Как производители манипулируют потребителями

Ежедневно мы являемся объектом чьих-то манипуляций, но часто этого не замечаем. Еще меньше мы обращаем внимание на то, как нами манипулируют производители и продавцы товаров и услуг. Все потому, что мы почти всегда уверены, что манипулировать человеком очень сложно, и уж кто, как не мы знаем все психологические уловки. На этом и попадаемся. Об играх с человеческими слабостями рассказали в брендинговой компании Freedomart.

Часто говорят: «Человек слаб». Так оно и есть, особенно, когда он стоит перед новогодней витриной, катит тележку в супермаркете или выбирает новое авто. Основные слабости, которыми пользуются производители товаров — глупость, любопытство и неуверенность в себе, внушаемость, азарт, любовь к чужой лести, суеверия, жадность и зависть и еще множество других. Вариаций и сочетаний этих слабостей, конечно, не счесть.

Любопытство

Любопытство — не порок, особенно, когда оно приносит деньги. На любопытстве построены очень многие стратегии манипуляций с потребителями. Один из недавних примеров — жевательная резинка со знаком вопроса на упаковке. Заурядный вкус был разрекламирован как нечто с неизвестным вкусом, о чем, никому нельзя говорить. Ну, и вы скажете, что не попробовали? Из принципа?

Этим же приемом часто пользуются в социальных сетях, продающих письмах, рассылках. Узнать что-то очень интересное и важное, можно только, перейдя на сайт. Во время публичных выступлений докладчики очень часто пользуются любопытством слушателей, рассказывая в начале презентации что-то интересное и обещая вскоре продолжить. Не менее успешно эксплуатируется этот принцип в сериалах, сюжет которых обрывается в самый интересный момент.

Внушаемость

Все люди более или менее внушаемы. Больше всего внушаемы старики и дети. Именно поэтому старики так часто становятся жертвами «торговых агентов», и покупают ненужные им пылесосы, утюги, соковыжималки допотопных моделей, чудо-таблетки и прочие товары сомнительного качества.

«Тот или иной уровень внушаемости есть у всех, — говорит генеральный директор брендинговой компании Freedomart Кирилл Халюта. — Он во многом зависит от уровня образования, ценностей, социального окружения, наличия стресса у человека. Людей, которым невозможно что-либо внушить не существует. Просто для образованных людей нужно использовать больше фактов».

Кстати, последнее время можно часто услышать слово «факт» в рекламных кампаниях. Факты о пиве, факты о молоке. Один из производителей молока устроил викторину на сайте с использованием интересных фактов о продукте, привлекая потребителей не расплывчатыми слоганами, а научными данными. Есть и сезонные свойства внушаемости. Весна — время любви — на самом деле период жестокого стресса для организма. Именно весной обычно стартуют рекламные кампании со слоганами об обновлении, переменах. «Porsche 911. Способ приблизить весну. Porsche. 911 мгновений весны» (Порше центр Москва). Рекламные лозунги холодной весной 2011-го.

Если человеку внушить, что он умирает, это может действительно убить его. «Брендинг — одна из самых эффективных технологий внушения на сегодняшний день, — говорит Кирилл Халюта. — Именно поэтому брендинговые компании должны отдавать себе отчет в том, что делают. Иначе можно добиться того, чтобы родители учили детей курить».

Внутренний потенциал

Это не очень частый способ манипуляции у производителей, он больше подходит для педагогов, психологов и тех, кто работает с трудными подростками, заключенными и т.п.

Тем не менее, некоторые отсылки к желанию показать человеку его скрытые возможности заложены во многих брендов. Не так давно компания Nike вызвала довольно много шума в Интернет, когда продукцию рекламировал очень полный мальчик. Идея была показать именно внутренний потенциал человека, который, далек от спортсмена, но способен меняться к лучшему.

Желание получить хоть что-нибудь бесплатно

Чаще в народе мы называем это простым словом «халява». Любители «халявы» есть всегда и везде. Безусловно, очень много «как бы халявы», когда вы получаете бесплатный софт или обслуживание, но с условием, что просматриваете рекламу (Microsoft office 2010). Или, например, когда какую-то вещь вам дают бесплатно в обмен на действие — привести друга, поставить лайк и так далее. Псевдо халява — или просто скрытая скидка — это получение второй вещи, упаковки, шоколадки бесплатно. Большинство таких предложений не являются выгодными. Сегодня в качестве маркетинговых ходов безусловно популярны и BTL-акции — дегустации, раздача пробников, образцов продукции бесплатно.

Конечно, есть человеческие слабости, присущие далеко не всем, но многим. На них тоже можно играть.

Желание похвастаться покупкой

Желание похвастаться сильно облегчает карманы покупателей. Часто элементы хвастовства можно встретить в рекламных роликах. — Похвастайся, где ты это купила? Всевозможные «хвасталки» — выкладывание фото с купленными товарами — можно часто видеть в социальных сетях, которые только сильнее разжигают слабость похвастаться, как у мужчин, так и у женщин. С приходом на рынок всевозможных мобильных устройств, пришла и привычка хвастаться новомодными гаджетами, нарочито часто доставая их перед окружающими. Социальная сеть Instagram почти полностью построена на желании людей хвастаться, собой и своими покупками.

Чувство неполноценности

Неуверенные в себе люди, часто чувствуют разного рода неполноценность. Мы часто сомневаемся в своих способностях, уме, воспитании, внешности, и т.п. Это может быть и ложное ощущение, но таким человеком очень легко манипулировать. Вспомните, как часто ваши собеседники в переговорах используют словосочетания «всем известно», «проверенный факт», тот же прием справедлив и для рекламы.

Глупость

Исключительно благодаря незнанию элементарных вещей и нехватки желания логически мыслить у нас, да и по всему миру, до сих пор продаются «чудо-таблетки» буквально сразу спасающие от ожирения, импотенции, рака. Кроме как на человеческую глупость, списать этот факт не на что. Так что пока живут на свете дураки, продажи у таких компаний не будут падать.

Неспособность быстро принять решение

Человек, который не может быстро принимать решения — отличный объект для манипуляций. В момент, когда нужно быстро ответить, такой человек теряется и быстрее соглашается. Этот прием часто используют в сетевых закусочных, вроде «МакДональдс» или «Теремок», а также при проведении различных акций. Официанты ресторанов быстрого питания обычно и сами говорят очень быстро. Приняв заказ, они всегда быстро спрашивают «Вам добавить» и называют добавку или десерт, который, как правило, стоит достаточно дорого по отношению ко всему заказу. Человек, который не может быстро сообразить, фактически сразу говорит «да», хотя, скорее всего, предложенное ему не нужно.

Неспособность постоять за себя, справиться с проблемой самому

Эта человеческая слабость родила на свет множество товаров и услуг. Например, услуги телохранителя в какой-то мере являются отражением неспособности постоять за себя, или например, услуга по взиманию долгов с должников.

Любовь к подаркам

«Подарок от заведения», «вторая вещь в подарок» или просто милая безделушка в пакете с покупкой — сильный стимул придти в магазин еще раз или способ ослабить бдительность и продать что-то по завышенной цене.

Азарт

Азарт — та человеческая слабость, которая позволяет безбедно существовать владельцам тотализаторов, казино, игровых автоматов. Человек, целиком поглощенный игрой, гораздо больше тратит и легко расстается с деньгами в надежде на большой куш. В казино и игровых залах (кстати, как и в ночных клубах) создается особая атмосфера, в которой тяжело понять, какое сейчас время суток. Многие игроки сутками не выходят из казино. Такие помехи, как бдительная подруга, пришедшая с клиентом в казино, мнгновенно ликвидируется уже упомянутой «халявой» — бесплатным алкоголем за счет заведения. С азартом играют и в лотереи, в игровые автоматы, делают ставки на спортивные события. Чувство азарта вызывают и видеоигры, когда желая победить, игрок тратит все больше времени и денег на дополнительные артефакты, уровни и прочее.

Зависть

Несмотря на то, что психологи считают чувство зависти разрушительным для человека, некоторые бренды открыто его используют. Как правило, это товары или услуги категории «люкс». Их потребителям порой даже важно ощущать на себе восхищение и зависть окружающих. Ведь иначе, они не понимают, за что переплачивают.

Наиболее безболезненно открытое желание того, чтобы тебе завидовали, эксплуатируют косметические бренды и парфюм: EnviMe (Gucci) — «Завидуй мне», 1Million (Paco Rabanne) — 1 миллион, и другие.

Жадность

Жадность заставляет людей покупать больше, даже если в этом нет необходимости. Заветная надпись на упаковке «На 20% больше», «В новой большой упаковке», «Больше, за ту же цену» и так далее, заставляет людей покупать больше продуктов. Итог обычно плачевен — по статистике около 10% всех купленных россиянами продуктов на недавно прошедший Новый год отправились в мусорные корзины и при этом даже не были открыты.

Безусловно, все эти методы манипуляции могут использоваться и отдельно и вместе.

«Чем больше методов используется, и через большее количество каналов коммуникации — слух, зрение, обоняние, тактильные ощущения и все известные 11 чувств человека, тем проще заставить потребителя купить тот или иной продукт, — резюмирует Кирилл Халюта.

Кроме слабостей, существуют еще базовые потребности человека. Они очень просты. О них знают все. Но все же, производители товаров и услуг до сих пор успешно пользуются.

Еще Маслоу — один из создателей теории потребностей — разделил потребности человека на физиологические, потребность чувствовать себя в безопасности, потребность ощущать себя частью общества, потребность реализовать себя, а также уважение и признание другими членами общества. При этом человек старается получать максимум положительных эмоций от жизни. Все это используется в современной киноиндустрии, рекламе, продажах.

Апелляция к физиологическим потребностям

Это просто рай для брендов. Чувство голода можно утолить «Сникерсом», жажду «Спрайтом». Защитить себя от холода поможет «Коламбия». Ну а инстинкт размножения поможет сегодня утолить все что угодно — от кофе до автомобиля. Sex sells, как говорится.

Апелляция к желанию чувствовать себя в безопасности

Такое ощущение, что мы живем во время карибского кризиса. В СМИ несколько месяцев назад прошла информация о том, что люди покупают страховки «от конца света», а также строят подземные бункеты. Некоторые страховые компании, в качестве маркетинговой акции раздают полисы бесплатно, другие — продают.

Аппеляция к страху одиночества

Даже самый независимый индивидуум боится остаться в одиночестве. Для комфортного существования человеку нужно чувствовать себя частью общества. Бренд Adidas в последней рекламной кампании All in one, которая в России переводится как «Все с нами», в русскоязычном варианте отсылает именно к избавлению от одиночества. Одень Adidas и ты будешь с нами (не один). Отчасти, похоже, по той же причине, чтобы «приблизить» снимающихся в ролике звезд к потребителям, они названы только по имени или только по фамилии (Кэтти, Бэкхэм, и т.д.).

Еще один недавний пример — новогодняя реклама «Билайн». В основе креативной идеи — желание каждого человека в новогоднюю ночь ощутить себя частью чего-то общего: частью семьи, дружеской компании, всей страны.

Страх смерти

Еще один из сильнейших страхов, отчасти близкий к страху одиночества, — страх смерти. И с ним бренды научились заигрывать. Чего стоит ролик «Смерть и Мерседес», где автомобиль в итоге побеждает смерть. Неудачным примером заигрывания со смертью можно назвать линейку йогуртов и творожков «Скелетоны» от «Данон» (у взрослых ассоциировалась со смертью), которая быстро превратилась в «Здрайверы» (здоровье детей).

Потребность человека в уважении

«Ни одна реклама или построение бренда не возможны без уважения. Если человека в рекламе не уважают за его выбор, такая реклама не будет работать, — говорит генеральный директор брендинговой компании Freedomart Кирилл Халюта.

Самореализация

Бренды постоянно играют с образами успешного человека. Каким должны быть дом, автомобиль, часы, костюм, где и как успешные люди проводят время — все это с успехом эксплуатируется брендами. Часто бренды «подкрадываются» к родителям через детей и их желание, чтобы ребенок вырос достойным продолжением родителя. Плюс ко всему, дети не могут купить товар, поэтому логичнее обращаться к платежеспособному покупателю. Отсюда множество рекламы, в которой дети перед походом в школу едят «Нутеллу», а потом лучше всех решают задачки и выше всех прыгают на физкультуре. Такие достижения — мечта любого родителя.

Очень часто используется и принцип отрицания — человек, который использует/не использует данный продукт, не такой, как все. Последняя реклама «Орбит» в Интернете — ешь, пей, НЕ жуй «Орбит». В моде дырки в зубах. Или, например, реклама парфюма Jadore от Диор, в которой отрицаются такие признанные драгоценности, как золото и бриллианты.

Потребность в положительных эмоциях

Современный человек испытывает колоссальный дефицит положительных эмоций. Бешеный темп современной жизни, стрессы и перегрузки не дают наслаждаться простыми вещами — хорошей погодой, любимой книгой, праздниками. Чем меньше положительных эмоций в жизни человека, тем проще им манипулировать, показывая, что товар или бренд — это как раз то, что ему эти эмоции подарит.

Один из ярких примеров — реклама BMW. Ее создатели часть аппелируют к эмоциям. Достаточно взглянуть на слоганы — BMW is joy (БМВ — это радость), восторг — стал фундаментом компании. «С удовольствием за рулем» (Sheer driving pleasure) — слоган, используемый с 2009 года.

Еще одно неоспоримое доказательство дефицита положительных эмоций — засилье сериалов на российских телеканалов. Подобные сериалы можно условно разделить на «мужские» и «женские», способные культивировать в зрителях положительные эмоции. Незамысловатый сюжет (фильм можно смотреть с любой серии) дает возможность отдохнуть от стресса и испытать недостающие эмоции — мужчинам, смотрящим «Глухаря» или очередную эпопею «Ментов» почувствовать себя героями. Женщинам — возможность посудачить, перемыть косточки виртуальной «подруге» из сериала, не чувствуя себя при этом сплетницей. Этим во многом можно объяснить и успех сериала «Секс в большом городе», который почти полностью основан на монологах и диалогах подружек-героинь о сексуальной жизни — излюбленная тема для бесед среди закадычных подруг. Посмотрев такой сериал, женщине уже не кажется, что она одинока, у нее создается впечатление, что она «поболтала» с подружками.

Безусловно, все эти методы манипуляции могут использоваться и отдельно и вместе. И это только первый шаг на пути к тому, чтобы заставить потребителя купить тот или иной продукт.

Забавно одно — знаете или не знаете вы о методах игры производителей, создателей брендов и рекламщиков на простейших человеческих потребностях, вы все равно попадаетесь.

Просмотров: 447
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме:

  • Реклама заставляет нас больше любить телевидение
  • Влияние на выборы. Как в социальных сетях можно манипулировать избирателями?
  • Кирилл Стасевич. С интернетом люди чувствуют себя умнее
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Роксолана Гнатюк. Как защитить себя от других и самого себя?
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Кто больше всех врет на работе?
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • Роберт Энтони. Искусство принимать себя. Секреты уверенности в себе
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • А. В. Федоров. Российское кино: очень краткая история - А. Федоров
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Дэн Вальдшмидт. Почему нужно уметь понимать людей, чтобы стать успешным?
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Как стресс влияет на сердце — и что с этим можно сделать
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Рамиль Гарифуллин. Где находится этот загадочный Центр Сознания и Воли? Уничтожит ли его Человек, благодаря развитию нанопсихологии?
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Анна Березовская. «Я одна, и он один...». Одиночество в паре
  • Сергей Неллин. Как выйти из депрессии и быстро поднять себе настроение
  • Детская самооценка: с какого возраста ребенок способен оценивать себя
  • Околосмертные переживания - не только перед смертью
  • На моральные решения можно влиять движениями глаз
  • Как лжецы выдают себя: новые методы обнаружения обмана
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • С. Романюха. Бренды, как психоактивные вещества для современного потребителя. Психология бренда
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Валерий Савченко. Самомотивация достижений. Как мотивировать себя на пути к успеху



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь