|
Жанна Крайг. Эмоциональный интеллект и развитие собственного «Я»Фрагмент книги Крайг Жанна. Эмоциональный интеллект. Думай, просчитывай, побеждай — М.: Питер, 2010 Чтобы добиться успеха в профессиональной и личной жизни, необходимо развивать эмоциональный интеллект (EQ). Это умение эффективно общаться, осознавать свои эмоции и просчитывать эмоции окружающих, легко идти на контакт и так далее, и тому подобное. Как ни парадоксально, но когда мы развиваем свои умственные и технические способности, этот процесс повышает наш EQ. Сосредоточиваясь на образовании и обучении, на поиске новых путей, мы трансформируем самих себя. Почувствуйте жажду обучения Разум, однажды расширившись, никогда больше не вернется к своей исходной форме. Отправляйтесь обратно в школу. Получите ученую степень, если у вас ее нет. Получите еще одну степень, если она уже есть. Или вообще не волнуйтесь по поводу степени. Возвращайтесь в университет. «Но мне будет 35 лет (45, 65 или даже 85), когда я получу степень». Ну и что из этого? Мне был 51 год, когда я вернулась в аспирантуру, чтобы получить докторскую степень. И в отличие от коллег-скромников, я хочу, чтобы, обращаясь ко мне, люди называли меня «доктор», ведь я получила эту степень так поздно. Мой муж предпочитает менее формальный стиль, он обращается ко мне так: «Доктор, милая». Сократ учился музыке на закате своей жизни. По легенде, когда его спросили: «Неужели вам не стыдно учиться, в вашем-то возрасте?», он ответил: «Мне было бы гораздо стыднее оставаться невежественным в своем возрасте». За всеми возражениями скрывается мысль о том, что если приступить к обучению в пожилом возрасте, то не будет достаточно времени, чтобы поработать в новой профессии и оправдать время и деньги, потраченные на ее приобретение. Да, конечно, профессиональная подготовка является частью образования. Но у образования есть и не столь известная, однако не менее важная цель — способствовать развитию. Другими словами, повышать эмоциональный интеллект (EQ). Эрл Шоррис, социальный критик и автор книг, убежден, что гуманитарное образование намного сильнее преображает жизнь бедных и обездоленных людей, чем профессиональное обучение. Он сам начал с курса гуманитарных дисциплин «Clemente Course», который Бардовский колледж предлагал бедным. Лиалл Буш, директор Сиэтлского филиала «Clemente Course», знакомит слушателей — бездомных, асоциальных маргиналов, иммигрантов и вылечившихся алкоголиков — с поэзией, историей искусств, греческим театром и философией. Буш убежден, что образование повышает эмоциональный интеллект, хотя он и не пользуется этим термином. Образование воздействует на улучшение жизни человека несколькими способами. По мнению Буша, гуманитарные науки могут подтолкнуть к размышлениям о самом себе и стать тем рычагом, с помощью которого человек перевернет свой мир. Люди, которые проходят весь курс, начинают видеть мир по-новому. Кроме того, исследования показывают, что образование, как формальное, так и неформальное, помогает защититься от путаности мышления, которое подстерегает многих пожилых людей. Согласно этим исследованиям, люди с хорошим образованием могут функционировать без потерь памяти или ментальных проблем, несмотря на существенное уменьшение объема мозга в старости. Еще одна польза повышения образования заключается в том, что оно поднимает уровень нашего морального развития. На низком уровне люди делают «правильные вещи», потому что рядом с ними есть некто, обладающий властью заставить их поступать именно так. К примеру, человек находит кошелек с меткой владельца; он вернет его владельцу только в том случае, если свидетелем находки был некто, имеющий право настаивать на возвращении. Чем выше мы поднимаемся по лестнице морального развития, тем больше людей делают правильные вещи просто потому, что это правильно. У них начинает появляться совесть. В одной из работ были исследованы факторы, повышающие моральное развитие: на первом месте оказалось образование. Более образованные люди демонстрировали более высокий уровень морального развития, чем те, у кого уровень образования был невысок. Чтобы образование производило такой эффект, оно не обязательно должно быть формальным. Моя бабушка, закончившая только восемь классов школы, очень много читала. А в наши дни заниматься самообразованием гораздо проще, чем когда-либо. Мир образования не так уж далек от вашей местной библиотеки или вашего домашнего компьютера. Повышайте качество того, что вы читаете (и смотрите) Вырабатывайте у себя привычку к гуманитарным наукам, В маленьком магазинчике недалеко от моего дома есть пункт книгообмена. Вы можете принести туда две книги и взамен взять одну примерно той же тематики. Проблема заключается в «качестве». В основном там представлены популярные, а не художественные книги. Я не вполне уверена в том, как различают книги и кто делает выбор, но, как мне кажется, это сродни вердикту судьи по поводу порнографии: «Я распознаю порнографию, когда увижу ее». Я уже прочитала свою долю «бульварных» романов и могу сказать, что спустя какое-то время они надоедают, и хочется почитать что-нибудь для души. Вот как считает писательница Фэй Уэлдон: «Хорошие писатели, по-настоящему хорошие, запечатлевают некое видение реального мира и переносят его в Город Изобретений; они просвещают и освежают читателя, чтобы, вернувшись в реальность, тот ощутил изменение реальности, хотя бы и на одну минуту». Уэлдон говорит, что чтение хорошей литературы повышает эмоциональный интеллект. В своей книге «Письма Алисе по поводу первого прочтения Джейн Остин» (Fay Weldon «Letters to Alise on first reading Jane Austen») Уэлдон пишет письма своей вымышленной племяннице Алисе. Алиса сетует на то, что в колледже ее заставляют читать Джейн Остин, чьи книги она считает «скучными, маловажными и не имеющими никакого отношения к жизни». Подобно большинству из нас, Алиса предпочитает смотреть телевизор или читать что-нибудь легкое, популярное. И, подобно большинству из нас, Уэлдон соглашается со страданиями от «типичного нервного ужаса перед литературой». Она говорит, что сама на каникулах читала сначала триллеры, затем научную фантастику и лишь потом учебную литературу. И только после того, как она неохотно и с некоторым содроганием открыла книгу «Война и мир», которую должен был прочитать каждый студент, ее охватило «экстатическое, почти эротическое удовольствие, которое дарит стиль хорошей книги. Тогда произошло нечто такое, чему нет названия». Различие между хорошей литературой и популярным чтивом заключается в том, что великие литературные произведения способствуют развитию, а популярные книжки всего лишь помогают скоротать время. Читая популярную литературу, мы не растем, не меняемся и не развиваемся сколько-нибудь серьезным образом. При чтении хорошей литературы мы, в конечном итоге, больше узнаем о самих себе. Уэлдон пишет: «Вы читаете романы не ради новостей, а ради просветления». Этот же принцип применим к фильмам и телепередачам. В фильмах, которые развивают нас или трогают наши сердца, герои развиваются. В борьбе с проблемами или препятствиями герои начинают по-новому смотреть на мир, а их поведение меняется. Они взращивают свой эмоциональный интеллект. В фильме «Комната Марвина», например, героиня Мерил Стрип изливает презрение на свою сестру, вставшую на путь самопожертвования, которая отказывается от брака и семьи ради того, чтобы остаться со своими престарелыми родственниками и ухаживать за ними. К концу фильма героиня приходит к пониманию того, что у сестры, возможно, был более прозорливый взгляд на мир, и у нее начинается процесс роста. И когда мы смотрим этот фильм, мы тоже начинаем расти. Читайте хорошие книги. Ведите дневник А затем начинается путешествие, а с ним приходит неодолимое желание описать его, Я веду дневник более двадцати пяти лет, но я не слишком последовательна в этом. Как правило, мне хочется вернуться к нему в трудные времена моей жизни, а когда жизнь хороша, я не испытываю ни малейшего желания в добросовестном ведении дневника. Если я умру завтра, и найдутся мои дневники, то прочитавшие их наверняка будут уверены, что я прожила печальную и трудную жизнь. Поскольку я пишу не так уж часто, то, думаю, бываю счастливой чаще, чем печальной, что соответствует истине. Но когда у меня неприятности, я пишу очень много. Я исписала целые тома накануне, во время и после своего развода, когда переживала один из худших периодов своей жизни. И вот что мне это дало. По прошествии нескольких недель я вернулась к своим записям, прочитала их и смогла увидеть некоторые паттерны. Вопросы, которые вновь и вновь вставали передо мной, начали проясняться. Как только я смогла идентифицировать проблему, я встала на путь ее решения. Человеческие дилеммы трудно определить, трудно увидеть все грани проблемы. Когда мы изо дня в день делаем записи, это как будто побуждает нас работать в глубине сознания, даже если мы не даем себе отчет в этом, но в один прекрасный день все части мозаики не встанут на места. Ведение личного дневника помогает осознать, что же мы реально чувствуем, объединяет воспоминания прошлого с нашим нынешним опытом и создает четкий контекст. Это помогает нам найти креативные решения существующих проблем и новые подходы к старым. Записывание собственных мыслей помогает использовать оба полушария мозга для решения проблемы. Человек, находящийся в стрессе, склонен делать то, что доставляет ему максимальный комфорт. Но представители правополушарного типа, обычно способные видеть картину ситуации в целом, в состоянии стресса могут упустить важные детали. И наоборот: левополушарные типы, уделяющие внимание деталям ситуации, в условиях стресса могут увязнуть в них и не увидеть «за деревьями леса». Записывая свои мысли в дневнике, мы выводим на поверхность образы, чувства, озарения и связи, рождающиеся в правом полушарии, и замедляем темп нашей жизни, позволяя работать левому полушарию, чтобы понять логический смысл этих образов; это помогает нам создавать стратегии и решения. Иногда люди в своих дневниках пишут письма. Вы можете писать письма самому себе — восьмидесятилетнему себе, оглядывающемуся на прожитую жизнь, или пятилетнему или десятилетнему себе, перед которым открывалась вся жизнь. Дневник — это то место, где можно писать письма другим людям — как умершим, так и живым, тем, с кем вы состояли в отношениях раньше или состоите теперь. Как только эмоция переработана, можно выбрать спокойный, уважительный способ поделиться ею с человеком либо обнаружить, что необходимость высказывания эмоций вообще отпала. Джулия Кэмерон в своей книге «Путь художника» (Julia Cameron «The Artist's Way») предлагает делать упражнение, которое она называет «утренними страницами». Суть заключается в том, чтобы, просыпаясь, каждое утро заполнять три страницы дневника. Особенно важно делать это еще до того, как ваш мозг полностью проснется, начнет руководить процессом и выносить суждения о написанном. Таким образом вы получаете гораздо больший доступ к своему бессознательному. Ведение дневника помогает нам получать озарения, видеть людей и ситуации в новом свете. Именно такой рост и изменения являются сутью развития. Существуют и иные преимущества описания своего опыта. В од-ном из недавних исследований было показано, что больные, страдающие хроническими заболеваниями, испытывали облегчение физических мук, если три дня подряд в течение 20 минут описывали стрессовые ситуации. Более ранние работы продемонстрировали, что письмо может облегчить напряжение и улучшить функционирование иммунной системы. Ведение дневника не только повышает эмоциональный интеллект, но и помогает отмечать собственный рост. Приобретите новый навык Нельзя научить старого пса новым трюкам. Все мы слышали о том, что нельзя обучить старого пса новым трюкам, правда? Однако обучение новым трюкам — это как раз то, что может спасти пса от преждевременного наступления старости. Исследования мозга показывают, что по мере приобретения новых навыков, мы открываем новые пути, способствуем установлению новых связей. На первых порах вызывает сильное раздражение необходимость быть новичком, особенно если вам немало лет. Имея за плечами долгую и успешную карьеру школьного психолога, я начала осваивать другие виды деятельности, став оратором и автором книг. Было очень трудно перейти от статуса эксперта — того, кто знает все тонкости и обучает новичков, — к статусу ребенка, который не знает не только ответов, но и правильных вопросов. Если бы я все это предугадала заранее, возможно, и не начала бы новую карьеру, однако процесс оказался трудным, но веселым, и очень многое дал мне в плане образования. Те мелкие навыки, из которых слагается новое знание, входят во все аспекты нашей жизни. Самодисциплина, упорство, терпение и умение переносить фрустрацию окажутся полезными инструментами во всем, чем бы вы ни занимались. И, как мы хорошо знаем, пребывание вне зоны комфорта — это один из лучших способов повышения эмоционального интеллекта. Возможно, самая лучшая причина для усвоения нового навыка — это просто удовольствие от его использования. Бен обнаружил флейту своего повзрослевшего сына и решил взять несколько уроков игры на ней. Сейчас раз в неделю он выступает с любительским оркестром. Да, он не стал Джеймсом Гэлвэем, но говорит, что получает от игры большое удовольствие. Я изучаю испанский язык на протяжении нескольких последних лет. На занятиях мы шутим по поводу того, что начали учить иностранный язык в том возрасте, когда уже с трудом вспоминаем имена своих собственных детей. Путешествуйте Если бы существовал выбор, вложить ли $2000 в Пенсионный фонд или потратить их на путешествие на Северный полюс, чтобы увидеть отпечатки следов адмирала Пери, которые до сих пор сохранились там, я бы сказал: «Едем на Северный полюс», потому что это пробудит мир вокруг вас и его интерес к вам и вы узнаете много нового благодаря этому. Когда я впервые выезжала за рубеж, меня сопровождал человек, знакомый с языком и обычаями этой страны. Я полностью доверилась ему, и это было очень забавно. Затем он уехал домой, а я осталась, чтобы поучаствовать в работе конференции. В течение четырех дней, с момента его отъезда и до начала конференции, я была предоставлена самой себе. Вот это было обучение! Совершенно неожиданно все вещи, которые я воспринимала как данность у себя в стране, оказались огромными препятствиями, которые было необходимо преодолевать: позвонить по телефону, сесть на нужный автобус, разобраться в деньгах, заказать завтрак. Даже поход в ванную был настоящим испытанием. Я никогда не знала, придется ли мне платить за что-нибудь, сколько мне дали сдачи и где мне найти нужную рукоятку, цепочку, ручку или кнопку. Кроме того, у людей существуют определенные ожидания в отношении женщин, особенно если те путешествуют в одиночку. К тому моменту, когда я вернулась домой, я совершенно по-новому смотрела на жизнь. Одна поездка в страну третьего мира заставила меня почувствовать себя невероятно богатой. У меня есть электричество, горячая вода и духовка. У меня даже есть машина. Это просто немыслимое богатство с точки зрения Клаудии, уборщицы в гостинице, которая воспитывала троих детей, не имея возможности пользоваться ни одним из вышеперечисленных удобств. Моя подруга Линда часто ездит в Мексику. Она обнаружила, что там рядом со свалкой живет множество детей, которые копаются в мусоре в надежде найти съедобные отбросы. Сейчас Линда активно участвует в программе, направленной на облегчение участи этих детей. Будьте уверены: путешествия могут, наряду с повышением эмоциональногоинтеллекта, пробудить вашу совесть, и вы начнете участвовать в таких делах, о которых ранее не могли и помыслить. Путешествия преподают нам урок и в отношении самих себя. В дороге меня всегда поражает, насколько узка моя зона физического комфорта. Например, меня раздражает, если я не нахожусь в некомфортной для себя температурной зоне — не хочу, чтобы мне было слишком холодно или слишком жарко. Кровать, на которой сплю, может оказаться слишком твердой или слишком мягкой. Приходится либо приспосабливаться, либо чувствовать себя несчастной. Путешествуя, очень важно оставаться любопытными и гибкими. Слишком часто американцы хотят поймать двух зайцев одновременно — получать тот комфорт, к которому привыкли, и одновременно подняться на Пизанскую башню. Если у вас достаточно средств, то можно совместить обе эти вещи. В большинстве стран мира есть отели американского типа, в которых можно остановиться, и «Макдональдс», в котором можно перекусить. Но мы упускаем нечто очень важное, когда пытаемся воспроизвести мир, из которого уехали. Прошлой осенью мы с мужем отправились в Ирландию, потому что он хотел показать мне то место, где родился. Мы остановились в Килларни в очаровательном ирландском пансионе B&B (ночлег и завтрак). Но если бы мы предпочли типичный американизированный отель, то пропустили бы традиционный ирландский завтрак и не увидели бы Айслинг — красивую новорожденную дочку хозяина гостиницы. Путешествия явно преображают! Идите наперекор своему типу Чем более мы зрелы, тем больше отказ от собственных предпочтений Вы — болтливый экстраверт, для которого просто не существует незнакомцев? Или застенчивый, склонный к уединению тип, которому комфортнее всего наедине с собой или с несколькими друзьями? Вы любите тщательно планировать свой день заранее или предпочитаете