Старшинова Елена Владимировна. Здоровое поколение — здоровое будущее.

Здоровое поколение — здоровое будущее.Здоровое поколение — здоровое будущее.

Сегодня на всех уровнях говорят о неудовлетворительном состоянии здоровья как взрослого, так и детского населения. Нарастает количество хронических больных, растёт число инвалидов детства, снижается трудовой потенциал.

Анализ состояния здоровья учащихся общеобразовательных учреждений свидетельствует об увеличении количества детей с различными заболеваниями за период обучения в школе. Одной из причин ухудшения состояния здоровья школьников становится система школьного образования, при всех ее достоинствах школа недостаточно заботится о том, чтобы вырастить здорового ребенка, в результате в школу приходит около 30% здоровых детей, а среди выпускников остается около 10%.

 

Технология биологической обратной связи на сегодняшний день позволяет не только диагностировать, но и объективно и целенаправленно корректировать, совершенствовать, приводить в гармонию физиологические системы организма, формировать новые здоровые навыки, адаптировать к окружающей среде.

В результате проведения курса выявляется положительная динамика в состоянии здоровья учащихся. Анализ заболеваемости ОРЗ показал снижение заболеваемости у детей, прошедших курс БОС. Снизилось количество пропущенных по болезни дней в 3 раза, а также сократились сроки реабилитации после болезни.

Педагогами, логопедами, родителями отмечено значительное улучшение общего эмоционального фона у детей, обученных по методу БОС: положительные изменения в поведенческой и личностной сфере, снижение негативных эмоциональных проявлений. Положительная динамика показателей эмоционально-волевой сферы, снижение симптомов гиперактивности и психомоторной расторможенности отмечены у детей с особенностями развития.

Высокий уровень мотивации на сеансах БОС помог решить ряд коррекционных и воспитательных задач без излишнего психоэмоционального напряжения ребенка. На фоне нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния улучшились показатели высших психических функций — процессов мышления, восприятия, произвольного внимания; увеличился объем памяти; активизировалась познавательная деятельность; отмечалось формирование волевых качеств, навыка целенаправленной деятельности, саморегуляции и самоорганизации; повысились работоспособность, самооценка и мотивация к учебе и самосовершенствованию.

Метод биологической обратной связи (БОС) может быть использован в качестве эффективного средства помощи в образовательном процессе как детям и подросткам, так и будущим педагогам. Этот метод позволяет обеспечить немедикаментозную коррекцию психологического и функционального состояния организма в целом.

В процессе прохождения курса оздоровления также решаются следующие важнейшие задачи:

  1. Обучение приемам саморегуляции, выработка навыков релаксации и применения их в стрессовых ситуациях.
  2. Преодоление ситуации страха в атмосфере класса, коррекция. самооценки.
  3. Усиление компенсаторных возможностей организма, повышение работоспособности, снижение утомляемости.

Итак, есть такой школьный предмет — ЗДОРОВЬЕ!

Большинство людей начинают осознавать значение здоровья после 50 лет, то есть когда оно уже крепко пошатнулось. А в старости человек понимает, что ценней здоровья ничего нет, и готов отдать за него все материальные блага, которые имеет. Но, как правило, бывает уже поздно. Почему так происходит, и что нужно делать?

Любому человеку, даже если он не специалист-медик, понятно, что падение уровня здоровья зачастую происходит именно в школьные годы

восьмилетний мальчик имеет больше здоровья, чем пятидесятилетний мужчина, а у восьмидесятилетнего здоровья еще меньше. Значит, человек теряет здоровье на протяжении своей жизни. Причем с каждым десятилетием процесс падения уровня здоровья людей резко ускоряется. Спросите врача любой специальности, работающего десять- двадцать лет со школьниками — он уверенно скажет, что процент детей, страдающих заболеваниями сердца, органов дыхания, зрения, речевыми расстройствами и т.д. растет год от года. В результате сегодня, в начале XXI века, число здоровых выпускников составляет около 3-6% (хотя большинство первоклассников приходят в школу здоровыми), а через несколько лет, если такой процесс сохранится, все молодое поколение окажется больным. Теперь нетрудно догадаться, что число здоровых выпускников ВУЗов еще меньше, а о количестве здоровых педагогов вообще трудно говорить! Итак, первое, что нужно делать в школе у педагогов, детей и их родителей — это сформировать правильное отношение к здоровью. А второе — не дожидаясь осознания ребенком важности здоровья, нужно обучить его это здоровье сохранять и укреплять, иными словами, дать ему навыки правильного дыхания, правильной речи, правильной осанки, правильного пользования органами зрения и т.д. Можно привести аналогию из мира спорта: любой тренер знает, что начинать обучать спортсмена двигательным навыкам нужно сразу правильно. Если у спортсмена уже сформирован неправильный навык, его придется переучивать: сначала разрушать имеющиеся, и только затем формировать правильные навыки. Скорее всего, в этом случае он никогда не сможет стать чемпионом.

Для эффективного решения и первой и второй задач в школе необходимо иметь несколько вещей. Нужна точная оценка (по общепринятой в школе системе) конечного результата обучения здоровью. Кроме того, должен быть показатель величины здоровья ( «паспорт здоровья»). А самое главное, необходимы средства формирования навыков здоровья и контроля их качества. Сегодня всем этим требованиям отвечает метод биологической обратной связи (БОС), реализованный в форме уроков «БОС-здоровье».

Как сделать процесс заботы о здоровье необходимостью самих детей, школьников и подростков, причем чем раньше, тем лучше, чтобы это стало естественной привычкой, доведенной до условно-рефлекторного стереотипа? Как сделать процесс самопознания, самосовершенствования активным и востребованным? В современной школе уже недостаточно традиционных уроков физкультуры и валеологии. Необходимо внедрять в образовательный процесс новые более эффективные технологии, способные максимально активизировать у детей познавательный интерес и потребность в здоровом образе жизни. Нацеленность на осознанную охрану и защиту собственного здоровья наиболее продуктивно формировать в детском возрасте.

Метод биологической обратной связи по праву можно считать одним из наиболее доступных и эффективных способов решения проблемы школьной адаптации.

Изменение социальной ситуации развития, смена вида деятельности, атмосфера школьного обучения являются для ребёнка психотравмирующими факторами, требующими профилактической и коррекционной работы для предупреждения развития нервно-психических нарушений. Учитывая рост психических и соматических отклонений у школьников, изучение проблемы школьной дезадаптации, тесно связанной с нервно-психическим здоровьем, и возможности её коррекции с помощью новых технологий, становятся весьма актуальными.

Низкий уровень здоровья приходящих в школу детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. За период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 4 – 5 раз.

К сожалению, в современной школе часто создаются ситуации, когда ребёнок не в состоянии самостоятельно разрешить свои проблемы без ущерба для своего развития и здоровья.

Многочисленные исследования физиологов и психологов показывают, что общая нагрузка на нервную систему учащегося в школе и дома очень велика, а в сочетании с возрастающей из года в год гиподинамией, нарушениями режимов питания, сна и отдыха приводит к функциональным расстройствам нервной системы и стрессам.

Стресс также может быть обусловлен следующими факторами: переход из одной школы в другую, смена педагога, экзамены, контрольные работы, вызовы к доске, неправильное поведение учителя, недоброжелательное отношение сверстников, неуспешность обучения, нервно-психическая перегрузка и переутомление. Причинами психической травмы могут стать неосторожное слово, либо несправедливое отношение к ребёнку. Особенно подвержены стрессогенному воздействию учащиеся с задержкой психического развития – постоянный контингент дезадаптивных групп.

Поэтому планомерное овладение учащимися методикой диафрагмально-релаксационного дыхания смело можно назвать перспективным и актуальным направлением профилактической работы в школе.

Метод диафрагмально-релаксационного дыхания, разработанный А.А. Сметанкиным, позволяет решать целый спектр образовательных, медицинских, психологических и социальных проблем самым экономичным, безопасным и современным образом: а именно происходит формирование психологически здоровой личности, обучение навыкам целенаправленного управления психоэмоциональным состоянием, что является профилактикой психосоматических заболеваний.

Просмотров: 644
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Смирнова Екатерина Валерьевна. ДНИ ЗДОРОВЬЯ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Шайкина Екатерина Игоревна. «Игровой метод в период адаптации – залог здоровья ребенка»
  • Тарасевич Нина Николаевна. «Методическая разработка» Информационный проект «По дороге к здоровью» по неделе здоровья «Карусель здоровья» в смешанной дошкольной группе
  • Людмила Леонидовна Стремоухова. Создание адаптивной среды для укрепления здоровья и социальной абилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
  • Костромина Надежда Сергеевна. «Интегрированное и инклюзивное образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Медведева Юлия Игоревна. Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе.
  • Данилова Лариса Владимировна. Конспект образовательной деятельности по физической культуре детей подготовительной к школе группы «Путешествие на остров Здоровья»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Шумакова Галина. Педагогический совет «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни»
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Елена Александровна Давыдова. Укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, часто болеющих простудными заболеваниями
  • Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна. Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное
  • Мирон Татьяна Викторовна. Сенсорная комната, как средство релаксации для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Лариса Кудрявец. Картотека корригирующей гимнастики после сна для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.
  • Митрюкова Вероника Николаевна. Мастер-класс «Быть здоровым – это модно» — для укрепления здоровья воспитателей и родителей.
  • Пожарная Елена Юрьевна. Спортивное развлечение для детей 3-4 лет «День здоровья»
  • Виктория Васильевна Искра. Программа развития коррекционной школы для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностям здоровья VIII вида.
  • Главный Редактор. Формирование психологического здоровья у детей
  • Акишева Асия Санатбековна. «Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Морковкина Наталья Александровна. «Стретчинг, как технология сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
  • Баутина Елена Александровна. Здоровьесберегающие технологии как основа укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста
  • Надежда Чебиняева. Гимнастика после дневного сна- как одно из средств сохранения и стимулирования здоровья дошкольников
  • Тарадуда Галина Николаевна. Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь