Наталья Москалева. Дзэн-буддизм как нетрадиционный метод решения психологических проблем

Примечание 1: Автор данной статьи не противопоставляет психологию своеобразной «религии» Дзэн-буддизма, а напротив, ищет пути объединения этих важных, но разных подходов, идущих в направлении познания и излечения психической природы человека…

Твоя реальность
«Твоя реальность» — иллюстрация к 3 части серии книг «Люди из шкафа», автор Василий Котов

Почему методы изучения и познания природы человека, имеющие одну цель, и успешно достигающие эту цель, —  не могут быть объединены? — Задается вопросом автор.

Примечание 2: Автор данной статьи не имеет профессионального образования в области психологии, подтвержденного дипломом государственного образца. Автор не претендует на переворот в психологии. Автор всего лишь на собственном примере практической работы исследовал психологию в совокупном действии с медитацией Дзэн-буддизма. Практические результаты и процесс этой работы подробно описаны в серии книг «Люди из шкафа».

В этой статье автор делает теоретическое введение в тему. Он (вовсе не в качестве первопроходца!) пытается обратить внимание приверженцев традиционных подходов на философию Дзэн-буддизма.

Примечание 3: Медитативные практики различны по своей природе и происхождению. Буддизм как первоисточник знаний, используемых автором, однако, получил несколько разветвлений в ходе своей эволюции в человеческих умах. Автор данной статьи использует только знания, полученные в Дзэн-буддизме, посредством изучения книги: Д.Т. Судзуки «Основы Дзэн-буддизма».

Практика Не-думанья, — это все, что призывает делать подход под названием Дзэн-буддизм. При этом, однако, философия ничто не отрицает, а, наоборот — со всем соглашается!

Хочешь решить проблему? — Перестань о ней думать! — как бы говорит Дзэн. Отключение состояния ума видится единственным способом постичь то, что скрыто гораздо дальше, за ним…

Дайсэцу Тайтаро Судзуки, профессор буддистской философии в университете Отани в Киото один из первых популяризаторов японской культуры и религии за рубежом. На английском языке насчитывается 25 его основных работ о Дзэн-буддизме.

Профессор был больше чем ученый. Он прекрасно ориентировался в мировой философии, сам изучал ее на немецком, французском. А на английском еще и писал. Он жил в не прекращаемой духовной практике, был уважаемым человеком не только в научных кругах. Не являясь священником, он получал заслуженное признание во всех японских храмах. Что, главным образом пытался донести профессор Дзэн-буддизма до нас? В чем он видел свою миссию? Только лишь в «рассказах о японской культуре»?

Дайсэцу Тайтаро плотно контактировал с ведущими психологами и психотерапевтами многих стран. Доктор К. Г. Юнг в свою очередь в «Секрете Золотого Цветка» предпринимает ответную попытку объединения китайской философии и западной психологии. В своих комментариях доктор Юнг пытается раскрыть пользу медитации Дзэн-буддизма с психологической точки зрения: «Если сознание по мере возможности очищено от какого бы то ни было содержания, оно переходит в состояние бессознательности (по крайней мере, переходное состояние). Этот сдвиг происходит в Дзэне благодаря тому, что энергия сознания не направлена более на содержание, а перенесена на концепцию пустоты или коан; т.к. последние должны быть стабильны, прекращается также течение образов и освобождается энергия, поддерживающая кинетику сознания. Эта энергия переходит в бессознательное и усиливает его естественный потенциал до некоторого максимума. Это увеличивает готовность бессознательного содержания прорваться в сознание». — Можно подумать, что таким образом доктор подтверждает: «Да, действительно, посредством Дзэна психологические проблемы решаемы. Человек посредством медитации может перестать переживать».

Однако, в деле Дзэн-буддизма доктор Юнг, разумеется, не практик, а только теоретик. Свой иной вердикт он выносит, кажется, безапелляционно: «Задачи психотерапии, конечно, гораздо более многообразны, и индивидуальные фазы длинного процесса сталкиваются с большим сопротивлением, чем в Дзэне. По этим и многим другими причинам прямая передача Дзэна в западные условия непохвальна и даже невозможна».

Но дав даже такую критическую оценку, он продолжает озадачиваться, когда видит, на какие результаты направлен восточный метод духовного исцеления, и чего действительно люди добиваются в стремлении избавиться от переживаний и, тем самым решить все свои проблемы.

Дайсэцу Тайтаро Судзуки, в свою очередь, не согласен со всеми суждениями доктора. Сохраняя взаимное глубокое уважение друг к другу, они так и не пришли к общим точкам соприкосновения.

В своих трудах известный американский психиатр и психотерапевт Ирвин Дэвид Ялом в своих трудах иногда выражает неуверенность: а точно ли пациент после долгого и упорного совместного труда уходит в истинном решении проблемы? Не является ли внешнее благополучие фарсом? — О чем сомневается признанный доктор?

Отличие подходов в психологии и медитации Дзэн-буддизма

Скрытое за семью печатями, спрятанное за всяческим пониманием ума, человеком управляет загадочное бессознательное. Стремясь, однако, быть разумным, Sapiens находит всяческие объяснения своему поведению. Он не хочет думать, что на самом деле ничего не понимает в своих поступках! Он не хочет знать, что его поступки лишены всякого разумного смысла, и самым правильным было бы сделать наоборот. Или, как минимум, на «проблему» не реагировать, а принять решение спокойным умом, когда эмоции не заглушают его действительную способность думать.

Методы работы в психологии направлены на то, чтобы «раскопать» нечто абсурдное из недр психики, показать это обладателю, чтобы он увидел, осознал ложные установки и перестал по их велению поступать.

