|
Клейнианский; kleinianКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1602 Клейнианский (kleinian) Прил. Относящийся к идеям и теориям, сформулированным Мелани Клейн. Хотя клейнианская школа психоанализа продолжает оставаться в рамках фрейдизма, ее теории в некоторых принципиальных моментах отличаются от классической теории. Основные отличия следующие:
а) инстинкт смерти принимается всерьез как клиническое понятие (предполагается врожденная амбивалентность, а деструктивный компонент амбивалентности понимается как защитная проекция (см. также защита) вовне врожденного саморазрушительного инстинкта; б) развитие эго рассматривается как процесс постоянной интроекции и проекции объектов, а не как прохождение "Я" по стадиям, на которых используются различные защиты; в) считается, что происхождение невроза относится к первому году жизни, а не к нескольким первым годам, и связано с неудачей прохождения депрессивной позиции, а не с фиксацией на различных стадиях (точки фиксации) детства. Вследствие этого депрессивная позиция в клейнианской теории играет ту же роль, что понятие эдипова комплекса в классической теории; г) клейнианская теория – это объект-теория, а не инстинкт-теория, поскольку она придает основное значение разрешению амбивалентности по отношению к матери и к груди и считает, что развитие Эго основано прежде всего на интроекции матери и/или груди. Она, тем не менее, отличается от объект-теории Фэрбэрна (см. фэрбэрна пересмотренная психопатология) и Винникотта тем, что не придает большого значения реальному опыту младенца в получении материнского ухода: у Клейн большее внимание обращается на трудности, которые испытывает младенец в преодолении врожденной амбивалентности к груди. Будучи наделен и врожденной завистью к груди, и необходимостью использовать ее как реципиент его собственного спроецированного инстинкта смерти, младенец должен сначала переработать страх и подозрение, связанное с грудью (параноидно-шизоидная позиция), а затем – переработать свое открытие, что грудь, которую он ненавидит, и грудь, которую он любит, – одна и та же грудь (депрессивная позиция); д) эта теория, в отличие от классической, полагает, что фантазийная жизнь ребенка намного более яркая и неистовая, и что главной задачей анализа скорее является интерпретация бессознательных фантазий, чем интерпретация защит от бессознательных импульсов. Фантазии, однако, рассматриваются как психические представители либидных и деструктивных инстинктов и являются теми процессами, против которых создаются защиты. Вкратце клейнианский анализ, как и классический анализ, подписывается под дуальной теорией инстинкта и является более фрейдистским, чем сам фрейдизм, в использовании понятия инстинкта смерти. Отличается тем, что отказывается от понятий стадий развития и точек фиксации в пользу теории позиций и придает большее значение первому году жизни, чем детству в целом. Изложение клейнианской теории см. в работе Segal (1964); острую критику с классической точки зрения см. в работе Glover (1945). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|