Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы "Космическое путешествие"
Цель: обобщение представлений о космосе.
Задачи:
- закрепить знания детей о солнечной системе;
- активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор;
- развивать воображение и умение переносить знакомые способы и приемы работы в новую творческую ситуацию;
- воспитывать у детей умение слушать и слышать друг друга, желание прийти на помощь.
Скачать: Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы "Космическое путешествие" (полный конспект)
Используемые приемы, методы, технологии обучения.
Приемы:
- введение персонажа (Звездочет);
- музыкальное сопровождение;
- общеукрепляющие упражнения;
- уточняющие вопросы детям, направленные на установление причинно-следственных связей и обращенные к их опыту;
- развивающие упражнения ( «Найди звезду», «Построй ракету»), игровые приемы (введение детей в игровую ситуацию, подвижные игры и игры творческого характера);
- художественное слово (стихи, загадки).
Методы:
- словесные (беседа, рассказ, обсуждение);
- наглядные (карта солнечной системы, схема маршрута путешествия, иллюстрации и рисунки детей по теме «Космос», оборудование для проведения опытов);
- практические (изобразительная деятельность, вычислительная, конструктивная, опыты),
- игровые (игровой материал: шапочки-планеты, осколки-метеориты, имитация действий и движений).
^ Используемые формы организации познавательной деятельности детей: игра-путешествие.
Демонстрационный материал: костюм звездочета (черная накидка, расшитая звездами и планетами, шляпа), карта солнечной системы, схема маршрута для путешествия, оборудование для опыта (два листа ватмана с нарисованными кругами, песок, камни), фигуры-осколки метеоритов разного цвета и размера, шапочки с изображением планет, обручи, музыкальные композиции группы «Space», образец звезды, канат, магнитная доска для детских работ, компьютерная презентация.
^ Раздаточный материал: звездочки большие и маленькие, счетные палочки, «развивающий квадрат», наборы с геометрическими фигурами, альбомные листы с нарисованными на них геометрическими фигурами, краски, кисточки, цветные карандаши, фломастеры, стаканчики с водой, тряпочки.
^ Оформление зала: модель солнечной системы, космические тела, планеты, подвешенные на ниточках, рисунки детей на космическую тему, фотографии космонавтов, разложенные по залу звезды (такие же по цвету и форме как в раздаточном материале, только большего размера).
^ Прогнозируемый результат:
- Учебно-познавательная компетентность.
У детей сформировано представление о Солнечной системе, дети пользуются терминами; умеют анализировать, рассуждать, могут применять полученные знания на практике. Владеют навыками продуктивной деятельности.
- Коммуникативная компетентность.
Дети свободно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, поддерживают беседу на познавательную тему.
- Ценностно-смысловая компетентность.
Расширен кругозор детей по теме «Космос».
- Общекультурная компетентность.
Приобретен первоначальный опыт освоения ребенком научной картины мира.
Предварительная работа: До проведения этого занятия дети ознакомлены со следующими темами: «Солнце. Солнечная система», «Космическое путешествие на планету Меркурий и Венеру», «Космическое путешествие на Луну», «Космическое путешествие на Марс», «В гости к планетам–гигантам Юпитеру и Сатурну», «Космическое путешествие на Уран и Нептун», «Знакомимся с космическими телами», «Люди мечтают и изобретают».
Все занятия проведены в виде путешествия по космическому царству.
- Атлас «Космос. О звездах, планетах, космических путешествиях», издательство «Белфакс», 2008 г.
- «Большая энциклопедия для дошкольников. 1000 почему: Кн. 1: Космос. Планета Земля. Древний мир. Насекомые. Рептилии и птицы. Животные», пер. с англ. Асанина О. С., Смирнова А. В., издательство «Омега», 2007 г.
- Гальперштейн Л. Я., «Моя первая энциклопедия», издательство «Росмэн», Москва, 2004 г.
- Гризик Т. И., «Я и мир вокруг», издательство «Просвещение», Москва, 2006 г.
- Дубкова С. И., «Сказки звездного неба», издательство «Белый город», 2006 г.
- «Большая энциклопедия для дошкольника» под ред. Жильцовой Н., издательство «Олма-пресс», Москва, 2000 г.
- Куропаткина Т., «Первые шаги в космосе», «Ребенок в детском саду», 2002г.
- Книга из серии «Я люблю читать!» «Человек на Луне», Коуп Роберт,
издательство «Махаон», 2008 г
9. Левитан Е.П., «Твоя Вселенная», «Твой звездный город», «Длинноволосые звезды», издательство «Просвещение».
10. Загадки в стихах для детей Емельяновой Олеси.
Воспитатель: Вот уже на протяжении целого месяца мы с вами путешествуем по космическому царству. И сегодня к нам в гости пришел Звездочет.
- Ключевые моменты своего повествования Звездочет иллюстрирует слайдами. Звучит музыкальное сопровождение.
Звездочет: Здравствуйте, ребята! Вот уже целый месяц я слежу за вашими успехами. Однажды, пролетая над детским садом, я увидел группу детей, которые наблюдали за солнцем, потом я заметил, как в вечерние и утренние часы вы наблюдали за звездами и луной. Вы такие любознательные, а я очень люблю умных и любознательных детей. Скажите, ребята, вам понравилось путешествовать по моему космическому царству?
Звездочет: А какое оно, мое царство? Попробуйте его описать (холодное, темное, мерцающее, блестящее, огромное и т. д.).
Звездочет: А что интересного и нового вы узнали о моем царстве?
Дети рассказывают Звездочету, о Солнечной системе, с которой они познакомились на предыдущих занятиях. Вспомнить все важные детали им помогают слайды презентации.
Звездочет: А вы знаете, кто летает в космос? (у нас в России – космонавты, а в Америке – астронавты; самыми первыми полетели в космос собаки, они были испытателями; а первым человеком, полетевшим в космос, был наш космонавт – Юрий Гагарин).
Звездочет: А где космонавты проходят подготовку к полетам? (в Центре подготовки космонавтов).
Звездочет: Все ли желающие могут стать космонавтами? (нет, космонавтами могут стать здоровые и закаленные; космонавты должны быть умные и смелые; они должны уметь все делать в невесомости, а это очень трудно, поэтому надо много тренироваться; надо быть храбрым, хорошо знать Солнечную систему и устройство корабля…)
Космонавтом чтобы стать, Надо многое узнать. Быть проворным и умелым, Очень ловким, очень смелым.
(Д. Чибисов)
Звездочет: Какие вы молодцы, я не ошибся, вы действительно очень умные. Поэтому я вас хочу пригласить в необычное космическое путешествие. Вас ждут интересные приключения, различные испытания. Вы согласны? Не боитесь трудностей?
Далекие звезды в небе горят, Зовут они в гости умных ребят. Собраться в дорогу недолго для нас – И вот мы к полету готовы сейчас.
(С. Тимошак)
Звездочет: я предлагаю вам провести перед полетом небольшую разминку.
- Дети выполняют общеукрепляющие упражнения под музыку.
Стихотворный текст
Действия детей
Все в колонну становись! Обычная ходьба в колонне по одному Подготовка к полету – начнись! Ровным кругом, друг за другом,
Ходьба с высоким подъемом колена. Дружно, весело шагаем, Выше ноги поднимаем. «Змейкой», шагом и бегом.
Ходьба «змейкой», шагом Бег, галоп, ходьба Приставным галопом, шагом. Скрестно, с выпадами, рядом.
Галоп, ходьба Звездочет: Подготовкой я доволен, Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров,
К путешествию готов.
Звездочет: А на чем мы с вами отправимся в космическое путешествие? Ребята, пройдите на свои места и спроектируйте нашу будущую ракету (предлагает детям сложить ракету из набора геометрических фигур или из счетных палочек, проявляя воображение и фантазию).
Мы придумали ракету – Корабля быстрее нету. Приглашаем всех в полет, Нас ракета понесет!
Звездочет: Спасибо, ребята. По вашим проектам будет собрана ракета. Чтобы полет прошел удачно, вот вам всем по волшебной звездочке (раздает детям звездочки), они помогут в полете. Но перед тем как отправиться в полет, мы должны определить маршрут (обращает внимание детей на карту-схему). На схеме – названия планет. Мы должны соблюдать последовательность посещения этих необычных планет.
Звездочет: Итак, маршрут определен. Занимаем места в собранной ракете (ракета выполнена из стульев). Закрываем глаза и произносим заклинание: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск – к звездам начинаем путь!
Звездочет: Заработали моторы, вся ракета задрожала, завибрировала.
Дети показывают, как начинают вибрировать руки, ноги, голова…
Звездочет: Внимание! Приготовьтесь, у нас первая посадка!
Звездочет обращает внимание детей на карту-схему, просит детей найти первую планету и прочитать ее название.
Остановка «Звездная»
Звездочет: Что вы знаете о звездах? (это огромные раскаленные шары, которые состоят из газа)
Звездочет: Сколько звезд на небе? (Очень много…)
Звездочет: Одинаковые ли звезды? (Они все разные, есть звезды белого и голубого цвета – они самые горячие; а еще есть очень большие звезды – гиганты, и есть маленькие – карлики; если звезды менее горячие, то они желтого или оранжевого цвета, а наименее горячие звезды – красного цвета; из звезд образуются созвездия)
Звездочет: А какая из звезд находится всех ближе к Земле? (Солнце)
Звездочет: Да, звезды по внешнему виду очень похожи друг на друга, но все же, если вы внимательно посмотрите на свои маленькие звездочки, то найдете отличия.
Дети рассматривают звезды, называют отличия.
Звездочет: У вас в руках маленькие звездочки, а в моем царстве есть звезды, похожие на ваши, только большие. Попробуйте их найти.
Дидактическая игра «Найди звезду». Дети ищут звезды, которые были спрятаны в разных местах зала.
Звездочет: Ну что же, с первым испытанием вы все справились хорошо. А сейчас отправляемся к следующей планете, садимся в ракету.
Раз, два, три- Ремни пристегни. Ракета ввысь лети! Космонавт, глубже дыши!
Посмотри в иллюминатор, друг! Чудеса одни вокруг!
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Звездочет: Ребят, мы подлетаем к Марсу. Почему здесь нет ничего живого, одни камни? (на Марсе очень холодно, нет воздуха, там нельзя дышать; нет воды – поэтому и нет жизни)
Звездочет: Почему на Марсе так холодно? (Марс находится дальше от Солнца, чем Земля)
А во тьме, горя багровым светом, Смотрит Марс – безлюдная планета, Хмурая военная звезда.
(С. Золотцев)
Остановка «Солнечная семейка»
Звездочет: Вот мы и прибыли с вами на вторую остановку, которая называется «Солнечная семейка». Это родной дом нашей планеты Земля. У звезды под названием Солнце есть большая дружная семейка. Восемь детишек разного возраста. Что же это за детишки? (планеты)
Звездочет: Какие вы знаете планеты?
Звездочет: Какая планета расположена ближе всех к Солнцу? (Меркурий)
Звездочет: А какая дальше всех? (Нептун)
Звездочет: На каких планетах есть жизнь? (только на Земле)
Звездочет: Какую планету называют «Утренней…» или «Вечерней Звездой»? (Венеру, потому что ее бывает хорошо видно на небе в утренние и в вечерние часы)
Звездочет: Какие планеты украшены кольцами? (Сатурн, Уран, Нептун)
Звездочет: Сейчас я предлагаю поиграть: вам нужно надеть шапочки с изображением планет, я буду называть планеты, а вы должны занять соответствующее место в Солнечной системе. Все планеты вращаются вокруг солнца, каждая по своей орбите.
Подвижная игра «Солнечная система». Дети надевают шапочки с изображением планет и солнца. В центре ребенок-Солнце, а вокруг него дети-планеты на обозначенных «орбитах». По сигналу планеты начинают вращаться вокруг Солнца. Остальные дети наблюдают, оценивают правильность выполнения. Затем игра повторяется с другими детьми.
Звездочет: Ну что, нам нужно расстаться с «Солнечной семейкой» и отправляться дальше. Снова улетаем дети на космической ракете.
Стихотворный текст
Действия детей
На носки поднялись, а потом – руки вниз. привстать на носочках – и наклон вперед Раз! Два! Три! Потянись. вытянуться, руки – вверх
Вот летит ракета ввысь. один круг легким бегом
Звездочет: Какая у нас следующая планета по курсу, давайте посмотрим (дети показывают и называют).
Остановка «Загадочная»
Звездочет: На этой остановке вас ждут загадки о космосе. Прежде чем ответить, подумайте хорошенько.
Правильные ответы детей сопровождаются демонстрацией слайдов.
- Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают (звезды).
- Лежит ковер большой-большой, а не ступишь на него ногой (небо).
3.
Ну-ка, кто из вас ответит: И совсем не больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет (Солнце).
4. Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами (месяц).
5. Вокруг родной матушки восемь детушек кругами ходят (планеты).
6. Полная, как апельсин, а прошла неделя – только долька от нее осталась (Луна).
7. По небу летает, самолеты обгоняет (спутник).
Звездочет: Молодцы! С этим заданием вы тоже справились успешно. И мы с вами продолжаем наше космическое путешествие.
Давайте, посмотрим, куда же мы прибыли?
Дети определяют маршрут, читают название.
Остановка «Луна»
Звездочет: Ребята, а Луна это планета? Обитают ли на Луне живые существа? (нет – это спутник Земли, здесь нет живых существ)
Звездочет: Вот мы и прилунились.
Дети выполняют общеукрепляющие упражнения под музыку группы «Space».
Стихотворный текст
Действия детей
Много неизведанного на пути, Прежде чем исследовать – погляди. удержание равновесия на одной ноге С камушка на камушек мчимся вскачь.
Прыгаем выше, словно мяч. прыжки на двух ногах Пропасти и рытвины на пути своем Мы преодолеем, через них пройдем.
ходьба по канату
Звездочет: Ребята, вы обратили внимание, что вся поверхность Луны покрыта мельчайшей лунной пылью?
Вместо лунной пыли у нас – песок.
Звездочет демонстрирует два листа ватмана с нарисованными на них кругами и предлагает детям насыпать на оба круга «лунную пыль». Звездочет пальцами делает в песке углубления и объясняет, что эти «следы» оставили космонавты, высаживавшиеся на поверхности Луны.
Звездочет: Дело в том ребята, что на Луне совсем нет воздуха. А вы ведь знаете, что ветер – это движение воздуха. Если бы дул ветер, то эти следы давно бы исчезли. Давайте посмотрим, что с ними бы произошло. Как можно создать ветер?.. Надо сильно подуть.
^ Дети дуют на «следы» – и те исчезают.
Звездочет: Теперь посмотрим на соседний лист. Так как на Луне нет ветра, следы космонавтов останутся на ней навсегда. А еще на поверхности Луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле (ставит макет горы) и глубокие ямы – кратеры. Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов. Давайте попробуем посмотреть, как это происходит.
Опыт. Звездочет раздает детям камни и сообщает, что это метеориты. Предлагает воспроизвести процесс падения метеоритов, кидая камни в емкость с «лунной пылью». От падения камней образуются ямки. Дети делают выводы, что, чем больше камень, тем глубже получается углубление. Эти углубления сохраняются, потому что на Луне нет ветра.
Звездочет: Ребята, возвращаться нам пора, улетаем, детвора. Куда теперь мы держим курс?
^ Дети рассматривают карту, определяют следующую остановку.
Остановка «Фантастика»
Звездочет: Ребята, посмотрите в иллюминатор, я вижу чьи-то следы. Как вы думаете, чьи это могут быть следы? (инопланетян)
Звездочет: Как вы думаете, как могут выглядеть космические пришельцы? На кого они похожи? (на роботов, на Лунтика, у них на голове антенны, прикреплено много разных датчиков…)
Звездочет: У вас на столе лежат краски, кисточки и листы бумаги с нарисованными на них геометрическими фигурами – попробуйте их превратить в инопланетян, проявите фантазию.
^ Дети рисуют инопланетян, звучит музыка, а по окончании –демонстрация рисунков детей.
Звездочет: С инопланетянами мы познакомились, а теперь наш путь лежит на последнюю планету.
^ Дети находят ее, читают название.
Остановка «Сюрпризная»
Звездочет: Посмотрите, нас здесь кто-то встречает… Это жители планеты!
Жители: Помогите, пожалуйста, собрать нам эту звезду, она была вот такая (показывает образец).
^ Дидактическая игра «Собери звезду». Дети собирают звезду по образцу. Когда дети справляются с заданием, Звездочет их благодарит и дарит яркие маленькие звездочки из фольги.
Звездочет: Ну что, мы с вами везде побывали, со всеми испытаниями вы справились, теперь пора нам домой возвращаться. Давайте снова произнесем волшебные слова. Закрываем глаза и все вместе говорим:
«10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск – к дому начинаем путь!»
^ Звучит музыка группы «Space», затем музыка прерывается, звучит сигнал тревоги.
Звездочет: Ребята, раздался сигнал тревоги, к нашему кораблю приближаются осколки метеорита. Мы спасемся, если правильно соберем метеорит.
^ На доске – различные фигуры-осколки. Под фигурами написаны коды-цифры. Дети, расставив по порядку цифры и соответствующие им фигуры, составляют метеорит.
Звездочет: Молодцы, пора возвращаться на землю! Вот и наша Земля! Вот и наши поля! Здравствуйте, моря соленые!
Здравствуйте, луга зеленые! Мы с полета возвратились И на Землю приземлились! Идет веселый наш отряд!
И каждый встрече с нами рад!
Звучит музыка группы «Space». Звездочет благодарит детей за интересное путешествие и дарит им книгу о космосе.
Воспитатель: Спасибо, звездочет. Мы с ребятами приглашаем тебя на чаепитие.
|