Дзэн как бы считает абсурдной саму природу переживаний. Зачем переживать о том, о чем можно не переживать? Зачем искать заведомо ложное утверждение, если его можно выбросить сразу?

Психолог строит предположения, исходя из собственного профессионализма, помноженный на наблюдение за внешними проявлениями пациента.

Дзэн позволяет пациенту самому наблюдать за собой. Дзэн видит то, что происходит не снаружи, а внутри!

Серьезная работа в психологии требует высокой квалификации от специалиста. Здесь пациент оказывается в вынужденной зависимости от некоего стороннего лица.

Серьезная проработка на основании медитации Дзэн требует собственного подхода, умения и практики. Пациент зависит только от собственного желания, только от себя!

Логично предположить, что работа над собой — процесс, который может длиться всю жизнь. Если допустить, что человек по природе своей не может быть идеальным, то первое предложение становится более понятным. Однако, не смотря на это, бесконечная работа с психологом считается непродуктивной. Отсюда напрашивается вывод вовсе не о конечности проблемы! Здесь разумнее говорить о конечности работы и о влиянии на нее условных показателей избавления. (Именно об этом высказывает свои сомнения доктор Ялом! — Он не уверен в достоверности показателей благополучия! Он не понимает, почему работа с некоторыми пациентами затягивается до бесконечности!)

Бесконечная медитация Дзэн — норма. Следовательно, Дзэн позволяет добиться большего в работе над собой.

Методы работы в психологии позволяют с относительной «легкостью» вскрывать то, что лежит на поверхности проблемы. Медитация Дзэн-буддизма вскрывает то, что лежит в самых скрытых пластах психики (а в некоторых случаях там ничего не лежит, но это отдельная тема для разговора).

Каков механизм работы Дзэн?

Человеческое познание идет посредством его восприятия, на которое действуют все ложные установки, что лежат внутри него. Такая суть человеческой природы образует некий замкнутый круг в понимании любой проблемы: «Я хочу понять, что за проблема, но все мое понимание подвержено действию восприятия этой проблемы на меня». Таким образом, получается, что осознание проблемы невозможно!

Пробиться через закостенелое восприятие проблемы разумом — задача психологов и медитации Дзэн-буддизма.

Как уже упоминалось ранее, медитация Дзэн — это некое отключение потока мыслей ума. Можно даже сказать, что Дзэн — это еще и снижение силы переживаний. Срабатывает простой механизм: «Если я об этом переживании не думаю, то оно на меня не действует». Отсюда разрывается цепочка: «Я хочу понять, что за переживание у меня, и я это понимаю вне влияния переживания на меня». В Дзэне человек наблюдает за миром вне своего восприятия этого мира!

Некоторые противоречивые высказывания о Дзэн

Когда тема Дзэн-буддизма затрагивается в беседах людей, не посвященных, можно услышать сравнение медитации Дзэн-буддизма с абстрагированием от проблемы. При внешней схожести данных моделей поведения, однако, существует одно существенное отличие.

Когда мы абстрагируемся от ситуации — мы делаем вид, что ее нет. Мы прячемся от переживаний, не хотим их видеть. И, таким образом, поддаемся влиянию болезненных чувств (меняем свое поведение ради иллюзии избавления от проблемы).

Когда мы используем медитацию Не — думанья, мы остается с открытыми глазами. Мы видим проблему! Но не думаем о ней! — Это гораздо сложнее, чем сделать вид, что проблемы нет. Однако, именно способность стать сильнее своих чувств позволяет человеку самому управлять своими чувствами. — И это еще один из многих механизмов действия Дзэн.

Сотрудничество науки и религии — возможно ли?

Психология помогает тому, кто не хочет полностью и сам брать ответственность за себя на себя. Даже в элементарной поддержке (в понимании, в умении внимательно выслушать) стороннего человека — психолога уже есть помощь. Дзэн помогает тому, кто рассчитывает только на себя.

Психология направлена на поиск «волшебной палочки».

Дзэн отбирает всякую надежду на «волшебную палочку».

Такие разные подходы, — и все-таки они движутся в одном направлении, и люди добиваются успеха в своих сферах!

В серии книг «Люди из шкафа» автор в практической работе над собой делает попытку наглядного объединения психологии и медитации Дзэн-буддизма. Поставленные цели достигнуты. Теперь их может преодолеть и читатель.

© Наталья Москалева, 2018 г.

Просмотров: 1210
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме:

  • Ассертивность: что это, для чего нужна и как ее обрести
  • Шопинг-терапия: что это и как она работает
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Как стресс влияет на сердце — и что с этим можно сделать
  • Азим Турдыев. Воспитание. Что это такое?
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Леонид Кроль. Харизма лидера — что это такое
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Цена бездействия: во что обходится нежелание улучшать организацию работы
  • Что такое страх смерти и что он несет?
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Что может помочь вам преодолеть страх?
  • Наталья Москалева. Откуда берутся проблемы
  • Азим Турдыев. Что такое алкоголизм? Фермент алкогольдегидрогеназа и его роль
  • Депрессивный реализм: что происходит с человеком в плохом настроении?
  • Анатолий Гершов. Рожденные недовольными. Почему так трудно жить сегодняшним днем и радоваться тому, что имеешь
  • Ю. Г. Чернов. Психология почерка: состояние, проблемы, перспективы
  • Л. Алавердова. Что делать после самоубийства. Советы тем, кто пережил смерть близких, и тем, кто их окружает
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Петр Людвиг. Что такое прокрастинация и зачем с ней бороться?
  • Барбара Шер. Как начать делать то, что хочешь
  • Марти Ньюмейер. Как сделать что-то важное в жизни?
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Лингвистическая относительность: как наш язык влияет на то, что мы видим



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь