|
Ольга Малая. Детская психологическая травма (у детей и взрослых)Работа с психологической травмой с детьми самая кропотливая и трудоемкая. Она основана на нежности и заботе, доверии и принятии, признании и поддержке. В такой работе я не использую фрустрации и мои интервенции очень взвешенные и обдуманные. Я тщательно подбираю слова и контролирую мою мимику и движения. Пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» — хорошо описывает мою работу. Дети с психологической травмой очень уязвимы и чувствительны. Их очень легко ранить. Психика и мышление может еще не доросли, чтобы осознавать то, что произошло с ребенком. А эмоции есть и они сильные. И ребенку нужна помощь, чтобы адаптироваться к новой реальности. Дополнительно это еще и полноценная работа с взрослыми, которые окружают ребенка, как создать благоприятные условия для ребенка, как взрослым адаптироваться к этой новой жизни рядом с ребенком, который попал в травматическую ситуацию. Хочу поделиться, как я понимаю психологическую травму: Сегодня во времена перемен, войн, кризисов, длительного стресса, человеческая психика сильно подвержена психологическим травмам. У человека нарушается безопасность и идентичность, появляется страх, боль, бессилие и беспомощность, пропадает интерес к жизни. Чтобы преодолеть и исцелиться от психологической травмы, психике для качественной адаптации нужна внешняя помощь. В момент стрессового события мозг человека запоминает все детали, относящиеся к этому событию. В стрессовой травматической ситуации память человека не организована. И ей не просто собрать детали события в одну картину. Воспоминания появляются частями, доставляя болезненные переживания человеку. Травматическое событие блокирует процессы саморегуляции психики: образы, звуки, запахи или телесные ощущения, связанные с болезненным переживанием. Они словно «застревают» в ней, так что человек снова и снова испытывает ужас, боль, страх, отчаяние и беспомощность. Травма — неожиданное, грубое, глубокое насилие, путем вторжения и повреждения целостности человека. Физическая, психологическая. Насилие — умышленное причинение сильной боли и угроза жизненно важным потребностям. Нет возможности бороться и защищаться. Человек, как таковой отсутствует, есть непредвиденные потери. У психики нет возможности воспользоваться внутренними или внешними ресурсами. Кризис — психике не хватило ресурсов, чтобы преодолеть ситуацию. На что обратить внимание: 1. Одновременно травма физическая и психологическая. Физическая боль может быть очень сильной и непереносимой. Тогда она вытесняет другие ощущения и эмоции. Ребенку кажется, что он сплошная боль и лучше смерть, чем жизнь. Нужно помочь ему разделить боль на:
2. О чем ребенок не будет говорить, это то, что с ним может быть, просто помнить об этом и пробовать прояснить, через наблюдение, поведение, разговор с взрослыми и ребенком:
3. Могут быть множественные травмы (физические и психологические): определить и разделить их, работать с каждой отдельно. 4. Механизм привязанности к значимым людям, на каком уровне не сформирован или нарушен:
5. Механизм адаптации к новой реальности. В каком месте здесь и сейчас. Каждый раз может быть по-разному, фазы и стадии могут повторяться, порядок может быть хаотичным. Это схема базовая, для примера, как может быть. Этап 1. Нарушение стабильности.
Стадии проживания потери, утраты
4. Фаза большей или меньшей степени реорганизации. Этап 2. Разрушение старой картины мира. Этап 3. Формирование новой картины мира. Этап 4. Интеграция. Этап 5. Реорганизация. Возможно застревание на 2 этапе. Застой — постепенное ухудшение — упадок эмоционального и психического состояния — регресс — ПТСР:
6. Как изменилось окружение ребенка, как изменилась его жизнь 7. Ресурсы
8. Какие есть перспективы и возможности. Чему научился. Схема моей работы с детьми от 1,4 до 18: 1. Я для себя разделяю психологические травмы у детей:
2. Что произошло с ребенком, подробно расспрашиваю у значимого взрослого. Здесь важный момент — кто спасал ребенка, он сам себя спасал, никто не спасал. 3. Определяю, что сейчас с телом ребенком:
4. Рекомендации значимому взрослому, для создания благоприятных условий:
Каждый новый этап развития и мышления позволит осознать травму по-новому, и нужна помощь взрослых, чтобы это преодолеть. Полноценная терапевтическая работа с психологической травмой возможна в 16 — 18 лет. До этого возможна работа с идентичностью, ресурсами, укреплением уверенности в себе, внутренней и внешней опоры. Обучение внутренней дисциплине и самостоятельной стабилизации эмоционального состояния. Восстановление и реабилитация нарушенных в момент травматического события: безопасности, границ, идентичности, привязанности. При работе с детскими психологическими травмами у взрослых помнить, что травма произошла в определенный возрастной этап развития, и она осталась осознанной или вытесненной именно в том возрасте. Нужно укреплять и растить психику, проходя каждый этап развития. Подходит схема работы с детьми. Возможность написать эти строки у меня появилась благодаря моим клиентам, которые обращались за консультацией ко мне. Благодаря моим коллегам, которые делились своим опытом, давали мне качественную супервизию, моему терапевту за индивидуальную терапию, мастерам психологии за их книги. Отдельная благодарность моим родным и близким, друзьям за их поддержку, теплоту, любовь, заботу. Психолог, гештальт-терапевт Малая Ольга Александровна © О.А. Малая, 2016 г.,Категория: Психоанализ, Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|