|
Джеральд Гарднер1884 – 1964 Дорин Валиенте описывала Гарднера как человека "совершенно беззлобного", который был снисходителен к чужим недостаткам и обладал реальными, но не исключительными магическими силами. Джеральд Гарднер родился 13 июня 1884 года в состоятельной семье, близ Ливерпуля. Его отец был мировым судьей, его семья вела свое происхождение из Шотландии и нажила свое состояние на торговле лесом. Семейные корни прослеживались до Гриссэль Гарднер, которая была сожжена по обвинению в ведьмовстве в 1610 году в Ньюбурге. Дедушка Гарднера также женился на женщине, имевшей репутацию ведьмы, и некоторые дальние родственники Гарднера претендовали на психическую одаренность. Джеральд был средним из трех сыновей и сильно страдал от астмы. Его нянька, Жозефина Маккомби, убедила его родителей разрешить ей брать мальчика путешествовать в зимнее время, чтобы облегчить его состояние. Она странствовала по Европе, оставляя юного Гарднера проводить большую часть времени в одиночестве за чтением. Когда она вышла замуж за человека, жившего на Цейлоне, Джеральд отправился вслед за ней и работал на чайной плантации. Позже он переехал на Борнео и затем в 1920 году в Малайзию, где тоже находил средства для заработка. На Дальнем Востоке он познакомился с местными жителями и изучал их религиозные верования, которые произвели на него огромное впечатление, – куда большее, нежели христианство. Он увлекся ритуальными кинжалами, ножами и крисами (малайские кинжалы с волнистым клинком). В это время Гарднер познакомился с неким Си Дейксом, вождем местного племени охотников, который просветил его относительно методов метания кинжалов. Впоследствии Гарднер написал о них книгу – "Крисы и другое малайское оружие", – опубликованную в 1939 году в Сигапуре. Эта работа утвердила его в качестве мирового авторитета по крисам и осталась классической по предмету. В 1973 году она была переиздана в Англии. С 1923 по 1936 гг. Джеральд Гарднер работал на британское правительство в качестве инспектора каучуковых плантаций, таможенного служащего и инспектора опиумных заведений. Сохранились его фотографии, где изображен сухощавый мужчина в хаки, с пистолетом на поясе, похожий на какого-нибудь Индиану Джонса! На каучуковом промысле он скопил значительную сумму, что впоследствии дало ему возможность работать в области археологии, чрезвычайно его интересовавшей. Он считается первооткрывателем местоположения древнего города Сингапура. В 1927 году он женился на англичанке по имени Донна. Супруги возвратились в Англию после ухода Гарднера на пенсию с государственной работы в 1936 году. Гарднер проводил большую часть времени в различных археологических экспедициях в Европе и Малой Азии. На Кипре он нашел места, которые ему снились раньше, что убедило его в том, что он жил здесь в предыдущей жизни. Его вторая книга "Богиня грядет", роман, действие которого происходило на Кипре и описывало почитание Богини в образе Афродиты в 1450 году до н.э., была опубликована в 1939 году. Интерес к оккультизму Гарднер испытывал всю свою жизнь, однако в те годы мог лишь частично удовлетворять эту жажду, время от времени принимая участие в работе масонских лож, которые существовали в больших колониальных городах. Находясь однажды в отпуске в Англии, он даже провел частное расследование природы спиритизма, (к которому он относился скептически). Но после своей отставки Гарднер начал более плотно исследовать оккультный контекст. Перед 2-й Мировой войной Гарднеры жили в районе Нью-Форест, где были вовлечены в Братство Кротоны, оккультную группу, близкую к масонам и, в частности, к масонскому ордену, основанному мисс Безант-Скотт, дочерью руководителя Теософского общества Анны Безант. Группа основала "Первый Розенкрейцеровский театр в Англии", который ставил пьесы на оккультные темы. Один из членов группы рассказал Гарднеру, что они были вместе в прошлой жизни, и описал место на Крите, которое снилось Гарднеру. В Братстве Кротоны была тайная группа, которая облекла Гарднера своим доверием. Ее члены называли себя "викканами" и заявляли, что являются наследственными ведьмами и колдунами, которым была передана через века практика колдовства, не разрушенная охотой за ведьмами в средние века и в эпоху Возрождения. Группа (или ковен) встречалась в Нью-Форесте. В 1939 году, за несколько дней до начала второй мировой войны, Гарднер был принят в общину старой Дороти Клаттербак, верховной жрицы общины. Гарднер и его община присоединились к другим ведьмам и колдунам в южной Англии 31 июля (праздник урожая) 1940 года для совершения ритуального действия, создававшего препятствия немцам во вторжении в Англию. Пять членов общины умерли вскоре после этого, вследствие истощения энергии во время ритуала. Сам Гарднер чувствовал, что его здоровье пошатнулось. В 1946 году Арнольд Кроутер, который позже присоединился к масонскому братству вместе с женой Патрисией К. Кроутер, представил Гарднера Алистеру Кроули, который посвятил его в члены Ordo Templi Orientis (О.Т.О.). По утверждению Фрэнсиса Кинга, он был посвящен в VII градус О.Т.О. – именно с него начинается изучение сексуальной магии. Некоторые утверждают, что Гарднер выяснил у Кроули некоторую информацию о сущности магических практик и включил этот материал в свои собственные ритуалы. Согласно Патрисии К. Кроутер, – несмотря на то, что Гарднер восхищался и испытывал влияние Кроули, нет никаких оснований предполагать, что Кроули специально обеспечивал его материалами по колдовству. Впрочем, существует версия, что Кроули и Гарднер познакомились гораздо раньше, а Кроутерам они просто морочили голову. По утверждению полковника Лоуренса, среди уцелевших вещей Гарднера есть портсигар, на котором выгравировано "Подарок Г.Д.Г., 1936, А. Кроули" ("Gift G.D.G [инициалы Гарднера – прим. перев.], 1936, А.Crowley"). Это был год, когда Гарднер только что вернулся в Англию и присоединился к Фольклорному обществу. Опять же весьма спорным является вопрос о взаимном влиянии Кроули и Гарднера. По одной из версий, Гарднер даже получил у Кроули хартию на создание собственной ложи О.Т.О., однако так ею и не воспользовался. Как пишет Фрэнсис Кинг, пожелав создать собственную организацию, он нанял Кроули, чтобы тот за щедрую плату написал детально разработанные ритуалы для новой викканской религии. Тогда эта работа получила название Ye Book of Ye Art Magical и стала своего рода прообразом знаменитой сегодня "Книги Теней". Похоже, что в эти годы Гарднер был вообще весьма близок к телемитам. По имеющейся информации, летом 1947 года он отправился в Соединенные Штаты, чтобы встретиться с американскими лидерами О.Т.О. Однако, прибыв в Калифорнию, он встретился с Джеком Парсонсом, который к тому времени расстался с Орденом и изучал колдовство (ему принадлежат несколько статей на эту тему: "Колдовство", "Манифест колдовства" и др.). Возможно, именно Парсонс убедил Гарднера посвятить свою дальнейшую жизнь изучению колдовства. Складывается к тому же впечатление, что впоследствии Гарднер пытался избавиться от влияния "Великого Зверя". Так, существуют три издания викканской "Книги Теней", в которых – от первого к третьему – от магических изысков Кроули остается все меньше и меньше. С другой стороны, работы Кроули упоминаются среди важнейших источников Викки даже в последней работе Гарднера "Смысл Колдовства". Есть версия, что после разрыва с Кеннетом Грантом (1955 год) наследник Кроули Карл Гермер вызвал Гарднера в США, желая именно ему поручить возглавить О.Т.О. в Англии, однако, к тому времени Гарднер уже основал Викку, и потому не мог принять предложение Гермера. Существуют и другие весьма странные совпадения. Небольшой оккультный магазин Atlantis Bookshop, который расположен в доме 49a, на улице Музея (Museum street) в Лондоне, в свое время принадлежал Майклу Хоугтону, издателю первой книги Гарднера "Руководство по Высшей Магии", а сейчас его владелицей является глава одной из лож О.Т.О. В общем, как отмечает один из исследователей этого вопроса Аллен Гринфилд, есть все основания считать первоначальную Викку "незаконнорожденной дочерью О.Т.О." или упрощенным, более "народным" вариантом Телемы. Тогда, после войны, Гарднеру очень хотелось открыто написать, что колдовство выжило. Однако в Англии оно еще все еще считалось противозаконным. К тому же против обнародования тайн колдовства выступали и сами члены братства, опасавшиеся за свое положение в обществе. Поэтому Гарднер удовольствовался написанием художественного произведения – романа, получившего название "Руководство по Высшей Магии" и опубликованного в 1949 году под псевдонимом Scire. Книга включала в себя ритуалы, изученные им в общине, и относившиеся к культу Рогатого Бога. Богиня здесь еще не упоминается. В эти же годы, чтобы создать прикрытие для своей общины, Гарднер основал Клуб нудистов в Bricket Wood, (Гертвордшир), что позволяло членам ковена собираться вдали от посторонних глаз для своих обрядов. Закон против колдовства в Англии был аннулирован в 1951 году, и Гарднер отделился от общины в Нью-Форесте и сформировал свою собственную. В этом же году он переехал в Каслтаун на остров Мэн, где Сесил Уильямсон основал музей Магии и Волшебства в четырехсотлетнем масонском фермерском доме. Изначально Уильямсон назвал его Фольклорным