуацию. С другой стороны, это может быть связано с нередко возникающей оторванностью теории от практики, когда из-за доминирования корпоративных ценностей возникает порочный круг мнимой значимости научных проблем. Причины надо искать в каждом отдельном случае. В психологии такая ситуация тоже иногда возникает. В частности, в силу сложившихся обстоятельств (причины возникновения которых необходимо будет проанализировать историкам психологической науки) случилось, что в психологии проблемы прогрессивного и поступательного развития зрелой личности, ее высших личностных и профессиональных достижений, проблемы профессионализма личности и деятельности разрабатывались ограниченно, в значительной мере фрагментарно, изолированно друг от друга, не системно. Идеи о психологическом изучении развивающейся зрелой личности и ее достижений в таком развитии явно недооценивались. Поэтому результативность таких исследований, уровень теоретического обобщения и практическая значимость были невелики. Справедливости ради надо признать, что даже и в таких исследованиях были получены весьма важные и конструктивные результаты, настолько перспективна и плодотворна была сама их идея. Однако отсутствие общего теоретического основания, связей между данными исследованиями, а самое главное — теоретико-методологического обобщения негативно сказывалось на их масштабности и результативности. Ситуация коренным образом изменилась, когда появилась и стала развиваться новая наука — акмеология (от греч. acme — вершина, цветущая пора). Акмеология быстро заявила о себе, четко обозначив свое предметное и объектное поле и научную проблематику. С момента появления акмеологии и по сей день не происходит каких-либо радикальных изменений в толковании ее сущностных характеристик как науки, в описании ее проблематики. В настоящее время акмеология определяется как наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии*. * Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М.: РАУ, 1993; Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. — М.: РАУ, 1993; Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Деркача — М.: РАГС и ВАД, 1996; Акмеология / Под ред. А. А. Деркача - М.: РАГС, 2002 и др. Сразу обратим внимание на то, что акмеология изучает развитие именно зрелой личности. В психологии понятия зрелость и взрослость нередко отождествляются, поэтому взрослый человек в продолжительном между юностью и старостью возрастном периоде часто называется зрелым. Взрослость и зрелость психологами рассматривается в основном как наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности* * Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. Как видно из данного определения, речь идет главным образом о развитии разнообразных способностей, что является ограничением психологического предметного поля познания по сравнению с акмеологическим. Хотя в некоторых психологических исследованиях последнего времени предпринимались попытки выйти за данные рамки*. * Психология личности: новые исследования / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского и М. И. Воловиковой. — М.: ИП РАН, 1998. В акмеологии зрелость не отождествляется со взрослостью, наоборот, эти категории разводятся. С акмеологической точки зрения зрелость личности — более масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достижениями и эффективной самореализацией. Проще говоря, не всякого взрослого человека можно назвать по-настоящему зрелой личностью. Именно поэтому в акмеологическом понимании ступень зрелости, а тем более вершина зрелости — АКМЕ — рассматривается как многомерная характеристика состояния взрослого человека, охватывающая определенный период его прогрессивного развития, связанного с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями. Поэтому акмеология как наука призвана и позволяет всесторонне изучать особенности важнейшего этапа развития человека в период зрелости. По мнению А. А. Бодалева, «...она определяет сходное и различное у разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимают прослеживания характера взаимовлияния свойств и качеств «физической» и «духовной» «субстанций» человека»*. * Бодалев А. А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта-Паука, 1998. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|