оставаться свободным, ожидая, как ляжет карта? У всех существуют предпочтения относительно того, как вести себя в той или иной ситуации. Однако если мы переступим черту и сделаем нечто, прямо противоположное своим привычкам, это будет способствовать росту гораздо больше, чем приверженность старым комфортным методам. Предлагаю провести небольшой эксперимент. Напишите свое имя. Сделайте это прямо сейчас. Просто напишите свое имя на любом куске бумаги — хоть на использованном конверте. А теперь напишите свое имя другой рукой. Каково это было делать во второй раз? Если вы не владеете одинаково хорошо обеими руками, возможно, писать имя во второй раз вам было гораздо сложнее, чем в первый, когда вы делали это своей доминантной рукой. Вполне возможно, что вы не удовлетворены результатом, не так ли? Но вы смогли написать свое имя, и вполне разборчиво. Именно это происходит, когда мы идем наперекор своему типу. Я не предлагаю вам переключаться и постоянно писать своей недоминантной рукой, хотя, возможно, это было бы полезно делать в течение какого-то времени (см. «Занимайтесь нейробикой»). Я предлагаю вам осознать, как вы обычно поступаете в каких-то ситуациях, и попробовать сделать наоборот. Например, если на собраниях вы любите быть в центре внимания, то попробуйте уступить это место кому-то другому, а сами посидите тихо в уголке. Если вы обычно ждете, что окружающие проявят инициативу и заговорят с вами, начните первым. А затем отследите свои реакции. Большинство людей чувствуют легкую тревогу, когда идут наперекор своему типу. Человек, привыкший заранее планировать свой день до мельчайших деталей, пытается справиться с беспокойством, когда сталкивается с незапланированными событиями. Ему нравится быть хорошо подготовленным, и он чувствует дискомфорт, если что-то не расставлено по местам, когда случается какое-то событие. А человек, предпочитающий экспромты, почувствует себя связанным по рукам и ногам и встревоженным, если его день будет подчинен жесткому плану. А вдруг подвернется что-нибудь получше? Я предлагаю вам делать прямо противоположное тому, что вы обычно делаете, и научиться успокаиваться, когда это станет рождать у вас тревогу. Цель этого упражнения состоит в том чтобы изменить неразвитые части самих себя, оно помогает нам стать более гибкими и лучше справляться с тем, что «подкидывает» жизнь. Представьте, что вы отправляетесь на автомобиле в местечко Нигде в штате Небраска. Кое-кто полезет в Интернет или позвонит в справочную службу, чтобы спланировать это путешествие до мельчайших деталей. Такие люди будут знать, сколько предстоит проехать за день, в каком зарезервированном ими номере в мотеле следует остановиться. Они проверят машину в автосервисе, откажутся на время от ежедневной доставки газет и заранее оплатят все счета. Другие же, — те, кто предпочитает более спонтанную жизнь, — просто выедут на автостраду, присмотрят там случайную машину, которая, как им кажется, направляется в Небраску, и поедут следом. Первый способ кажется очень комфортным. Он не сулит неприятных сюрпризов, хотя и выглядит несколько ограничивающим и не оставляет больших возможностей для открытий. Второй подход выглядит авантюрным и волнующим. Куда-нибудь да попадете. Наверное, это более волнующий способ совершать путешествия, но что делать, если вам обязательно надо попасть в Нигде? Еще один вид деятельности, который можно осуществлять «с точностью до наоборот», — это составление расписания своего дня. Если вы открываете ежедневник и не можете найти там ни одной свободной строки из-за того, что ваш день плотно расписан, попытайтесь не составлять себе расписания дел на один день в неделю и не носите часы. Положитесь на природные ритмы. Если, с другой стороны, в вашем ежедневнике мало дел и вы занимаетесь ими по мере поступления, попробуйте в какой-нибудь день расписать себе каждый час. Составьте график всех своих дел и четко следуйте ему в течение какого-то времени. Это будет столь же некомфортно, как и в первом случае, но зато вы узнаете, как живет вторая половина человечества, и одновременно выясните что-нибудь новенькое о самом себе. Оперируя исключительно в рамках одной модальности, мы упускаем возможности, связанные с противоположной модальностью. Поступая вопреки своему типу, мы учимся извлекать пользу из обеих модальностей. А по мере роста мы развиваем свой эмоциональный интеллект. Будьте гибкими Уравновесьте свой день поэзией и игрой. Чтобы преодолеть опасность, таящуюся в ригидных Детям очень трудно освоиться с ситуациями а что, если. Например, вы объясняете семилетнему сыну, что он должен пристегнуть свой ремень безопасности, а он хочет ехать стоя на заднем сидении и не чувствовать никаких ограничений в своей свободе. Вы говорите ему: «А что, если придется резко тормозить? Ты вылетишь через лобовое стекло». Он совершенно резонно возражает на это, что вы внимательный водитель. На его веку этого никогда не происходило, и он не способен допустить вероятность того, что это может случиться. Он может выполнить вашу просьбу и даже механически повторить ваши рассуждения, но на самом деле он не в состоянии это представить. В юности люди постепенно приобретают способность принимать одновременно две противоположные точки зрения. К примеру, подросток может считать, что он вправе взять вашу машину на вечер, но при этом он будет понимать, что машина может потребоваться и вам, чтобы поехать на встречу. Яростно отстаивая свою точку зрения, он все равно будет знать, что существуют две истины, обладающие равной ценностью. Это начало гибкого мышления. Некоторые люди с возрастом возвращаются к ригидному детскому способу мышления. Считается, что ригидность свойственна старым людям, но на самом деле это возвращение к более ранним формам мышления. Это откат назад. Занимаясь йогой, мы совершенствуем гибкость своего тела. По мнению приверженцев йоги, специальные упражнения помогают нашей жизненной силе свободно перетекать в те области, которые ранее были зажаты. То же самое происходит, когда мы сохраняем гибкость мышления, — мы впускаем в себя новые данные и принимаем несколько точек зрения одновременно. Гибкость очень важна при конфликтах. Только воспринимая новую информацию, можно по-настоящему заинтересоваться точкой зрения другой стороны и даже изменить свою собственную. Если мы остаемся запертыми в клетке своего собственного мнения, ничего не впускаем в себя, то жизненная сила не течет, и остаются весьма ограниченные возможности достичь соглашения, которое устраивало бы обе стороны. Грегг Ловой в своей книге «Призвание» (Gregg Levoy «Callings») высказывает предположение о том, что жесткая приверженность какой-то одной позиции, фиксирование на чем-то равноценны потере души. Оказываясь запертыми, мы становимся «подверженными действию сил, толкающих вниз, которые управляют всеми движущимися телами, — действию гравитации и инерции». Поддержание гибкого ума — это прекрасный способ повышения эмоционального интеллекта EQ. Будьте настойчивыми Когда кажется, что уже ничего не помогает, я иду и смотрю, как каменотес бьет молотом по скале сотню раз, а на ней не появляется ни одной трещинки. Тем не менее после сто первого удара она раскалывается на два куска, и я знаю, что ее расколол не последний удар, а все те, которые были нанесены ранее.
Стейси 32 года, у нее двое детей, которых она воспитывает без мужа. Не получая детского пособия, работая без всякой перспективы в церкви, Стейси с трудом сводила концы с концами. Она решила, что лучший способ покончить с трудностями — получение дополнительного образования. «Я намереваюсь вернуться в колледж, закончить его и получить диплом, чтобы стать учительницей, — возбужденно рассказывала она мне во время сеанса. Это единственный способ решить мою проблему». После этого заявления мы посидели молча, я размышляла над сказанным. Впереди ее ждала трудная дорога, а у Стейси был типичный паттерн: начать какой-нибудь проект с огромным энтузиазмом, а потом, столкнувшись с неизбежными трудностями, отказаться от него только ради того, чтобы с не меньшим энтузиазмом взяться за следующее дело. Проблема Стейси, как и многих из нас, заключалась в том, что она хотела, чтобы дела шли легко, а когда возникали трудности, бросала начатое. Одна из книг М. Скотта Пека начинается словами: «Жизнь трудна». Я почувствовала, как мой желудок сжался, когда я прочитала эти слова. Я не хочу, чтобы они были правдой, однако зачастую это так. Мало кому захочется иметь дело с трудностями. Я не исключение. Мне хотелось бы идти к своей цели и достигнуть ее «без пота и крови» и уж конечно без посторонних вмешательств, ошибочных предположений, непредвиденных расходов, ошибок, тупиков и проблем с людьми, с которыми я вынуждена сталкиваться каждый день. Нужно быть готовыми к возникновению проблем, иначе мы рискуем наткнуться на неприятности — ведь когда перед нами встают какие-то проблемы, они ошеломляют нас, и мы сдаемся. Если знать, что проблемы неизбежны, можно расправить плечи, укрепить свою решимость и идти вперед невзирая ни на что. Это похоже на зонтик, который мы берем с собой несмотря на обещанную синоптиками солнечную погоду. Если пошел дождь — мы готовы к этому, непогода не сможет повлиять на наши планы. Генриетта Анна Клаузер, автор книги «Напишите это, заставьте это произойти» (Henriette Anne Klauser «Write it Down, Make it Happen»), говорит, что к своим проблемам нужно относиться как к «лежачим полицейским», а не дорожным шлагбаумам. Я хотела помочь Стейси реалистично взглянуть на ее новые планы, но при этом не обескуражить ее. — Что вы будете делать, когда столкнетесь с трудностями? — задала я вопрос. — Что вы имеете в виду? — Я согласна, что ваши планы чудесны, и, возможно, вы готовы сделать необходимый шаг, но что вы будете делать, когда возникнут трудности? — Я не хочу даже думать об этом. Если я начну думать, я буду слишком расстроена, чтобы начать, — ответила она. — Ни в коем случае не хочу расстраивать вас, но давайте составим план на случай непредвиденных обстоятельств. Тогда, если вы на самом деле столкнетесь с трудностями, вы сможете что-то противопоставить им и вам не придется останавливаться. Мы составили список всех моментов, в которых план Стейси мог дать сбой. Затем продумали решения каждой из возможных проблем и максимальное количество вариантов для каждой ситуации. Конечно, могло быть и так, что ни одна из предусмотренных нами проблем не возникла бы, а возникли бы другие, которые просто не пришли нам в голову. Смысл этого упражнения заключался в том, чтобы помочь Стейси предвидеть проблемы, идентифицировать их, а также (поскольку большинство проблем имеют решение) дать ей возможность уверенно перешагнуть через них и найти способы решения вместо того, чтобы впадать в беспокойство и воспринимать любое препятствие как знак того, что ей не стоило ввязываться в эту авантюру. У этой истории счастливый конец. Стейси достигла намеченной цели. Несколько раз она сталкивалась с проблемами, которые мы смогли предусмотреть, и еще пару раз — с теми, которые мы не могли даже вообразить, но поскольку она была готова к ним, это лишь усилило ее решимость. Никогда не сдавайтесь, никогда не сдавайтесь,
Никогда, никогда, никогда, никогда.
Занимайтесь нейробикой Нейробика делает головной мозг более быстрым и гибким, способным решать любые ментальные проблемы, связанные с памятью, выполнением заданий или креативностью. Простые вещи помогают сохранить остроту ума. Выполнение упражнений, таких как возвращение домой другой дорогой, управление машиной в варежках, дарит уму новизну и мультисенсорный опыт, в которых он нуждается для сохранения своей остроты. Лоуренс Катц и Рубин Маннинг называют такие виды деятельности «нейробикой». Под этим термином объединены последние достижения в области исследований головного мозга. Занятия нейробикой держат мозг в бодрствующем состоянии и стимулируют в нем «контуры внимания». Это задает начало потоку молекул, способствующих росту, которые называются нейротрофинами. Когда наш мозг стимулируется новизной и опытом, затрагивающим наши эмоции, и, по меньшей мере, задействованы два из пяти органов чувств, он производит нейротрофины и создает новые контуры, улучшающие память и подхлестывающие логическое и креативное мышление. Кроме того, для лиц пожилого возраста нейробика полезна тем, что она может уменьшить неизбежное ослабление функций головного мозга. Существует мнение, что спад мозговой активности является результатом умирания нервных клеток, но на самом деле он связан с уменьшением количества дендритов (отростков нервных клеток) и со сложностью их ветвления. Когда мы получаем новый опыт, особенно если он сочетается с сенсорными стимулами, головной мозг работает гораздо активнее, чем при привычной деятельности. Возникают новые дендриты, которые являются своеобразными «тропами» в головном мозгу. По мнению Лоуренса Катца и Рубина Маннинга, «Стареющий мозг… продолжает сохранять замечательную способность к росту, адаптации и изменению паттернов связей». Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|