Центром и предполагал, что он будет интернациональным центром для современных практикующих ведьм. Гарднер стал там "проживающим колдуном" и добавил собственные значительные коллекции ритуальных инструментов и артефактов. Вскоре он купил этот музей у Уильямсона. В 1953 году Гарднер посвятил в свою общину Дорин Валиенте, которая последующие годы была Верховной жрицей его ковена. Ритуалы общины были, в сущности, идентичны тем, которые Гарднер описал в романе "Руководство по Высшей Магии". Материалы, которые Гарднер унаследовал от своей первой общины, были фрагментарны, и он наполнил ритуалы своим собственным материалом, а также цитатами и выдержками из работ Кроули. Так появилась Книга Теней, которой Гарднер в беседах с последователями приписывал весьма древнее происхождение. Однако Валиенте обратила его внимание на то, что взгляды Кроули были "слишком современны", и большинство этих материалов было опущено в последующих версиях. Первая публицистическая книга Гарднера по колдовству – "Колдовство сегодня" – была опубликована в 1954 году. Она подтверждала теорию антрополога Маргарет Мюррей о том, что современное колдовство – это сохранившиеся остатки организованной языческой религии, которая существовала до охоты на ведьм. (Мюррей написала вступление к этой книге Гарднера.) Немедленный успех "Колдовства сегодня" привел к возникновению новых общин ведьм по всей Англии. Гарднер оказался в центре внимания публики. Он много раз появлялся в средствах массовой информации, и пресса придумала ему титул "Главного Колдуна Британии" – титул, которого он, кажется, совершенно не добивался. С 1954 по 1957 год Гарднер и Валиенте сотрудничали в написании ритуальных и неритуальных материалов. Это была основная часть работы, которая продолжает оставаться авторитетом для всех последователей течения, которое известно как Гарднерианская традиция. Методы, описанные ими и обычные для Гарднерианских ковенов – это Низведение вниз Луны (или Солнца), изучение и сохранение Книги Теней, культивация отношений с божествами, священными к этой традиции. Гарднерианское "Ремесло" требует длительного курса изучения, включая магическую практику, клятвы сохранения тайны, запоминание традиционных ритуалов и др. Успешные "Старшие" виккане проходят три степени посвящения и духовного роста, после чего они могут "отпочковаться" и создавать независимые дочерние ковены, которые сохраняют преемственность традиции. При этом не существует никакого "центрального руководства", каждый ковен автономен. В 1957 году Гарднер и Валиенте расстались. Поводом стало то, что Валиенте не желала признать верховенство Бога "Древней Религии" над Богиней. Однако свою роль сыграло, по-видимому, и то, что Гарднер хотел заменить ее на посту Верховной Жрицы более юной особой, которая должна была олицетворять вечную молодость Богини. Когда Валиенте и ее последователи откололись от ковена Гарднера, это произошло, и новой Верховной Жрицей стала некая Дейонис. Как утверждает исследователь современной магии Фрэнсис Кинг, "Гарднер был ярким садомазохистом. В нем проявлялись тенденции как к бичеванию, так и созерцанию эротических сцен. Эти его влечения сказались и на ритуалах, в большинство из которых были внесены тяжелые наказания. А то, что Гарднер называл "Великим Ритуалом", было половым актом между Великим Жрецом и Великой Жрицей в окружении остальных членов ковена". Джеральд Гарднер не использовал свою репутацию для получения денег или славы. В 1959 году он опубликовал свою последнюю книгу "Смысл Колдовства". В 1960 году он был приглашен на "садовый приём" в Букингемский дворец в знак признания его выдающейся работы в гражданских службах на Дальнем Востоке. В этом же году умерла его жена, тогда же он снова стал страдать от астмы. В 1963 году он встретил Раймонда Бакленда – англичанина, уехавшего в Америку и впоследствии познакомившего Соединенные Штаты с Гарднерианской традицией. Возвращаясь домой из Ливана на корабле 12 февраля 1964 года Гарднер умер за завтраком от сердечной недостаточности. Он был похоронен на берегу Туниса 13 февраля. Дорин Валиенте описывала Гарднера как человека "совершенно беззлобного", который был снисходителен к чужим недостаткам и обладал реальными, но не исключительными магическими силами. При составлении биография Гарднера использованы материалы "Энциклопедии ведьм и колдовства" Розмари Эллен Гуили, Москва, 1998, статьи Allen Greenfield "A True History of Witchcraft", 1992 г., книги Фрэнсиса Кинга "Современная ритуальная магия", Локид-миф, Москва, 1999 г. и др.
© Ложа "Убежище Пана" O.T.O. © Psyoffice.ru Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|