Проблема воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семенного воспитания.
К сожалению, у родителей не всегда хватает времени на то, чтобы приучить своего ребенка с раннего детства пользоваться носовым платком, салфеткой, это может привести к тому, что у него постепенно пропадет чувство неловкости, ощущение дискомфорта в случае, когда заложен нос или испачкана рубашка, лицо; в результате развивается неаккуратность, неряшливость. Находиться рядом с таким ребенком сверстникам становится неприятно, он вольно или невольно теряет свое отношение в коллективе.
Если простые замечания, беседы о том, что надо вымыть руки, причесаться и т.п. не дают должного эффекта, которого ждут взрослые, попробуйте предложить ребенку «практические действия». Вот некоторые из них:
1. Пусть ребенок ежедневно стирает свои носки или колготы. На первых порах вам придется переделывать его работу – не беда. Главное – у ребенка вырабатывается привычка ежедневно менять белье. Исправляйте детские ошибки незаметно, иначе у ребенка возникнет ощущение бесполезности труда. Стирать дети должны с мылом, а не в растворе порошка, к которому у них может быть повышена чувствительность.
Никогда не заставляйте стирать носовые платки, их нужно кипятить!
2. Ребенок должен ежедневно мыть свою посуду. Мыть аккуратно, со всех сторон. Приучайте его к этому с 6 – 7 лет, и тогда в свои двенадцать он будет доставлять вам на одно огорчение меньше.
3. Влажная уборка помещения для ребенка дело вполне посильное. Вытереть пыль с книжной полки, протереть пол несложно. Есть некоторые виды домашних работ, которые дети делают даже лучше взрослых, например мытье батарей. Маленькие детские руки ловко справляются с этим.
Хотелось бы так же обратить внимание родителей на некоторые аспекты организации питания ребенка.
В помещении, где ребенок ест, необходимо создать уютную обстановку. Скатерть или клеенка должна быть чистой, посуда в которой подается пища, - небольшой и эстетичной (лучше одинаковой формы и цвета). Не забудьте, что эстетическое оформление обеденного стола не последнее звено в улучшении детского аппетита. Следует учитывать и объем порции еды, которую вы подаете ребенку на тарелку. Большое количество пищи иногда пугает детей, особенно детей с плохим аппетитом. Мысль о том, что все надо съесть, иначе будут ругать, вызывает страх. Страх – очень сильная эмоция. Она тормозит выделение пищеварительных соков.
Рацион ребенка должен быть полноценным и разнообразным. Если ребенок упорно оказывается есть какой – либо необходимый продукт, научите его самостоятельно готовить блюда из этого продукта. Овощные салаты, различные виды бутербродов, полуфабрикаты для овощного супа дети делают охотно и старательно. Участие в приготовлении пищи не только улучшает аппетит ребенка, но и прививает дополнительные навыки. Пусть ребенок как можно раньше запомнит, что овощи необходимо тщательно мыть, что посуда должна быть чистой, а значит, сковородку после яичницы надо сразу привести в порядок. Хорошо, если ребенок сумеет приготовить несложное блюдо не только себе, но и другим членам семьи. Не забудьте похвалить его за эту работу. Прививайте детям уважение к продуктам питания и наверняка в будущем они не станут оставлять куски на тарелке и бросать хлеб на пол.
Вот несколько рецептов простых и полезных блюд:
1. Салат из тертой моркови, капусты и яблок, заправленными сметаной.
2. Сложный бутерброд: хлеб, масло, кусочек вареного яйца, кусочек селедки, зелень (селедку почистите сами и выньте кости).
3. Манная каша с наполнителем. Вскипятите молоко сами, а ребенок пусть смешает в кружке шесть чайных ложек манной крупы, столовую ложку изюма, немножко очищенных орехов, ч.л. сахара.
Предложите ребенку придумать для каждого блюда название, научите красиво укладывать пищу на тарелку или на большое блюдо.
Во время еды никогда не ругайте ребенка за ошибки и проступки, совершенные в детском саду или на улице. Волнение, которое он будет испытывать может вызвать нарушение пищеварения. Если воспитательные беседы за столом имеют регулярный характер, они могут привести к тяжелым хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
В заключении хочется еще раз напомнить, что каждый вид детской деятельности (игра, труд. занятие) под влиянием взрослых создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием здорового образа жизни дошкольников.