Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61375

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

д: мы вряд ли в силах изменить такое положение вещей; в конце концов, биология — это судьба, разве не так?
Не так. По крайней мере, именно в этом главное практическое значение открытий Ричи — он нашел способ сдвинуть «контрольную точку» в позитивную сторону.
На новом слайде был показан мозг с маленькими яркими точками (обозначающими повышенную активность) в момент позитивных эмоций. Ричи прокомментировал: «В ходе этого исследования мы сканировали весь мозг, чтобы определить, какой участок сильнее всего связан с сообщениями людей о переживаемых ими в повседневной жизни положительных эмоциях, таких как воодушевление, бодрость, энтузиазм и жизнерадостность. Оказалось, что он находится в левой лобной коре.
Этот же участок сильнее всего реагирует на понижение активности миндалевидного тела. Отсюда вытекает вопрос: как нам усилить позитивные эмоции человека и ослабить деструктивные? Вдохновленные работами Вашего Святейшества, мы принялись искать ответ на вопрос, может ли длительная практика медитации оказать воздействие на мозг и может ли это помочь в ослаблении негативных эмоций и усилении позитивных».
Алан поинтересовался: «Может ли сострадание, которое включает эмпатию к страданиям другого человека, проявиться в левой лобной доле?»
«Этого мы не знаем; это является одной из наших задач в будущем, — ответил Ричи. — Но мы знаем, что люди с более высоким уровнем позитивных эмоций сообщают о своей склонности совершать альтруистические поступки. Но это нам известно только с их слов; мы не знаем, поступают ли они так на самом деле».
Собственно говоря, именно изучением сострадания Ричи впоследствии занялся в Мэдисоне.
Случай со счастливым геше
«Теперь, Ваше Святейшество, я хотел бы рассказать о двух интересных экспериментах, которые мы провели. В рамках первого мы обследовали всего одного человека, но его случай очень показателен и интересен. Второй эксперимент был проведен по всем правилам, и сделали мы это недавно вместе с Джоном Кабат-Зинном, которого вы знаете по презентации на предыдущей конференции Разума и Жизни*. Джон Кабат-Зинн занимается разработкой методик медитации на милосердии для различных групп, включая медицинских пациентов, работников на рабочих местах, заключенных и жителей городских районов в разных местах Соединенных Штатов.
Во время реализации одного проекта, в котором участвовали Франсиско, я и несколько наших коллег, нам представилась возможность обследовать одного монаха, который случайно появился в нашей лаборатории в Мэдисоне. Мы уговорили монаха согласиться на обследование и закрепили на его голове датчики, чтобы измерить электрическую активность мозга и посмотреть, будет ли в его повседневном базовом состоянии наблюдаться повышенная активность участка мозга, связанного с сильными позитивными эмоциями и с уменьшением активности миндалевидного тела».
Когда Дэвидсон показал слайд с изображением монаха, подключенного к ЭЭГ в лаборатории, Далай-Лама его узнал и с удовольствием сказал: «Этот геше теперь стал настоятелем одного из самых известных монастырей в Индии!»
* Джон Кабат-Зинн выступал с презентацией на третьей конференции Разума и Жизни; см.: Исцеляющие эмоции: беседы с Далай-Ламой о милосердии, эмоциях и здоровье: Сборник / Под ред. Дэниела Гоулмана (Daniel Goleman, ed., Healing Emotions: Conversations with the Dalai Lama on Mindfulness, Emotions, and Health. Boston: Shambhala, 1996).
«В результате мы получили чрезвычайно интересные данные, — продолжил Дэвидсон. — Мы фиксировали активность мозга этого геше и смогли сравнить его показатели с показателями других людей, которых мы обследовали в моей лаборатории на протяжении нескольких лет. Мы располагали данными ста семидесяти пяти испытуемых, которых мы обследовали таким же способом ранее».
Показав слайд с результатами сравнения активности правой и левой предлобной доли, Дэвидсон сообщил о своем открытии: «У геше оказался самый высокий позитивный уровень из всех ста семидесяти пяти человек, которые когда-либо участвовали в таком обследовании».
«Даже в повседневной жизни он очень хороший человек, — заметил Далай-Лама. — У него хорошее чувство юмора и уравновешенный характер. К тому же он отличный богослов».
Далай-Лама знал, что этот геше был монахом-практиком и богословом, но не был йогином в том смысле, в котором используют это слово тибетцы, то есть он не находился долгое время в ретритах, медитируя в одиночестве. В анналах тибетского буддизма можно найти множество примеров о достижениях великих йогинов прошлого, и Далай-Лама знал, что и сегодня есть много выдающихся йогинов, которые проводят в уединении многие годы. Однажды он попросил сотрудников своего отдела по религиозным делам найти искусных практиков медитации, которые могли бы сотрудничать с учеными. Поиски велись не только среди тибетцев, но и среди индийских йогов, а также практиков тхеравады, випашьяны и других традиций буддийской медитации.
Однако Далай-Лама чувствовал, насколько важно, чтобы ученые поняли: сама по себе принадлежность к йоги- нам, исповедующим тибетский буддизм или другие традиции, не является залогом того, что человек освободил-
Показатели предлобной асимметрии у Г. Д. на фоне нормативной выборки
Распределение показателей активности в правой и левой предлобной области у 175 испытуемых. Негативные эмоции активизируют правую предлобную область, а позитивнее —левую; соотношение этих показателей определяет спектр настроений, которые человек будет испытывать в повседневной жизни. У геше (Г. Д.) показатель был самым высоким — то есть более позитивным, чем у любого из 175 других испытуемых.
ся от негативных эмоций. Это во многом зависит, отметил он, от вида практики, которой они занимаются; в древних индийских ведах полно историй о злобных и завистливых йогах.
В отличие от них, по мнению Далай-Ламы, этот геше, обычный практик, живущий монашеской жизнью, достиг высокого уровня духовного развития. Как человек, посвятивший себя буддийскому богословию, даже этот «уравновешенный» монах должен был постоянно про
верять состояние своего ума, дабы удостовериться в том, что ведет жизнь, достойную своего звания, и, видимо, именно поэтому он показал такие высокие результаты в исследовании Дэвидсона.
Приятное исключение
С точки зрения статистики жизнерадостный геше является исключением, поскольку у него соотношение активности левой и правой предлобной доли было гораздо выше, чем у всех остальных участников теста на позитивные эмоции. Вопрос о том, чем можно объяснить необыкновенно высокие позитивные показатели геше, остался открытым. Как обычный тибетский монах, он, по всей видимости, регулярно и подолгу занимался медитативными практиками, которые могли способствовать формированию такой реакции мозга. И действительно, Ричи упомянул, что геше более тридцати лет ежедневно использовал такие практики, в числе которых было упражнение на культивирование сострадания.
Для меня показатели геше стали чем-то вроде прозрения — они развеяли мои последние сомнения в том, что такая продолжительная практика сама по себе могла быть причиной его позитивности. Еще во время моей первой поездки в Индию в начале 1970-х годов в качестве аспиранта, изучающего системы медитации, меня поразило одно буквально осязаемое свойство характера — безмятежность, отличавшая многих, кто практиковал медитацию годами, либо считал ее повседневной монашеской обязанностью, как в случае с геше, либо занимался ею во время продолжительных и интенсивных ретритов, как йогин ы.
Теперь я понял, что меня так привлекло. Сдвиг в мозге — уклон влево от эмоциональной «контрольной точки», — очевидно, был следствием духовной практики. Две
тысячи лет назад авторы абхидхармы, классического канона буддийской психологии, предложили измерять прогресс в духовной практике по соотношению частоты и силы полезных и деструктивных эмоций. Современная наука о мозге, похоже, начинает склоняться к тому же мнению.
Обычно мы проявляем свои эмоции, когда изменяются условия нашей жизни — в лучшую или в худшую сторону. Но у тех, кто практикует медитацию, постепенно развивается внутренн



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь