Кеннет Грант

1924 2011

Британский оккультист, глава одной из самопровозглашенных альтернативных ветвей Ordo Templi Orientis (так называемого Тифонианского O.T.O.), создатель и популяризатор ряда современных мифов, получивших дальнейшее развитие в массовой культуре.

Кеннет Грант родился в 1924 году в Эссекс, (Великобритания). Свой первый оккультный опыт он пережил в 1939 году, восприняв, по собственному его утверждению, первое послание "внечеловеческой сущности" по имени S'lba. Во сне ему явился некий мощный магический символ и связанное с ним имя - Aossic. Начав изучать магию три года спустя, Грант принял имя "Aossic" (в других вариантах записи - Aussik, A'ashik или Oshik) как свой магический девиз [1].

Влияние Алистера Кроули

В 1943 году Грант, заинтересовавшийся книгами Алистера Кроули, попытался вступить с ним в переписку. Сперва он безуспешно писал по устаревшему адресу, указанному в издании "Магии в теории и на практике" 1930 года, а затем обратился за помощью к Майклу Хафтону, издателю "Книги Тота", вышедшей в 1944 году. Хафтон счел 19-летнего Гранта "психически неуравновешенным" [2] и отказался сообщить ему нынешний адрес Кроули. Однако Гранту все же удалось разыскать своего будущего наставника в Белл-Инн, где в декабре 1944 года и состоялась их первая личная встреча.

Всю зиму Грант переписывался с Кроули и посылал ему книги. Наконец, в феврале 1945 года, Кроули решил принять Гранта на работу своим личным секретарем. 12 марта Грант прибыл в гастингский пансион "Незервуд" (где к тому времени поселился Кроули) и вступил в должность [3].

Грант стал учеником Кроули и членом O.T.O.. Впоследствии он вспоминал, что Кроули обучал его технике астральной проекции, продемонстрировав сперва, чего можно добиться в этой области под воздействием эфира, а затем заставив его упражняться до тех пор, пока Грант не добился сходных, хотя и не настолько эффектных результатов без помощи наркотиков [4].

Поначалу Кроули считал Гранта многообещающим учеником и писал о нем своему другу Луису Уилкинсону: "Стараюсь научить его присматривать за мной и за моей работой. Это настоящий дар Богов" [5]. Однако довольно скоро, уже в начале апреля, Кроули разочаровался в магических и интеллектуальных способностях Гранта и стал отзываться о нем с раздражением. Раздосадованный неуместными попытками Гранта уговорить его вернуться в Лондон, Кроули записал по этому поводу в дневнике: "Последние два дня мучаюсь проблемой убийцы: как избавиться от трупа?" [6], - а двумя неделями позже прямо заявил Гранту: "Вы самый законченный ЗАНУДА, какого только видел свет! А ведь вам всего двадцать, что же будет дальше?"[7].

Дело осложнялось тем, что Грант оказался совершенно неприспособлен к аккуратной работе и непригоден для должности секретаря. 14 мая 1945 года он принял решение вернуться в Лондон, и Кроули воспринял это с облегчением, которое выразил неделю спустя в письме к Грейди Макмертри:

В Лондоне он блистал, а здесь совершенно сломался. Память у него отшибло напрочь; ему невозможно было доверить никакое дело: мне казалось, что все уже давно исполнено, а потом вдруг выяснялось, что он отложил это на потом или вовсе забыл. Не говоря уже обо всех прочих глупостях, вроде того, что он подписывал и отсылал черновики писем, которые надо было переписать набело и дать мне для проверки и подписи. И с каждой неделей становилось только хуже и хуже[8].

16 мая Грант расстался с Кроули и отправился в Лондон, где его ждала невеста, будущая миссис Стеффи Грант (р. 1 декабря 1923 года). Кроули с ним больше не встречался, а последствия неудачного сотрудничества давали о себе знать еще некоторое время, как явствует из письма от 24 мая: "...устал как собака, пока пытался навести порядок после Гранта!"[9]. Тем не менее, открытой ссоры между ними не произошло и Грант по поручению Кроули продолжал присматривать за некоторыми его делами в Лондоне. 5 декабря 1947 года Кеннет и Стеффи Грант (сочетавшиеся браком в 1946 году) присутствовали при кремации тела Кроули на кладбище в Брайтоне.

Впоследствии Грант принял участие в подготовке издания "Исповеди Алистера Кроули" (1969) и других его работ, а также опубликовал подборку документальных материалов "Вспоминая Алистера Кроули" (1991).

