Страхов Михаил. Почти детективная история желания и требования.

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 10120

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Ловушка требования любви
С первых сеансов Нина рассказывала о своих постоянных проблемах с мужем и, в то же время, с матерью. Эти истории пересекались, соединялись друг с другом, вплоть до того, что периодически приходилось переспрашивать: «Вы сейчас рассказываете о муже или о своей матери?»
Мать Нины в настоящее время сама страдает инвалидностью, у нее старческий маразм, с ней почти невозможно общаться. Каждая встреча с ней заставляет Нину страдать. Почему? Несмотря на то, что мать уже сама в силу своего физического состояния нуждается в помощи, Нина при каждой встрече ждет от нее проявлений любви. И всегда безнадежно. Это повторяется вновь и вновь. Впрочем, так было всегда, и весь первый месяц работы - это рассказ о безответной любви к матери. В этом рассказе мать все время отсутствует, например, отправляет Нину в пионерский лагерь, а потом не навещает, и Нина проводит время, ожидая ее возле забора. Но, в то же самое время, мать вездесуща и проявляет себя во всем. Даже решение о замужестве, - по крайней мере, создается такое впечатление, - было принято только после ее совета, к которому, говоря по правде, примешивалась еще и мысль: «иначе, если я не выйду сейчас замуж, останусь навсегда с ней».
Тем не менее, замужество не решает проблемы, несмотря на то, что мать, на первый взгляд, и уходит немного в тень. Муж просто занял ее место, и теперь Нина обращает свое требование любви к нему, по-прежнему безответное и безнадежное.
Создавалось впечатление, что история не имела никакого выхода: требование любви, обращенное к матери и мужу, обида на них, ощущение замкнутого круга, рыдания во время каждого сеанса... «Неужели можно что-то изменить?» - изумленно и просяще повторяет она вновь и вновь.
«...Сам истерик не знает, что требованием своим он удовлетвориться не может, но очень важно, чтобы это хорошо знали вы», - пишет Лакан (Лакан, 2002, с.423), и это замечание в данном случае является наилучшим советом в поисках стратегии лечения. Оставаясь только на уровне требования любви, которое само по себе не знает удовлетворения, субъект не может найти и место для самого себя, оставаясь подчиненным, буквально рабом того, к кому его требование обращено.
«Больной истерией - это субъект, которому трудно установить с Другим, складывающимся в качестве Большого Другого, носителем выговоренного в речи знака, отношения, которые позволили бы ему место субъекта за собой сохранить» (там же, с.422). Единственный тогда способ пережить потерю этого Другого - идентифицироваться с ним, что, похоже, и делает Нина: теряя мужа, она становится инвалидом как мать.
Удивительно, но она говорит о своей матери как о человеке, лишенном желания: пустое существо, никогда ничем не интересовалась, не делала ничего стоящего, даже книг не читала. А на вопрос: «Где же была мама, когда, например, не приезжала к Вам в пионерский лагерь навещать, может быть, она была с кем-то, или где-то отдыхала?» - Нина затруднялась ответить. Мать не отвечает на требование, и, в то же время, для нее самой словно никого, кроме Нины, не существует. И словно мы, в свою очередь, столкнулись с историей, в которой нам не удается встретить желание субъекта, благодаря чему она, эта история, действительно превращается постепенно в замкнутый круг, за пределы которого невозможно даже бросить взгляд. «Отношения между двумя субъектами, складывающиеся вокруг требования, требуют, таким образом, для себя нового, дополнительного измерения - измерения, в котором субъект уже не выступал бы как субъект зависимый, как субъект, чья зависимость составляет самую его суть. Отныне должно быть учтено и осмыслено то, что, впрочем, подспудно имело место с самого начала: по ту сторону того, что субъект требует, по ту сторону того, что требует у субъекта Другой, обязательно должно существовать измерение, где присутствует то, чего Другой желает» (там же, с.416).
В какой-то момент терапевт произнесет фразу: «Люди могут быть просто не способными любить так, как нам бы того хотелось». Удивительно, но Нина схватилась за эту мысль как за спасательный круг, и вскоре она скажет, что проблемы с мамой ее больше не трогают, как раньше. Это узкое пространство между ней и ее матерью словно обрело просвет. Конечно, дело не только в одной этой фразе. Примерно в то же время возникает первое воспоминание об отце: Нине три года, отец достает из шкафа коробку конфет и дарит ей со словами: «Это тебе мама купила». Вспоминая данную историю теперь, она плачет: «Почему он тогда не признался, что это от него подарок?»



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Захарова Нина Николаевна. Эссе — Захарова Нина Николаевна
  • Виктор Перельман. Сказка про упрямую девочку Нину
  • Кириллова Нина Михайловна. Эссе — Кириллова Нина Михайловна
  • Петренко Нина Станиславовна. Эссе — Петренко Нина Станиславовна
  • Мезенцева Нина Евгеньевна. Дидактическая игра «Сезонное дерево»
  • Нина Рубштейн. Почему люди женятся?
  • Притча «Следуй за Мной»
  • Кириллова Нина Михайловна. Наши дети. Нина Михайловна Кириллова
  • Случай соматизации идейных убеждений
  • Казначеева Нина Ивановна. Как преодолеть детские страхи
  • Казначеева Нина Ивановна. Работа педагога-психолога с педагогическом коллективом. Из опыта работы
  • Бьюдженталь Дж. ПРЕДАТЕЛЬСТВО ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
  • Нина Хуриева. Спектакль «Поучительная история».
  • Чернышова Нина Ивановна. «Зашифруй своё имя!» Или как научить ребёнка разгадывать ребусы
  • Нина Зверева. Правила делового общения
  • Маркова Нина Федоровна. Обучение рассказыванию. Из опыта работы.
  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Болтачева Нина Викторовна. Авторские произведения Стихи Болтачева Нина Викторовна
  • Петрухина Нина Игнатьевна. ПОРТРЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА
  • Облескова Нина Ивановна. Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну «Правдилию» для детей старшего дошкольного возраста
  • Алябьева Нина Ивановна. Развитие аналитических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игру Танграм
  • Чанчикова Нина Владимировна. Волшебные слова
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Пухова Т.И. «Когда муж не хочет работать» - размышляя о случае из практики
  • Макарова Нина Владимировна. Развитие математических представлений у детей раннего дошкольного возраста
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Воронцова Нина Ивановна. Конспект занятия для старших дошкольников «Путешествие»
  • Нина Ивановна Кречетова. «Каким я вижу будущего первоклассника»
  • Макаренко Эдуард. Скрытые мотивы в психологической игре.
  • Копылова Юлия Сергеевна, Шпак Нина Константиновна. Театрализованная деятельность в детском саду
  • Притча «Если царь дает кому-то подарок, пускай даже это безделушка, все равно она очень важна»
  • Чагаева Нина. Презентация проекта 'Растения - фитотерапевты. Кто они?'
  • Притча «Время для счастья»
  • Иванова Нина Николаевна. КОНСПЕКТ НОД ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: «ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА».
  • Чанчикова Нина Владимировна. Сборник стихотворений для детей 'Идём в школу…' Н. Чанчикова
  • Горовец Нина Сергеевна. Консультация для воспитателей 'Способы разрешения конфликта между педагогом и родителями'
  • Дмитриева Нина Александровна. «Адаптация детей младшего возраста к ДОУ»
  • Анопченко Нина Сергеевна. 'Картотека наблюдений'
  • Рейторовская Нина. Проект 'Экология'
  • Демидова Нина Васильевна. Рабочая программа по ФЦКМ (старший возраст) - «Закружилась листва золотая»
  • Титаренко Нина Александровна. «Нетрадиционные техники рисования в коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
  • Притча «Женщина и мозг»
  • Притча «Где все это начинается»
  • Какие последствия после приворота на месячную кровь?
  • Закономерности психических систем
  • Иванова Нина Ивановна. Дыхательная гимнастика «Пузырьки»
  • Шабалина Нина Александровна. Инновационная практика выявления, сопровождения и развития способностей одаренных детей дошкольного возраста
  • Елена Джеро. Как найти свою «половинку» или Happily ever after
  • Чанчикова Нина Владимировна. Стихи к Празднику 70 летие Победы — Н.Чанчикова
  • Сексуальные жесты женщин и мужчин - описание



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь