Педагогическое мероприятие «Путешествие по простором космической галактики»
(познавательно-речевой направленности) для детей 6 – 7 лет
Цель: Систематизация основных знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия в математическую и речевую галактики.
Задачи
обучающие
- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года
- Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой
- Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше
- Закрепить знания по временным представлениям
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку
- Закрепить знания детей о геометрических фигурах
- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта
- Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр
- Закреплять умения правильно пользоваться знаками, =
- Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших
- Закрепить умение рисовать по точкам
- Закрепить знания детей о речевых единицах (звук, буква, слог, слово, предложение)
- Продолжать учить писать печатные буквы, различать гласные и согласные буквы и звуки
- Закрепить умение составлять и записывать предложения по сюжетной картинке с одним действием, соотносить предложение с соответствующей схемой.
Скачать: Педагогическое мероприятие «Путешествие по простором космической галактики» (полный конспект)
Развивающие:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания
- Продолжать развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу по слуховой инструкции педагога и выполнять её самостоятельно
- Воспитывать интерес к занятиям
- Воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Методические приёмы:
- Игровой (игровая ситуация – путешествие в математическую и речевую галактики, использование сюрпризных моментов – «метеорит», разминки).
- Наглядный (использование иллюстраций).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
- Интригующая проблемная ситуация (замок).
Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки, для украшения группы названия планет Математической и Речевой Галактик, изображения Звездочёта, Звёздной собачки, замка, Цифроежки, Звуковичка, Буквоежки, Слоговичка, звёзды-задачки, звезды разного цвета (фиолетовая, зеленая, синяя), карточки с цифрами, листочки в клеточку, альбомные листочки, карточки с буквами, слогами, наборы фишек для обозначения звуков (красный, синий, зеленый), карточки для индивидуальной работы «Салют», предметные и сюжетные картинки, схемы слов из 7 клеток, рабочие тетради, простой карандаш, призы для поощрения детей.
Содержание занятия
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их. Поэтому мы сегодня постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. А теперь красиво сели на свои места.
Ребята, я хочу сообщить вам одну новость, вы представляете, нас приглашают в гости в математическую галактику. Хотите там побывать? Как вы думаете, кто живет на планетах в математической галактике? (ответы детей).
Да, ребята, там живут цифры, числа, геометрические фигуры, задачи, примеры, знаки, часы, загадки, задания. И все там что-то считают, пересчитывают, составляют и решают задачи, отгадывают загадки, выполняют задания.
Для того, чтобы помочь жителям математической галактики, нам нужно быстро считать, думать, решать задачи и я предлагаю провести мозговой штурм.
- Игра «Назови соседей». Я буду показывать цифры, а вы называть их соседей.
- Игра «Ответь скорее». Я буду задавать вам вопросы, а вы должны мне быстро на них отвечать.
- Какое сейчас время года?
- Сегодня четверг, а завтра?
- Если бы сегодня была пятница, то завтра будет …?
- Какие арифметические знаки вы знаете?
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
- Если стол выше стула, то стул…?
- Если дорога шире тропинки, то тропинка?
- Если сестра старше брата, то брат…?
- Сколько месяцев в году?
- Назовите зимние месяцы.
- Сколько ушей у трех мышей?
- Сколько концов у двух палок?
- Сколько дней в неделе?
- Назови третий день недели.
- Назови самые теплые месяцы.
- Сколько времен года вы знаете?
- Сколько солнышек на небе?
- Как называется геометрическая фигура без углов?
- У какой геометрической фигуры меньше всех углов?
Воспитатель: Молодцы! Мы трудностей не боимся и можем смело отправляться в космическое путешествие в математическую галактику. Ребята, а на чем же мы с вами отправимся?
- Загадка. Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звёзд. /Ракета/
Дети: На ракете.
Воспитатель: Можно отправляться в путь. Садитесь поудобней. Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 10 до 1. (Дети считают в обратном порядке)
Пуск! Мы полетели. А пока мы с вами летим, чтобы нам не было скучно и наши руки-ноги не затекли, мы проведём разминку.
- Физкультминутка (2-3 раза)
Раз, два — стоит ракета. Три, четыре — самолет, Раз, два — хлопок в ладоши, А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре- Руки выше, плечи шире. Раз, два, три, четыре- И на месте походили.
Пять, шесть – тихо сесть.
Воспитатель: Вот мы и прибыли на первую планету. Ребята, посмотрите, здесь замок, да непростой, а цифровой. Чтобы попасть на эту планету, нужно разгадать секрет замка, вставить недостающие цифры.
- Игра “Впиши пропущенные цифры”
5…7…6 10
- Почему же не открывается замок?
- Упражнение “Найди ошибку” (6 заменить на 9 – “Цифра 9 акробатка, то шестерка, то девятка”)
Воспитатель: Ну вот, теперь мы можем сойти на эту планету – планету Звёздочетов. Ребята, смотрите, Звездочет. Он любит изучать звезды, и наблюдать за ними в свою подзорную трубу. Но он не умеет считать звезды, и определять какое число больше, какое меньше, и какие числа равны, расставлять между ними знаки, =. И поэтому все звезды из его подзорной трубы пропали. Помогите ему. К доске вызываются несколько желающих.
- Задание на сравнение чисел.
7*3, 5*5, 4*1, 9*8, и т.д.
Воспитатель: Мы очень хорошо поработали, и смело можем отправляться на планету №2. Это планета Звездочек. Но звёздочки эти непростые, они приготовили для нас задачки. Одни задачки нужно решить, а другие составить. Прежде чем вы составите и решите задачки, давайте вспомним:
- Из каких двух частей состоит задача? (условие, вопрос)
- Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить?
- Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить?
- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи?
К доске поочередно вызываются дети, каждый выбирает себе звёздочку-задачку.
- Игра «Придумай и реши задачку»
1. 9 грибов нашел Вадим, а потом еще один.
Вы ответьте на вопрос: сколько он грибов принес?» Решение: 9+1=10. Прочитать запись.
2. Запись: 4-1=3 (от четырех отнять один осталось три). Придумай задачку
3. Задача: На стоянке было 6 машин. Уехала 1 машина. Какой был номер у машины? Можно ли решить эту задачу? Как надо изменить вопрос? Конечно, — Сколько машин осталось? Сделай запись этой задачи и найди ответ. 6-1=5
Воспитатель: Ну вот, все задачки решены, и я предлагаю проследовать к планете №3 – к планете Цифр. Все цифры здесь живут в своих домиках-ракетах. Но сойти на эту планету не так-то просто, её охраняют, а кто – я не знаю. Чтобы узнать, кто же это, необходимо выполнить следующее задание.
2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 3 – вниз, 3 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 5 – вниз, 2 – влево, 2 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 2 – влево, 4 – вверх, 2 – влево, 2 – вверх.
Воспитатель: Кто же охраняет эту планету? (Звёздная Собачка) С таким сложным заданием вы справились, так как были внимательны и настойчивы. Я горжусь вами. А вы знаете, от кого охраняет эту планету собачка? От вредного Цифроежки. Дома на этой планете необычные: на каждом доме живут числа соседи, которые в сумме дают число дома. Но пришел Цифроежка. Он съел некоторые цифры на домах, пока наша собачка спала, и теперь жители домов не могут заселиться. Заселите домики цифрами. Вызываются несколько желающих.
Воспитатель: Ребята, здесь конечно очень интересно, но нам пора домой на Землю. Но чтобы лететь назад, нам нужно найти другие кнопки. А теперь возьмите листочек бумаги и карандаш в руки.
- Математический диктант «Геометрические фигуры».
В левом верхнем углу нарисуем квадрат. В правом нижнем углу овал.
В левом нижнем углу прямоугольник. В правом верхнем углу круг.
А посередине треугольник.
Это и будет наш пульт управления полёта назад на землю. Нажимаем: квадрат, где он находится, Вася? И т.д. Пуск! А чтобы в полёте наше тело не затекло, мы немножко разомнёмся.
Все ребята дружно встали, И на месте зашагали На носочках потянулись, И назад прогнулись
Как пружинки все присели, И на место разом сели.
Воспитатель: Прилетели, ребята.
Заходит корреспондент газеты «Удивительный космос» (учитель-логопед) с микрофоном.
- Здравствуйте, ребята! Я корреспондент газеты «Удивительный космос». Я очень рада, что вы удачно приземлились на нашей планете Земля. Скажите, пожалуйста
- Где вы были?
- Кто живет в математической галактике?
- Чем вы занимались? Вам понравилось?
Логопед: Я предлагаю побывать еще в одной очень интересной галактике – Речевой галактике. Как вы думаете, кто может жить в этой необычной галактике? (звуки, буквы, слова, слоги). Они живут на своих планетах.
Логопед: Отправляемся в речевую галактику! А на чем вы уже летали? (на ракете). Продолжим наше космическое путешествие и отправимся на первую планету. Пока мы летим, я буду бросать вам звуки, вы эти звуки ловите и узнаете название той планеты, на которую мы отправимся (Б, У, К, В, Ы).
Дети: БУКВЫ.
Логопед: Вот мы и на планете Букв и Звуков. А скажите, ребята, чем отличаются буквы от звуков? Что это буква или звук? (игра: «Звук — буква») Молодцы!
На планете живут жители. Вот они вышли к нам на встречу. Это Звуковичок и его подружка Буквоежка. Звуковичок предлагает поиграть в его любимую игру «Салют». Взяли карточки. Поставили пальчик на желтую фишку. Это старт игры, от нее начинаем движение. Выделяем первый звук в слове и двигаемся вверх до звездочки того цвета, которую задумал Звуковичок. А задуманную звездочку Звуковичок нам покажет. (на доске у Звуковичка звездочка фиолетовая, синяя).
Сейчас выделяем последний звук в слове (зеленая звездочка). Молодцы!
Ой, посмотрите какие странные слова. В них не хватает букв. Это Буквоежка их съел, а Звуковичок, чтобы нам помочь, поставил фишки, заменив буквы звуками, которые обозначают эти буквы. Давайте попробум их разгадать (дети отгадывают и вставляют нужную букву в слова). Кто проверит задания? (один проверяет).
ДВЕ…Ь (зеленая) КАП…СТ… (красные) БЕ…КА (синяя)
Логопед: Мы хорошо поработали и смело можем отправиться на планету №2. А чтобы нам не было скучно в полете немного разомнемся.
Разминка
- Как живешь?
- Вот так! Большой палец вверх.
- Как идешь?
- Вот так! Два пальца шагают по другой ладони.
- А бежишь?
- Вот так! Согнуть руки в локтях и показать, как работают руки при беге.
- Ночью спишь?
- Вот так! Руки «лодочкой» на щеку положить голову на них.
- Как берешь?
- Вот так! Хватательные движения.
-А даешь?
- Вот так! Руки перед собой, ладони вверх.
-Как грозишь?
- Вот так! Грозить указательным пальцем.
- А шалишь?
- Вот так! Надуть щеки и разом стукнуть по ним.
Идет спокойно наш полет
Нас впереди планета ждет.
Логопед: Вот и вторая планета в Речевой галактике. Кто прочитает ее название? (Дети читают). Да, это планета слогов и здесь встречает нас хозяин Слоговичок (игрушка Гном). Слоговичок – это гномик, который учит дружить. А кого он учит дружить? (звуки)
Дружит с берегом река, Дружат с небом облака, Кофе дружит с молоком, А повидло – с пирогом.
- Ребята, а что получается, когда согласные звуки дружат с гласными звуками? (слоги).
Если дружат П и А, Получается слог ПА. Если дружат М и У, Замычит корова МУ.
- Слоговичок предлагает разгадать его трудную шифрограмму. Чтобы разгадать шифрограмму нужно правильно разделить слова на слоги, а потом соединить слоги для получения нового слова. Если вы разгадаете правильно, Слоговичок покажет правильный ответ. (дети выкладывают слоги (РЕ, КА, ПО, ЛЕ)
ЧЕРЕПАХА + ШАПКА = РЕКА (картинка)
2 2
ПОМИДОР + ТЕЛЕФОН = ПОЛЕ (картинка)
1 2
Логопед: А это что такое? Слоги рассыпались. Надо составить слова из этих слогов.
Ты на слоги посмотри,
В них три слова ты найди.
(Катя, Лиза, Таня).
Логопед: Что это такое? Имена.
Логопед: Мы снова справились с заданиями на планете слогов и можем лететь дальше.
Идет спокойно наш полет
Нас впереди планета ждет.
Наша следующая планета слов и предложений. Открыли наши космические тетрадки. Занятие № 31. Нашли задание № 1: Добавьте в пустые клеточки гласные буквы так, чтобы получилось название предмета слева. Кто допишет гласные на доске? (дети дописывают слова).
- Какие гласные буквы дописали в первом слове? Во втором? В третьем? А если бы у вас были цветные карандаши, каким бы цветом вы написали эти буквы? (красным). Молодцы!
- А сейчас задание № 2: наоборот, надо дописать согласные буквы так, чтобы получилось название предмета слева Кто допишет на доске?. (дети дописывают). А если бы у вас были цветные карандаши, то карандашами какогоцвета вы дописали согласные в первом слове? Во втором? В третьем? (ответы детей).
Логопед: Молодцы, ребята! Но у нас ведь планета не только слов, но и предложений. Посмотрите на картинку в задании № 3 и составьте предложение из 2 слов (дети сосотавляют: Девочка прыгает.
Запишем это предложение. Первое слово: ДЕВОЧКА. Каждая клеточка домик для одной буквы. Второе слово: ПРЫГАЕТ. (дети пишут на доске). Сколько слов в предложении? Какая схема подходит к нашему предложению? (на доске нарисованы схемы, дети выбирают нужную схему).
Такое же задание №4: Придумать предложение из двух слов: МАЛЬЧИК РИСУЕТ. Записать это предложение словами. Сколько слов в предложении? Какое первое, второе?
Ребята, из чего состоят предложения? (из слов). Какие вы молодцы! Справились со всеми заданиями на планете. Поставьте себе оценку: если все правильно – шарик зеленого цвета, ошибка – желтого, много ошибок – красного.
Логопед: Можно возвращаться домой на нашу планету Земля. А чтобы нам не было скучно в полете немного разомнемся.
Разминка
- Как живешь?
- Вот так! Большой палец вверх.
- Как идешь?
- Вот так! Два пальца шагают по другой ладони.
- А бежишь?
- Вот так! Согнуть руки в локтях и показать, как работают руки при беге.
- Ночью спишь?
- Вот так! Руки «лодочкой» на щеку положить голову на них.
- Как берешь?
- Вот так! Хватательные движения.
-А даешь?
- Вот так! Руки перед собой, ладони вверх.
-Как грозишь?
- Вот так! Грозить указательным пальцем.
- А шалишь?
- Вот так! Надуть щеки и разом стукнуть по ним.
Корреспондент: Вы не забыли, кто я? Я корреспондент газеты «Удивительный космос».
- Скажите, пожалуйста, где вы были, в каких галактиках?
- На каких планетах?
- Кого вы там встретили?
- Какая планета вам больше понравилась?
- Что было интересным?
- А трудным? Почему?
Выходит воспитатель.
Воспитатель: Ребята, пока вы летали в речевую галактику, у нас в посёлке прошёл метеоритный дождь, и на территорию нашего сада упал вот такой метеорит. Кажется, жители галактик, где мы с вами побывали, прислали нам подарок.
Подходят к “метеориту” и находят внутри сюрприз.
ЗАМОК Звездочёт Звёздная собачка Цифроежка
ЗВУКОВИЧОК БУКВОЕЖКА Игра «САЛЮТ»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колобок» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников пгт Юрья Юрьянского района Кировской области
Авторы-составители: Чулкова Т.Н., воспитатель и Яговкина Е.Н., учитель-логопед. Пгт Юрья
|