Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками старшего возраста «Путешествие к неизведанной планете»
Составила и провела: Гатиятуллина Дина Ахметзуфаровна педагог-психолог СП «Детский сад «Сказка» ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова города Похвистнево
Образовательные области: «Социально коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
- Расширить представления детей о многообразии окружающего мира, космическом пространстве, об освоении космоса людьми.
- Стимулировать активные высказывания детей по теме, развивать навыки диалогической речи.
- Развивать психические процессы дошкольников (образное и логическое мышление, память, внимание, зрительное восприятие, творческое воображение).
- Формировать способности анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки.
- Воспитывать дружеские отношения между детьми, развивать способность к сотрудничеству и совместной работе.
- Побуждать к наблюдательности, любознательности, расширять словарный запас детей.
- Посредством музыкального произведения создавать благоприятный эмоциональный фон.
- Совершенствовать умения ориентироваться во времени и пространстве. Закреплять и расширять представления: слева, справа.
- Узнавать и называть геометрические фигуры, считать до 10 и обратно.
- Развивать общую координацию, двигательную активность детей, способствовать снятию напряжения мышц посредством физминутки.
- Способствовать развитию фантазии, творчества детей через использование техники рисования клеем и солью.
- Формировать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах.
- Создавать ситуацию успеха каждому ребёнку. Формировать у детей положительную самооценку своей деятельности.
Методы и приемы:
Скачать: Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками старшего возраста «Путешествие к неизведанной планете» (полный конспект)
практические: упражнения с карточками, слушание «космической музыки», «Гармония космоса», рисование клеем и солью, конструирование ракеты из геометрических фигур, интерактивные игры, двигательные упражнения;
наглядные: демонстрация презентации на тему «Космос», показ электронных игр;
словесные: постановка проблемной ситуации, рассказ педагога, беседа во время просмотра слайдов, дидактические игры, чтение стихотворений, вопросы побуждающие к мыслительной деятельности, обсуждение.
Материалы и оборудование:
- презентация на тему «Космос»;
- интерактивная доска;
- ноутбук;
- записи музыкальных композиций по теме «Космос»;
- набор геометрических фигур на каждого ребенка;
- карточки с лабиринтами;
- электронные игры;
- карточки с заданием обвести линии по точкам;
- подкрашенная в разные цвета детскими красками (или пищевыми красителями) вода;
- кисточки;
- белый клей (ПВА) в тюбике с узким носиком;
- соль;
- бумага или картон (раскрашенные в фиолетовый цвет);
- «волшебный» камень
Ход непосредственно-образовательной деятельности с детьми
1. Приветствие «Пирамида»
- Здравствуйте, дети! Предлагаю построить пирамиду из рук. Каждый из вас, по очереди, положит правую руку ладонью вниз на мою, назовет свое имя и скажет с каким настроением пришли на занятие.
- Меня зовут Д. А., у меня жизнерадостное, солнечное настроение.
2. Приглашение к путешествию
- Ребята, сегодня в наш детский сад пришло какое-то очень странное письмо. И кажется, это письмо с неизвестной планеты. В нем диск с какой-то записью. (Вставляется диск в ноутбук и на экране появляется картинка звездного неба со звуковым письмом.)
3. Рассказ-беседа о космосе, об освоении космоса людьми
Знаете, издавна люди стремились разгадать тайны неба. Глядя ввысь, они не переставали удивляться солнцу, яркому огненному шару, от которого кругом светло, как от огромной лампочки. А ночью они всматривались в звезды, словно кто-то зажег лампочки-гирлянды. Люди смотрели на летающих птиц и им так же хотелось подняться ввысь, полететь. Так родилась мечта о полете.
Ученые-изобретатели решили осуществить эту мечту. Однажды кто-то смастерил крылья, как у птицы, из воска и перьев. Но из этой затеи ничего не вышло. Солнце растопило воск, перья разлетелись, крылья распались. Но мечта человека о полете не погибла. Спустя много веков два брата-француза Монгольфье изобрели бумажный воздушный шар, на котором поднялись над землей.
А еще позже американские братья Райт взлетели над землей на моторном самолете. Он был лучше воздушного шара, но и на нем нельзя было достичь больших высот. Для этого понадобился более мощный двигатель — реактивный. Так постепенно люди узнали, что у них над головой нет никакого потолка с лампочками, а облака — это вовсе не вата, а скопление паров. Люди узнали, что такое тучи, молния, гром, от чего бывают гроза и дождь. Они изобрели телескопы, чтобы заглянуть в неведомый космический мир, поближе рассмотреть звезды и планеты. Новый реактивный двигатель поднял высоко над землей спутник. В конце концов, люди изобрели космическую ракету. Это – очень сложная техника, которую назвали космическим кораблем. (Весь рассказ сопровождается показом слайдов.)
Нас пригласили в увлекательное путешествие к неизведанной планете, там нас ждут разнообразные препятствия и интересные задачи. На чем мы сможем осуществить наше путешествие? (Ответы детей).
4. Упражнение «Построй ракету»
Мы с вами отправимся в путешествие на ракете, которую сами и построим. (Перед каждым ребенком набор геометрических фигур. По словесной инструкции дети выполняют задание.)
- Посередине находится большая геометрическая фигура с четырьмя углами и четырьмя сторонами. При этом две стороны у фигуры длинные, а две короткие. Сверху кладем небольшую фигуру с тремя углами и тремя сторонами, у которой все стороны равны. Снизу, слева и справа от ракеты выкладываем две одинаковые фигуры с тремя углами и тремя сторонами. На ракете есть окошко, похожее на фигуру, у которой совсем нет углов. А под ним находится дверца, похожая на вытянутый круг. Скажите, из каких геометрических фигур построена наша ракета? Какие это фигуры объемные или плоскостные?
Молодцы дети, вы справились с этой задачей. Вот наш космический корабль готов к старту. У него есть входной шток, иллюминатор. Управляют космическим кораблем космонавты. Первым живым существом, отправившимся в космос, была собака. Когда ученые убедились, что полеты к звездам не опасны, 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек.
- Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос?
(Ответы детей: Это был Юрий Алексеевич Гагарин.)
- Кто из вас помнит и хотел бы рассказать стихотворение про Юрия Гагарина? (Один ребенок встает и рассказывает:
В космической ракете С названием «Восток» Он первым на планете Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель.) В. Степанов
По дороге в космос, проложенной Ю. Гагариным, пошли другие космонавты. Полёты стали более долгими. Изменились и сами корабли. Сегодня это огромные аппараты, в которых есть всё необходимое для длительной жизни на орбите. Они выполняют многие полезные работы.
- Как вы думаете, любой человек может стать космонавтом?
(Сильные, смелые, здоровые, мужественные, храбрые, отважные, физически подготовленные и т.д.)
- Что для этого надо делать?
(Заниматься спортом, делать зарядку, закаляться, кушать хорошо.)
5. Физкультминутка «Космонавты»
Не зевай по сторонам, (Повороты в стороны) Ты сегодня – космонавт. Начинаем тренировку, (Наклоны вперед) Чтобы сильным стать и ловким. Ждет нас быстрая ракета (Приседать)
Для полета на планету. Отправляемся на Марс. Звезды в гости ждите нас. (Кружиться на месте) Крыльев нет у этой птицы, (Руки в стороны, опустить)
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост – (Ноги врозь, руки над головой,
И поднимется до звезд. ладони соединить)
А вот и космонавты появились (слайд). Посмотрите, они одеты в специальные костюмы: скафандры, шлемы, за спиной баллоны с кислородом, т. к. в космосе нет воздуха с кислородом, которым мы дышим.
6. Игра «Что возьмем с собой в путешествие?» (электронная)
Подумайте, что нам пригодится во время путешествия. (Дети выбирают из изображенных предметов все то, что может понадобиться в путешествии. Дают объяснение, почему они это взяли).
7. Упражнение «Подумай»
Все готовы? В полете мы будем достаточно долго, поэтому нам надо запомнить, когда мы вылетели:
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели будет завтра?
- А какой день недели был вчера?
- Назовите все дни недели!
- Сколько рабочих дней в неделе?
- Сколько выходных дней? Назовите их! (Дети отвечают)
Нам нужно проложить маршрут полета. А маршрут, зашифрованный в этих карточках, выполнив правильно задания, мы сможем найти правильное направление полета. (Группа делится на две команды, каждой команде дается свое задание: «Проложи путь...», «Лабиринт»)
8. Упражнение «Проложи путь ракеты до планеты»
Обвести карандашом пунктирные линии ведущие от ракеты к планете.
9. Игра «Лабиринт»
Задание заключается в том, чтобы дети провели космический корабль к звездам. Молодцы, ребята!
10. Релаксация «Полет»
Теперь маршрут нам известен. Посмотрите, все готово к полету! Можем начинать обратный отсчет: 10, 9, 8, 7... 0. Старт! Полетели! Закройте глаза, мы летим. (Звучит «космическая» музыка)
11. Рассказ о планетах
(Слайд со звёздным небом)
Кроме звезд в иллюминаторы можно увидеть много интересного. Это различные планеты. С Земли планеты кажутся маленькими звездочками. Но космонавты видят их вот такими. (слайд с планетами)
Самая яркая звезда — Солнце — огромный огненный шар. Оно такое яркое, что на него нельзя долго смотреть — устанут глаза. И приближаться к нему на космическом корабле тоже нельзя — он сгорит. А вот на Луне космонавтам удалось побывать. Луна — это не звезда, а спутник Земли. Луна тоже шар, но каменный, твердый, холодный. А наша планета Земля из космоса выглядит голубым шаром, т. к. вокруг нее слой воздуха с кислородом — атмосфера. На нашей планете Земля много воды, солнечные лучи согревают планету, поэтому на Земле растут растения, живут насекомые, животные, птицы и мы — люди. А люди, живущие на планете Земля, называются «земляне».
12. Упражнение «Путаница» (Электронная)
Посмотрите, что это? Может это и есть наша неизвестная планета. Давайте рассмотрим ее в волшебные очки. (На экране появляется небольшая отдаленная планета. Затем – приближенная.) Посмотрите внимательно, рассмотрите каждый уголок, найдите, что необычное вы увидели.
Да, действительно, это и есть неизвестная планета, которую мы с вами искали. А для того, чтобы эту планету могли найти и увидеть другие люди, нам нужно отметить ее на космической карте.
13. Рисование солью и клеем.
(Коллективная работа)
На листе бумаги (заранее раскрашенной в фиолетовый цвет) с помощью клея нарисуйте космическое пространство со множеством звезд и планет. Затем щедро посыпьте солью лист с нарисованными клеем рисунки. Соль должна покрыть все участки клея. Затем стряхнем излишки в приготовленный заранее короб.
Окуните кисть в подготовленную, подкрашенную в разные цвета краску, и нанесите ее на рисунок.
При этом не нужно стараться закрасить все участки соли, достаточно капнуть в некоторых местах и затем наслаждаться происходящим чудом! Краска начнет сама распространяться вдоль солевых линий.
Получилась классная карта!
15. Творческое задание «Придумай название планете»
Вам предоставляется возможность придумать название для этой планеты!!! Как бы вы ее назвали? (Ответы детей).
16. Игровое упражнение «Волшебный камень»
Может, кто-то из вас вскоре совершит полет в настоящий ракете в неизвестный заоблачный мир. А на память о путешествии держите «волшебный камень». Он поможет нам вернуться в детский сад.
Мы летали, мы летали На планете побывали, Хотя интересно было там, Пора домой вернуться нам.
1, 2, 3, 4, 5 — Вот и в садике мы опять.
Итог.
Планета найдена!!! Понравилось ли вам на неизведанной планете? Что вы там увидели интересного? Что понравилось в путешествии? Трудно было искать планету?
|