Разрыв с официальной ветвью O.T.O. и формирование T.O.T.O.

В 1951 году Грант обратился к Карлу Гермеру, преемнику Кроули на посту Внешнего главы O.T.O., с просьбой о предоставлении хартии на организацию Лагеря O.T.O. в Англии и получил разрешение на работу в пределах первых трех степеней Ордена.

Около 1948 года Грант выступил с притязаниями на право руководить O.T.O. на всей территории Англии. Он написал и опубликовал тиражом 5000 экземпляров новый манифест Британской ветви O.T.O., содержащий ряд специфических положений, отличающих собственную оккультную мифологию Гранта. Среди прочего, в манифесте утверждалось:

O.T.O. поддерживает и распространяет основные доктрины Драконической традиции Древнего Египта; учение индийской "Шакта-тантра-шастры"; учение дохристианского Гнозиса; западную традицию Посвященных, сокрытую в тайнах Священной Каббалы и в мистических и магических Формулах Алхимии, с глубокой древности хранимых Тайными Школами; а также способы практического применения основных принципов, лежащих в основе Спагирических, или Герметических, Наук, Орфических Мистерий и Офидийского Потока[10].

В 1954 году Грант приступил к созданию ложи "Nu Isis" ("Ну[т]-Исида" или "Разоблаченная Исида"; вариант названия - "New Isis", англ. "Новая Исида"). Работа ложи началась в апреле 1955 года с выпуска 8-страничного манифеста, в котором Грант объявил об открытии "потока Сириуса/Сета", составившего духовную основу новой ложи. В манифесте утверждалось, что от некоего внеземного разума поступили тайные указания по "реорганизации и обновлению"O.T.O.. Новая ложа, согласно этим указаниям, была призвана служить проводником для "потока космической энергии из трансплутоновой силовой зоны, известной Посвященным под именем "Nu Isis" [11]". В этом же манифесте Грант провозгласил себя главой Британской ветви O.T.O., использовав имя "Мастер Nodens X°" (в честь Ноденса - Охотника и Повелителя Великой Бездны в лавкрафтовском пантеоне Древних).

Карл Гермер осудил предпринятую Грантом попытку реформации Ордена и потребовал отказаться от выдвинутых заявлений, но Грант не отступился. В результате 20 июля 1955 года Гермер исключил Гранта из O.T.O., направив ему следующее уведомление:

Настоящим уведомляю вас о том, что вы лишаетесь даже тех чрезвычайно скромных и ограниченных полномочий, которые я когда-то предоставил вам для организации Лагеря O.T.O. при долине Лондона. Ваше членство в Ordo Templi Orientis официально прекращено[12].

Обеспокоенный бурной деятельностью, которую развернул Грант, Гермер счел нужным принять меры, чтобы в руки тому не попали документы, относящиеся к высшим степеням O.T.O. В частности, он сообщил в письме своему британскому представителю Ноэлю Фицджеральду, что единственным в Англии полноправным владельцем документа IX° под названием "Эмблемы и способы их использования" является Джеральд Йорк, и распорядился передать тому, чтобы он "не показывал его Гранту"[13].

Между тем сам Грант настаивал на том, что он является полноправным членом IX° O.T.O., хотя никаких документальных свидетельств о его посвящении в эту степень не имеется. Впоследствии версию о принадлежности Гранта к IX°, не подкрепленную ничем, кроме его собственных заверений, широко пропагандировали его приверженцы.

Провозгласив себя новым Внешним главой O.T.O. и заявив (вопреки сохранившимся свидетельствам и, в том числе, собственному манифесту ложи "Nu Isis"), что никогда не признавал этот статус за Гермером, Грант стал развивать альтернативную ветвь Ордена, которая сохранила самоназвание "Ordo Templi Orientis", но вне круга последователей Гранта получила известность как "Тифонианский O.T.O.", или T.O.T.O.. Ложа "Nu Isis", утратив статус местного органа O.T.O., тем не менее просуществовала в качестве действующей оккультной группы вплоть до 1962 года.

Влияние О.О. Спэра и других оккультистов

Большое влияние на оккультные теории Гранта оказал Остин Осман Спэр. Их связывала близкая дружба, начавшаяся в 1948 году с переписки Стеффи со Спэром и пришедшаяся на последние восемь лет жизни этого выдающегося художника-визионера. В письмах, адресованных Гранту, и в прилагавшихся к ним рукописях Спэр разъяснил многие тонкости своей необычной и сложной оккультной системы. В 1954 году Спэр и Грант совместно основали культ "Zos Kia". После смерти Спэра, скончавшегося в 1956 году, Грант приложил много усилий, чтобы утвердить его имя в западном оккультном сообществе. Он уделил системе Спэра несколько глав в различных томах своих "Тифонианских трилогий", а также опубликовал две посвященные ему биографические книги: "Образы и оракулы Остина Османа Спэра" и "Говорит Zos!"

В 1947 году, вскоре после смерти Кроули, Грант познакомился с Дэвидом Кервеном (Curwen) - алхимиком и исследователем тантры, посвященным в IX° O.T.O. в 1945 году (согласно одной из дневниковых записей Кроули за 1946 год). По утверждению Гранта, Кервен открыл ему высшие тайны "тантры вама марг" ("тантры левой руки"), а сам Кервен утверждал, что в свое время прошел посвящение у тантрического гуру в Южной Индии. Независимых свидетельств в поддержку обоих этих заявлений не имеется, однако сохранилось письмо Кроули, в котором тот признавал: "Кервен знает о тантре в сто раз больше меня. Но я не советую пользоваться его методами"[14]. Впоследствии именно Кервену Грант посвятил свою книгу "Вспоминая Алистера Кроули".

В силу личного знакомства или через посредничество Кроули Грант был хорошо осведомлен также о деятельности многих других своих современников-оккультистов. Помимо воспоминаний о Кроули и Спэре, в его книгах встречаются сведения о Брате Ахаде, Дж. Парсонсе и Дион Форчун.

Постоянной сотрудницей Гранта на протяжении многих десятилетий оставалась его жена Стеффи Грант, художница и писательница, выпустившая в соавторстве с ним целый ряд книг и статей.

"Тифонианские трилогии": оккультная мифология Кеннета Гранта

"Магическое Возрождение" (1972)

В "Магическом Возрождении" (The Magical Revival), первом томе первой серии "Тифонианских трилогий", Грант выдвигает тезис о том, что "Поток Телемы", нашедший выражение в сексуально-магическом учении Алистера Кроули, представляет собой новейшее проявление так называемой "Драконической традиции". По мнению Гранта, эта традиция зародилась на территории Северной Африки в эпоху матриархата и получила развитие в династическом Древнем Египте, а в дальнейшем оказала влияние на формирование индийских тантрических культов.

Источником "Потока Телемы" Грант объявляет древнеегипетского бога Сета, в эллинистический период носившего имя "Тифон" (чем и объясняется название "трилогий" и закрепившееся за грантовским орденом название - "Тифонианский O.T.O."). Опираясь на личные ассоциации, Грант отождествляет Сета с Хор-па-Кратом и Айвассом, а также связывает его влияние со звездой Сириус (альфой созвездия Большого Пса, ярчайшей звездой ночного неба).

В этой же книге предпринимается попытка связать учение Телемы с разработанным в сочинениях Г.Ф. Лавкрафта мифом о запретной книге "Некрономикон" и культе "Древних" богов (Ктулху и пр.). Проведенные Грантом параллели между работами Кроули и лавкрафтианской мифологией, несмотря на всю свою безосновательность, пустили глубокие корни в массовой культуре.

Теории, изложенные в "Магическом Возрождении", преподносятся как "ниспосланные свыше" и лишь в минимальной степени опираются на подлинные исторические данные. Б`ольшая часть научных трудов, использованных для разработки и аргументации этих теорий, устарела уже ко времени написания книги; некоторые цитируемые в тексте документы сфабрикованы или неправомерно отнесены к глубокой древности, а одним из основных источников сведений по оккультной традиции послужили работы известного фальсификатора и конспиролога Кристины Стоддард, писавшей в 1920-е годы под псевдонимом "Inquire Within" [15].

"Алистер Кроули и Тайный Бог" (1973)

"Алистер Кроули и Тайный Бог" (Aleister Crowley and the Hidden God)- второй том первой серии "Тифонианских трилогий". Основную часть этой книги составляют неудачные попытки интерпретации сексуально-магического учения, определенного в предыдущей работе Гранта как "Драконическая традиция". Представленные здесь трактовки поверхностны и непоследовательны, некоторые термины искажены, многие идеи представлены в крайних и несбалансированных формах, практические рекомендации отсутствуют, а формулы сексуальной магии, используемые в O.T.O., подвергаются ошибочному истолкованию.

Несколько глав посвящено изложению системы О.О. Спэра. В частности, рассматриваются разработанная Спэром формула Шабаша Ведьм и его особый метод построения сигилов. Кроме того, некоторое внимание в книге уделяется визионерской стороне творчества Г.Ф. Лавкрафта.

"Культы Тени" (1975)

Книга "Культы Тени" (Cults of the Shadow), завершающая первую серию "Тифонианских трилогий", посвящена анализу различных школ сексуальной магии, которые Грант обозначает термином "культы". В первой части работы рассматриваются и соотносятся с Путями Древа Жизни божества вуду, которых Грант вопреки здравому смыслу объявляет прототипами божеств древнеегипетского пантеона.

Далее следует обзор древнеегипетской религии, основанный на устаревших источниках и предваряющий часть, посвященную тантрическим культам. Грант выдвигает и обосновывает псевдолингвистическими аргументами гипотезу о том, что тантра была заимствована из Древнего Египта. Тантре он уделяет наиболее пристальное внимание, что, однако, не избавляет текст от внутренних противоречий. К примеру, осудив вслед за ортодоксальными тантристами практику прайоги (совокупления с суккубами), Грант вскоре излагает собственный метод "управления сновидениями", подразумевающий эту же самую практику.

Две главы книги, посвященные Кроули и Телеме (которую Грант именует "Культом Зверя"), ориентированы в первую очередь на легитимизацию "Тифонианского O.T.O.". Отвергая проведенные Кроули реформы O.T.O. как полумеры, Грант настаивает на радикальных преобразованиях: на отказе от формальных орденских Посвящений (как "слепков с масонских ритуалов, не имеющих особой магической ценности"), на замене лож "зонами влияния" (power-zones) и т.п. Он переопределяет задачи O.T.O. как работу с кундалини-йогой и "утверждение космических врат, через которые будут проходить и проявляться на Земле внеземные, или космические, энергии", исходящие главным образом с Сириуса и гипотетических трансплутоновых планет.

Изложив в общих чертах позднюю оккультную теорию Брата Ахада о наступлении Эона Маат, Грант завершает книгу описанием двух современных ему "культов", близких по духу "тифонианской" системе: эклектического "Культа Черной Змеи", основанного Мишелем Бертье в Чикаго, и "Культа Zos Kia", созданного О.О. Спэром с помощью самого Гранта.

"Ночная сторона Эдема" (1977)

"Ночная сторона Эдема" (Nightside of Eden)открывает вторую серию "Тифонианских трилогий", посвященную дальнейшей разработке учения о "Драконической традиции". В этой книге Грант сосредоточивается на анализе Древа Жизни в соотнесении с "Liber 231", одной из Священных Книг Телемы. Он исходит из предпосылки (основанной отчасти на теории "перевернутого Древа" Брата Ахада) о том, что у Древа Жизни есть "две стороны": "лицевая", или "дневная", с которой работают маги традиции Золотой Зари и A.'.A.'., и "оборотная", "изнаночная" или "ночная", которая является источником клипот.

В традиционных представлениях клипот олицетворяют безусловное зло и образуют перевернутое Древо, уходящее вниз от Малкут. Но в системе Гранта они трактуются как "Вселенная Б" - темное "зеркальное отражение" обыденного мира ("Вселенной А"), как скрытая "реальность небытия". Место Путей на "ночной" стороне Древа занимают "Туннели Сета", ведущие через "ячейки сновидений" коллективного бессознательного. Изнаночное Древо населено не "злыми духами", а древнейшими атавизмами, доступ к которым открывают сигилы, представленные в "Liber 231", в сочетании с операциями сексуальной магии.

Наиболее информативной является вторая часть книги, в которой рассматриваются по очереди все 22 "Туннеля" с их природой, свойствами и сигилами их хранителей. Многие из приведенных здесь сведений заимствованы из "Liber 777", однако Грант вносит и собственный вклад в разработку системы соответствий - в частности, указывая наиболее подходящую для работы с каждым из "Туннелей" форму сексуальной магии. Впрочем, и в этой книге грантовская концепция сексуальной магии сохраняет все недостатки, проявившиеся уже в работе 1973 года, а многие утверждения свидетельствуют о крайне поверхностном подходе и стремлении безосновательно свести все разнообразие божественных образов к различным проявлениям энергии Сета.

Потенциальная перспективность этой методики (как средства исследования "теневой" стороны личности и вселенной мага) ограничивается ее несбалансированностью в целом и непроработанностью многих идеологических и технических аспектов. Предлагая ее в качестве базовой техники духовной работы, а не вспомогательного средства, Грант, тем не менее, отдает предпочтение беллетризованным описаниям в жанре "horror" перед четкими методическими указаниями и рекомендациями. В результате работа с "ночным" Древом в том виде, в каком ее предлагает Грант, остается по преимуществу маргинальным направлением в современном оккультизме, обыкновенно привлекающим не столько серьезных практиков, сколько искателей острых ощущений. Однако общая идея, выдвинутая Грантом в этой книге, послужила стимулом для разработки значительно более практичных и эффективных методик (см., например, "Таро Теней" Линды Фалорио и Фреда Фаулера, а также одноименную книгу Линды Фалорио [16]).

"За кругами Времени" (1980)

Вторая книга второй серии "Тифонианских трилогий", "За кругами Времени" (Outside the Circles of Time), полностью посвящена выдвинутой Братом Ахадом теории о смене Эона Хора новым Эоном Маат. В книге рассматриваются также разработки последователей этой теории - Сестры Nema и других членов группы "Чёрная Луна".

Приведя мнение Ахада о том, что Алистеру Кроули в действительности "не удалось изречь Слово Эона Хора" (поскольку слово "Телема", будучи "словом Закона", не может быть при этом быть еще и "словом Эона"), Грант выдвигает собственную теорию, согласно которой Эон Маат все же еще не начался, однако некоторые адепты, способные "выйти за круги Времени", уже уловили Поток, который положит начало этому грядущему эону. В своих рассуждениях Грант опирается на причудливые каббалистические выкладки, основанные на "ниспосланной" ему свыше "каббале Бескуль (Besqul)", принципы которой сохраняются в тайне от читателя.

Во второй части книги Грант приводит подробный, но изобилующий ошибками и сознательными отступлениями от истины рассказ о том, как была написана книга Сестры Nema "Liber Pennae Praenumbra" (которую ее последователи считают Священной Книгой Маат), а затем рассматривает другую ее книгу, также принятую посредством ченнелинга, - "Книгу Забытых". Повышенный интерес Nema к образам и темам, берущим начало в научной фантастике и уфологии ("межгалактическим передачам", путешествиям во времени, контактам с инопланетными разумами и т.п.) в глазах Гранта обнаруживает прямые параллели с его собственной работой с сущностью по имени Lam, а "Забытые" соотносятся с "Великими Древними" Лавкрафта и "Офидийским (Змеиным) Потоком" - проявлением "Драконической традиции".

"Источник Гекаты" (1992)

В третьей книге второй "Тифонианской трилогии", "Источнике Гекаты" (Hecate's Fountain), Грант описывает работу ложи "Nu Isis" в 1950-1960-е годы и предлагает весьма своеобразное толкование "Книги Закона" через призму художественных произведений Г.Ф. Лавкрафта, Артура Мейчена и Сакса Ромера, а также работ Брата Ахада, М. Бертье и Дж. Парсонса.

Из описания деятельности ложи "Nu Isis" явствует, что в основе ее лежали причудливые драматические ритуалы неопределенного назначения, совмещавшие в себе элементы множества различных традиций и учения самого Гранта. Значительное внимание уделялось работе с "Туннелями Сета", описанными в "Ночной стороне Эдема", и с артефактами, хранившимися в "Магическом музее" ложи. Спецификой этих ритуалов объясняются многочисленные несчастные случаи, в том числе со смертельным исходом, среди их участников, и для оправдания этого обстоятельства Грант вводит понятие "tangential tantrum" - "тангенциальный выброс энергии", влекущий за собой катастрофическое прерывание ритуала, но в то же время доказывающий, по его мнению, подлинность проделанной работы.

В книге также представлен новый вариант Древа Жизни, основанный на образности "Некрономикона", и воспроизведена схема так называемой "структуры O.T.O." из манифеста ложи "Nu Isis", не имеющая ни малейшего отношения к действительной системе Ордена.

"Внешние врата" (1994), "По ту сторону Лиловой зоны" (1999)
и "Девятый свод" (2002)

В последней "Тифонианской трилогии", представленной книгами "Внешние врата" (Outer Gateways), "По ту сторону Лиловой зоны" (Beyond the Mauve Zone) и "Девятый свод" (The Ninth Arch), Грант продолжает разработку своей системы, все более отчетливо приобретающей беллетристические черты. Эксплуатируя и профанируя терминологию Телемы и других валидных оккультных традиций, Грант рисует картину мира, не имеющую ничего общего ни с учением Кроули в частности, ни с принципами осмысленного духовного поиска и магической работы в целом.

В заключительных книгах трилогии активно используются образы, восходящие к дискурсу научной фантастики, уфологии, лавкрафтианской мифологии и т.д. Первая книга посвящена тексту "Мудрость S'lba" (полученного в 1950-е годы посредством ченнелинга от "внечеловеческой сущности", контактом с которой началась карьера Гранта) и описанию "Первозданного гримуара", отождествляемого с "Некрономиконом".

Во второй книге подробно рассматривается теория "Лиловой зоны", которую Грант описывает как "пояс, окружающий Бездну. Ее символ - болото, а ее вещество - болотная жижа, в которой отражаются клипот Древних с оборотной стороны Древа Жизни"; доступ же к ней открывает работа с энергией кундалини. Утверждая, что именно эта область служит источником величайшей силы и знаний (хотя и таит в себе огромные опасности) и что именно с ней работали Кроули, Спэр и прочие выдающиеся оккультисты XX века, Грант призывает современных практиков следовать их примеру.

В названии последней книги "Тифонианских трилогий" использована аллюзия на масонскую легенду о девятом своде, который воздвигли строители Храма Соломона. По преданию, под этим сводом было устроено тайное хранилище для священных реликвий, а на самом своде было начертано непроизносимое Имя Бога. Центральное место в работе Гранта, претендующей на раскрытие тайн "девятого свода", занимает "OKBISh, или Книга Паука" - 924 мистических стиха, "ниспосланных" членам ложи "Nu Isis" в 1950-е годы. Для ее истолкования Грант снова обращается к художественной прозе - сочинениям Лавкрафта, Элджернона Блэквуда и др., а также к мистическому триллеру Ричарда Марша "Жук" (1897), в котором он находит прямые параллели с "OKBISh".

Другие оккультные труды

"Образы и оракулы Остина Османа Спэра" (1975)

"Образы и оракулы Остина Османа Спэра" (Images and Oracles of Austin Osman Spare)- одна из немногих книг Гранта, представляющих ценность для серьезного исследователя оккультизма. Грант был другом Спэра и его душеприказчиком, благодаря чему располагал личной информацией об этом выдающемся художнике-визионере и имел возможность работать с его архивом. В "Образах и оракулах" представлен подробный и глубокий анализ философской и магической системы Спэра, предваренный кратким биографическим очерком. Книга содержит множество цитат из работ Спэра (в том числе не публиковавшихся ранее), репродукции его картин и эскизов (многие из которых были созданы посредством автоматического письма), а также страниц из его незавершенного труда "Зоэтический Гримуар Зоса" (The Zoetic Grimoire of Zos).

"Тайное учение" ("Карфаксские монографии")
(1959-1963; 1989)

Под общим названием "Тайное учение" (Hidden Lore), или "Карфаксские монографии" (Carfax Monographs), известна серия из десяти статей, публиковавшихся Кеннетом и Стеффи Грант с 1959-го по 1963-й год, а в 1989 году изданных под одной обложкой. Заявленная цель этих работ состояла в том, чтобы "разъяснить тайное учение Запада в соответствии с канонами, сохранившимся в различных эзотерических орденах и движениях новейшего времени". Стеффи принадлежит авторство четырех из десяти статей, а также цветных иллюстраций к книге.

"Вспоминая Алистера Кроули" (1991)

"Вспоминая Алистера Кроули" (Remembering Aleister Crowley)- ценный документальный источник для исследователей биографии Алистера Кроули. Основу этой книги составляет подборка писем Кроули к Гранту с эпизодическими комментариями последнего. (Ответные письма Гранта не сохранились.) Кроме того, в книге приводятся репродукции нескольких писем, фотографии Кроули последних лет жизни и цветные фото его масонских регалий, сохранившихся в коллекции Гранта.

"Говорит Зос!" (1998)

"Говорит Зос!" (Zos Speaks!), вторая книга об Остине Османе Спэре, написанная Кеннетом Грантом (в отличие от первой - в соавторстве со Стеффи), также принадлежит к числу выдающихся работ этого автора.

Первая часть книги включает в себя полную переписку между Спэром и четой Грантов за 1949-1956 годы и некоторые отрывки из дневников.

Во второй части полностью воспроизводятся сохранившиеся части "Книги Зоса, или Танатоса" (The Book of Zos vel Thanatos) - главного, хотя и оставшегося неоконченным, труда всей жизни Спэра, в котором предпринято полное изложение его магической системы. В свое время Спэр решил взяться за эту работу именно по настоянию Гранта. "Книга Зоса" разделена на три части: первая, "Логомахия" (The Logomachy), представляет собой собрание афоризмов на различные темы; вторая, "Зоэтический гримуар" (The Zoetic Grimoire), содержит собственно магические процедуры, формулы и сценарии ритуалов, относящиеся к самым разным областям - от шабаша ведьм до картомантии; третья, "Живое Слово" (The Living Word) состоит из серии очерков о Священном Алфавите, разработанном Спэром.

На репродукциях представлены многочисленные картины, эскизы и страницы рукописей Спэра.

"У стоп гуру" (2006)

В издании "У стоп гуру" (At the feet of the Guru)собраны статьи по восточному мистицизму, которые Грант публиковал в различных журналах с 1950-х годов. В частности, в сборник вошли очерки по адвайта-веданте (1953-1961), печатавшиеся в бомбейском периодическом издании "Зов свыше" (The Call Divine) и других азиатских журналах, а также подборка статей для энциклопедической серии "Человек, миф и магия", выходившей в 1970-е годы. В этих работах Грант излагает воззрения таких известных мистиков, как Шри Рамана Махарши, Рамакришна, Анандамайи Ма, Шивананда и др.

Художественные произведения

Перу Гранта принадлежат несколько сборников стихотворений, а также романы и повести на оккультные темы.

Первый его оккультный роман, "Звездный магнит" (Stellar Lode), увидел свет в 1995 году, но был написан гораздо раньше, в середине 1950-х. В центре повествования - история таинственного талисмана, призванного обеспечить древнеегипетской царице-колдунье перерождение в XX столетии. Стиль романа несет на себе сильный отпечаток влияния Лавкрафта, Артура Мейчена и других излюбленных писателей Гранта, а сюжетном отношении книга напоминает известный роман Брэма Стокера "Проклятие мумии, или Камень семи звезд" и "Выводок королевы-ведьмы" Сакса Ромера.

Роман "Против света" (Against the Light)опубликованный в 1997 году, а в русском переводе - в 2004-м, повествует о поисках древнего Гримуара, содержащего некие символы, которые служат ключами к Туннелям Сета. Главный герой романа - сам Кеннет Грант; в сюжет введены также многие его родственники, друзья и знакомые. Нелинейное, фрагментарное повествование по структуре подобно ткани видения или сна, а сюжет обрывается неожиданно, так и не получив развязки.

В 2002 году были опубликованы две повести Гранта - "Змеиный жезл" (Snakewand) и "Темная страсть" (The Darker Strain), построенные на образности культа вуду. В первой из них фигурируют вудуистские барабаны, навлекающие гибель на небольшой городок, а вторая повествует об одержимости темными атавизмами, являющимися в обличье Призрачной Гиены. Эти истории, написанные в 1950-е годы под впечатлением от ритуалов ложи "Nu Isis", открывают цикл "Повестей Ночной стороны" (Nightside Narratives), который продолжился в 2003 году еще двумя новеллами: "Гамалиэль: дневник вампира" (Gamaliel: The Diary of a Vampire) и "Пляши, кукла, пляши!" (Dance, Doll, Dance).

"Гамалиэль" - история женщины по имени Вилма, которая пытается призвать незримые силы, но сбивается с пути в сфере Гамалиэля (клипы сефиры Йесод) и становится жертвой вампира. "Пляши кукла, пляши"- повесть о зловещем идоле, который требует кровавых жертв и сексуальных обрядов в свою честь и постепенно подчиняет себе волю главного героя.

Последний на настоящий момент сборник "Повестей Ночной стороны" вышел в 2003 году и включает в себя повесть "Второе дитя" (The Other Child) - историю о магической битве двух братьев, Сына Света и Сына Тьмы, - а также переиздание "Звездного магнита" и четыре рассказа, объединенные темой вневременной взаимосвязи между нашей реальностью и иными измерениями.

Кеннет Грант умер 15 января 2011.

 

© Автор-составитель А. Блейз 2009

© Psyoffice.ru

 


 

[1] Kaczynski, Richard. Perdurabo: the life of Aleister Crowley. Tempe, Ariz.: New Falcon, 2002, p. 440.

[2] Дневниковая запись А. Кроули, 4 апреля 1945 года.

[3] Kaczynski. Perdurabo, p. 440.

[4] Grant, Kenneth. The Magical Revival. London: Muller, 1972, p. 93; Grant, Kenneth. Outside the Circles of Time. London: Muller, 1980, p. 87.

[5] Из письма А. Кроули к Л. Уилкинсону, 27 января 1945 года.

[6] Дневниковая запись А. Кроули, 4 апреля 1945 года.

[7] Дневниковая запись А. Кроули, 19 апреля 1945 года.

[8] Из письма А. Кроули к Г. Макмертри, 21 мая 1945 года.

[9] Из письма А. Кроули к Л. Уилкинсону, 24 мая 1945 года.

[10] Цит. по: Bogdan, Henrik. "Kenneth Grant: Marriage Between the West and the East", in Western Esotericism and Rituals of Initiation (SUNY Series in Western Esoteric Traditions). Albany State University of New York Press, 2007; 2nd ed. 2008.

[11] Ansell. Robert. Kenneth & Steffi Grant.

[12] Из письма К. Гермера к К. Гранту, 20 июля 1955 года, цит. по: Kaczynski. Perdurabo, p. 460.

[13] Из письма К. Гермера к Н. Фицджеральду, 11 января 1956 года.

[14] Из письма А. Кроули к К. Гранту, весеннее равноденствие 1946 года, цит. по: Grant, Remembering Aleister Crowley.

[15] Подробнее о К. Стоддард см.: Regardie, Israel. My Rosicrucian adventure. Chicago, G. Engelke, The Aries Press, 1936; 2nd ed. St. Paul, Minn. : Llewellyn Publications, 1971; рус. пер.: Израэль Регарди. Мое розенкрейцерское приключение. М.: Энигма, готовится к печати.

[16] Linda Falorio. Shadow Tarot. S.l. : Aeon Books Ltd, 2004.



Просмотров: 1195
Категория: Библиотека » Учения




Другие новости по теме:

  • Кеннет Грант. "Ночная сторона Эдема". Часть II
  • Кеннет Грант. Область Огненного Змея
  • Кеннет Грант. Культ Черного Змея — II
  • Кеннет Грант. Культ Черного Змея — I
  • Кеннет Грант. Ключ к Пирамиде
  • Клаас Хоффман. Синтетическая проективная геометрия в картах Таро леди Фриды Харрис и в «Книге Закона» Алистера Кроули
  • Гоэтия. С предисловием и комментариями Алистера Кроули
  • Лон Майло Дюкетт. “Таро Тота” Алистера Кроули
  • Л. М. Дюкетт, К. Хайятт. Иллюстрированная Гоэтия Алистера Кроули.
  • Алистер Кроули. Liber HAD sub Figura DLV
  • Алистер Кроули. Liber NV sub Figura XI
  • Алистер Кроули. Liber HHH sub Figura CCCXLI
  • Алистер Кроули. Liber YOD sub Figura DCCCXXXI
  • История создания и публикации колоды Тота Кроули
  • Алистер Кроули. Бронзовая голова
  • Алистер Кроули. Верховный Ритуал
  • Алистер Кроули. Ритуал Инвокации HICE или любого другого Божества
  • Братство Сатурна: наследники Кроули в Германии
  • Генрих Корнелий Агриппа. Из Третьей книги Оккультной философии
  • Frater Nigris. Скорлупы Древа Жизни
  • Fr. Александр. Сигиллы Древа Клипот. Древо Клипот в современном изобразительном искусстве.
  • Наталья Якимчук. Представление о Зле в книге «Зогар» как источник антиномизма саббатианского движения
  • Эрик де Поу. Потайная сокровищница: «колдовские книги»
  • Александр Голомбиовский. Дело о чародействе во второй половине XVIII века
  • Основы телемитской космологии (по книге "Abrahadabra" Rodney Orpheus)
  • Генрих Корнелий Агриппа. Об оккультной философии, или О магических церемониях. Четвертая книга
  • Михаэль Туваль. О царе Соломоне, происхождении бесов и «Восьмой книге Моисея»
  • Frater Марсий. Туннели Сета
  • Hendrik Bogdan. Анализ ритуала Неофита Герметического Ордена «Золотой Зари»
  • Герберт Стэнли Редгроув. Церемониальная магия в теории и на практике



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь