Грицай Л.А. Кризис традиционного материнства в современной России: социально-психологический аспект

Категория: Психоанализ, Психология | Просмотров: 716

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Автор:

В статье изучается материнство как социокультурный феномен, его значение в системе жизненных ориентаций молодых россиян, а также рассматриваются основные социально-психологические типы материнства. Определяются причины и основные черты кризиса традиционного материнства в современном российском обществе, рассматриваются возможные пути его преодоления.

Ключевые слова: материнство, кризис материнства, родительские установки молодежи, социально-психологические типы материнства, социокультурные причины падения рождаемости, ценностное отношение к материнству, меры поддержки материнства и детства.

Образ матери в культурном наследии многих народов считается высшим воплощением женского начала. Более того, в христианском мире, к которому по праву принадлежит и наша страна, на протяжении столетий сформировалось особое отношение к материнству как важнейшей духовно-нравственной ценности, достойной почитания и прославления.

Однако в современной России эта традиция ценностного отношения к материнству утрачивается. Следствием ее утраты стал демографический кризис – печальное явление, наблюдаемое в нашей стране в XX–XXI вв. Так, согласно исследованиям отечественных социологов, малодетность сегодня становится жизненной нормой: половина российских семей воспитывает только одного ребенка, при этом родители (в том числе и матери) не стремятся к рождению последующих детей, ссылаясь на недостаточность своих средств, времени и сил (Всероссийская перепись населения, 2002).

Изучая основные причины этого явления, уместно говорить не только о кризисе семьи, но и о кризисе традиционного материнства, ярко проявляющем себя в современном мире.

Сложившаяся ситуация требует, с одной стороны, внимательного изучения феномена материнства, его значения в системе жизненных ориентаций россиян, особенно молодых девушек, а с другой – выявления причин этого кризиса, основных его черт и возможных путей преодоления.

Исходя из этого, мы определили следующие задачи данного исследования:

Изучить значение ценности материнства в сознании российской молодежи начала XXI столетия.
Проанализировать основные причины кризиса материнства в современном социуме и присущие ему черты.
Обозначить основные социально-психологические типы материнства, характерные для современного российского общества.
Предположить возможные способы преодоления сложившейся кризисной ситуации.
Следует отметить, что первоначально материнство как отдельное направление исследования стало рассматриваться в естественных науках: медицине, физиологии, биологии поведения, однако к середине ХХ века в связи с возросшим интересом к данной области знания сфера материнства стала объектом изучения и гуманитарных наук: психологии, социологии и педагогики.

В результате этих исследований в 1990-е гг. в отечественной психологии возникло научное направление – «психология материнства» (термин Г.Г. Филипповой). В рамках этого направления материнство рассматривается как «часть личностной сферы женщины – системное образование, включающее потребности, ценности, мотивы и способы их реализации» (Филиппова, 2006, с. 350).

Психология материнства изучает аспекты психологической готовности женщины к материнству: общей зрелости личности, адекватности возможных моделей материнского отношения к ребенку, мотивационной готовности к рождению и воспитанию детей, сформированности материнской компетентности, сформированность материнской сферы (Филиппова, 2005, с. 63).

Таким образом, материнство понимается как осознанная потребность в рождении, воспитании детей, предполагающее эмоционально-ценностное отношение к ребенку как объекту любви и заботы.

При этом целый ряд исследователей (Э. Бадинтер, Л.А. Дубисская, И. Кон, М. Мид, Т.В. Рябова, Н.Л. Пушкарева, С.Г. Фатыхова) отмечают не только психолого-личностную, но и психолого-социальную обусловленность материнства.

Так, к примеру, Т.В. Скрицкая отмечает, что «общественные ценности и нормы оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения» (Скрицкая). Известный психолог В.С. Мухина также рассматривает материнство в качестве культурного феномена, «смысл и значение которого может меняться вместе с культурой» (Чибисова, 2003, с. 4).

Е.В. Шамарина утверждает, что отношение к материнству в истории человечества изменялось в зависимости от представлений о нем к данной конкретной культуре. При этом ученый замечает, что «отказ от материнства, небрежение по отношению к детям существовали всегда в том или ином виде как исключение и сопровождались чувством вины, и только сегодня эти отношения стали нормой» (Шамарина, 2008, с. 8).

Именно этот факт подтверждают исследования, направленные на изучение семейных ценностных ориентаций современных молодых людей.

Так, С.П. Акутина справедливо замечает, что у подрастающего поколения изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи, так, наблюдается: «снижение репродуктивных установок; низкий престиж материнства и отцовства; направленность выбора супругов на бездетную семью; создание иллюзии «новых» форм семьи («гражданский брак», «гостевая семья» и др.); внебрачное рождение детей и др.» (Акутина, 2010, с. 20).

В.В. Пациорковский и В.В. Пациорковская считают, что снижение ценности родительства связано, в первую очередь, с «гиперсоциализацией» современной молодежи. СМИ, сверстники, а подчас семья и школа ориентируют юношу или девушку на реализацию себя в обществе любой ценой. А так как в жизни для достижения той или иной цели всегда приходится от чего-то отказываться, то наши молодые современники, мужая и превращаясь в личности, чаще всего блокируют в себе родовое человеческое начало (Пациорковский, Пациорковская, 2009).

Подтверждает данное обстоятельство и изучение текстов песен популярных в молодежной субкультуре эстрадных исполнителей. Как отмечают исследователи в данной области: «Роль родительства особой популярностью не пользуется (упоминается всего в 10–12 % текстов). Скорее, наоборот, рождение ребенка представляется шагом весьма рискованным, так как ребенок требует внимания, ухода, заботы, а главное, – ответственности, которую люди все чаще просто не хотят на себя брать» (Симоненко, 2008, с. 83–84).

Исходя из этого, психологи и педагоги с тревогой пишут о новом явлении общественной жизни, свойственной некоторой части российской молодежи – определенной «педофобии» – нежелании иметь детей, из-за боязни нести моральную и экономическую ответственность за них.

Об этом же факте снижения значения семейных ценностей в сознании современных молодых людей свидетельствуют данные социологических опросов.

По мнению авторов исследования «Семья и дети в жизненных установках россиян», семейные ориентации 36 % молодых людей до 30 лет не сопровождаются установкой на рождение детей (Варламова, 2006, с. 61-73). По данным опросов, проведенных Институтом демографических исследований, среди основных жизненных целей молодых респондентов от 14 до 30 лет цель деторождения следует после таких ценностей-целей как хорошая семья, здоровье, хорошие друзья, жизненный успех. При этом в гендерном аспекте ориентация всей массы молодых людей на ценность детей (26,1 % и 26,4 % у юношей и девушек) почти одинакова (Ценностные и репродуктивные ориентации молодежи). Эту особенность равенства репродуктивных установок молодых женщин и мужчин подтверждает в своем исследовании и А.В. Узик. По его мнению, наиболее предпочтительной для современных юношей и девушек является однодетная семья (50,4 %) (Узик, 2007, с. 61–63).

Гендерный аспект потребности в детях исследуется в публикациях Н.В. Богачёвой. Результаты социологического исследования, проведенного ей в 2004 году в г. Казани, свидетельствуют, что рождение и воспитание нескольких детей ценно чаще для мужчин, чем для женщин (57 % против 45 %). Так, исследование показало, что идеальное число детей в семье для женщин несколько ниже, чем для мужчин (Богачёва, 2005, с. 19).

Те же тревожные данные мы встречаем в исследованиях, посвященных изучению матримониальных установок (т.е. установок, рисующих образ будущей семьи) современных девушек в возрасте 18–20 лет.

Так, например, в опросе, проводимом в 2009 году на базе Владимирского государственного гуманитарного университета, участвовало 300 студенток всех факультетов вуза. Интересен тот факт, что все респондентки высказали желание иметь ребенка (детей), однако больше половины (78 %) студенток отметили, что не готовы жертвовать собой, своим личным временем и комфортом, удовольствиями ради детей. Более того, эти же девушки указали, что, по их мнению, самовыражение личностей супругов важнее родительских обязанностей.

Исходя из последнего обстоятельства, автора данного исследования – С.А. Завражин, делает вывод о том, что матримониальные установки современных студенток достаточно противоречивы, так как испытывают на себе, с одной стороны, влияние традиционных для наших страны культурных ценностей, отождествляющих женственность с жертвенностью, целомудрием и чадолюбием, а с другой, – находятся под мощным натиском потребительской гедонистической идеологии современной массовой культуры (Завражин, 2009, с. 105–109).

Подводя итоги этому краткому социологическому обзору, обратимся к работе В. Пантина, который, анализируя отношение к ценностям родительства у россиян, делает вывод о том, что у большинства наших молодых соотечественников есть потребность в принятии семьи, материнства и детства как главнейших ценностей (Пантин, 2008, с. 9–14).

Однако в реальности эта потребность уходит на второй план не только из-за материальных трудностей, но и под влиянием определенных стереотипов общественного сознания, акцентирующих внимание на экономической, социальной и нравственной незащищенности семьи, матери и детей перед угрозами современного мира.

Поэтому в какой-то мере истоки современного кризиса материнства нужно искать в общественных преобразованиях, которые происходили в нашей стране в течение XX столетия.

В первую очередь, это развернувшееся в Советской России движение за эмансипацию представительниц «слабого пола», которое привело к активному включению женщин в сферу труда, достижению ими экономической независимости. Но при этом занятость в профессии лишила многих возможности уделять должное внимание заботе о доме, семейном устройстве и детях.

Таким образом, в сознании многих женщин сложилась конфликтная конкуренция ценностей: материнство – профессиональный рост.

Вследствие этого процесса произошла значительная подмена домашнего материнского воспитания общественным, транслирующимся через систему детских дошкольных учреждений, школ-интернатов, групп продленного дня, пионерских организации и детских загородных лагерей.

При этом общественная деятельность способствовала формированию у женщин традиционно мужских качеств: волевых черт характера, твердости, стремления к лидерству, профессиональному самоутверждению, карьерному росту, что порой напрямую противоречило предназначению женщины-матери, милосердной, мягкой, терпеливой и любящей. К тому же этот властный стиль женского поведения стал переноситься в семейные отношения, что привело к доминированию в семье авторитета не мужа, а жены.

С другой стороны, либерализация общественной морали, пропаганда свободного образа жизни, особенно ярко проявившаяся в XX веке, способствовали увеличению числа разводов и детей, рожденных вне брака. Безусловно, это отрицательно сказалось как на положении матерей, вынужденных самостоятельно воспитывать своих детей, так и на формировании семейных установок их дочерей, не имеющих в родительской семье мужского примера (Уразаев, 2002, с. 18).

В постсоветской России ситуация осложнилась резким снижением уровня жизни, сменой ценностной парадигмы в обществе от коллективизма к крайнему индивидуализму, широкой пропагандой ценностей потребительской культуры с ее лозунгом: «Бери от жизни все!»

На этом фоне произошло значительное увеличение числа юридически нерегистрируемых браков (так называемых «гражданских сожительств»), неполных и бездетных семей (Попов, 2000), а также стал все более очевиден рост количественных показателей социального сиротства и распространенности девиантных форм материнского поведения (Брутман, 2000).

Эти обстоятельства вполне объяснимо привели к падению престижа родительства в целом и материнства в частности.

Фактически, сегодня в современной России существует три основных социально-психологических типа материнства, которые мы можем обозначить как феминистский, традиционно-ценностный и компромиссный.

Первый предполагает осознанный отказ женщины от выполнения ей роли матери. При этом рождение и воспитание детей рассматривается как тяжкая обуза, возложенная на нее, во многом препятствующая реализации профессионального и творческого потенциала.

Второй тип основывается на присущем русской культуре традиционном отношении к материнству как важнейшей духовно-нравственной ценности как самой женщины, так всего общества. В этом смысле материнство понимается не только как выражение главного призвания женщины, во сто крат превышающее любые ее профессиональные успехи, но и матафизическое ее предназначение на земле.

Третий тип стремится к совмещению материнского призвания и профессиональных обязанностей женщины. При этом его очевидным достоинством является сохранение активной социальной позиции матери, однако нельзя не признать, что одновременная занятость женщины в сфере дома и профессии накладывает на нее двойной груз ответственности.

Нетрудно заметить, что первые два рассмотренных нами социально-психологических типа материнства явно противопоставлены друг другу, третий тип основывается на неком компромиссе, однако его тоже нельзя назвать идеальным, так как при таком подходе женщина вынуждена постоянно находиться в ситуации выбора ценностным приоритетов: семья или работа.

И как это уже отмечалось выше, особенно ярко это противопоставление социально-психологических типов материнства проявило себя в XX столетии, когда определенная (если не сказать бо´льшая часть) представительниц прекрасного пола в качестве приоритетного выбрала для себя первый – феминистский – путь и лишь отчасти третий – компромиссный.

Именно это, во многом, привело к тем печальным явлениям современной российской действительности, которые нам приходится наблюдать. Это малодетность наших семей, социальное сиротство (более 90 % детей, находящихся на государственном попечении, имеют здравствующих «биологических» матерей), в том числе и беспризорность, огромное количество абортов, в разы превышающих число рождений, трудности адаптации современных подростков в социуме и т. д. (И.В. Бестужев-Лада, В. Ветрова, О.Г. Исупова, Е.В. Шамарина).

Преодолеть подобные кризисные явления достаточно трудно. Для этого необходимо использовать целый комплекс мер духовно-нравственного, государственно-правового, информационно-просветительского, психолого-педагогического, медико-социального характера, помогающих преодолеть господство феминистического типа материнства, способствуя заложенному в каждой женщине стремлению к материнству реализоваться в полном объеме.

Кратко обозначим эти меры.

В первую очередь, это духовно-нравственное преображение общества, предполагающее возрождение национальных традиций ценностного отношения к материнству, в том числе, и многодетному, характерное для русской национальной культуры, изучение опыта сознательного материнства, основ гармоничных семейных взаимоотношений.

Не может обойтись возрождение ценностного отношения к материнству и без государственно-правовой поддержки, предусматривающей активную деятельность по созданию и реализации специальных государственных проектов, направленных на защиту материнства и детства, включающих как социальную, медицинскую, экономическую поддержку матерей, так и формирование в обществе уважительного отношения к социальному статусу матери.

Достаточно важен и информационно-просветительский уровень, координирующий работу СМИ по повышению престижа материнства и созданию положительного образа семьи в современном социуме.

Нельзя забывать о медико-социальной помощи матерям, определяющей деятельность медицинских, общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов, направленных на поддержку материнства и детства.

И, наконец, существуют психологический и образовательный уровни поддержки материнства, предусматривающие соответственнопсихотерапевтическую поддержку женщин на этапе подготовки к беременности и последующему вынашиванию и рождению ребенка, а также консультативную помощь семье в вопросах воспитания детей и образовательно-воспитательную помощь, включающую в себя широкий спектр деятельности в учебно-воспитательном пространстве школ, колледжей и вузов в рамках обязательного и дополнительных компонентов образования: введение факультативных занятий, курсов по выбору, проведение открытых уроков, занятий и семинаров, посвященных семье, организацию встреч с многодетными родителями, концертов и праздников, проведение специальных психологических тренингов, посвященных гендерным установкам родительства и т. д. Важная роль на этом уровне отводится грамотному и гармоничному взаимодействию школы и семьи.

Все выше перечисленные формы поддержки материнства имеют долгосрочный характер, и основным предполагаемым результатом их реализации является возрождение национальных традиций ценностного отношения к материнству, а также повышение уровня родительской культуры современной российской молодежи.

Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что социальные преобразования XX века и, в первую очередь, изменение традиционных женских ролей в общественном сознании привели к преобладанию феминистского и компромиссного социально-психологических типов материнства, предполагающих либо осознанный отказ женщины от материнства как приоритетной деятельности, либо стремление к совмещению социальных ролей матери и успешного профессионала.

В итоге доминирование данных социально-психологических типов в значительной степени обусловило кризисные явления в современной семье, преодоление которых является насущной задачей общества и государства.

Но следует отметить, что даже при определенных действиях государственных и общественных структур по возрождению сознательного материнства традиционно-ценностного типа, эти меры могут остаться лишь декларативными. Так оно и будет, если каждый из нас не осознает сложившийся кризис как свою личную боль и предпримет все усилия по изменению сложившейся ситуации в лучшую сторону.

Ведь величие России заключается и в необъятности ее просторов, и в высоте духовно-нравственных национальных ценностей, и, конечно же, в величии самого народа. А как справедливо замечает Ф. Ирзабеков, слово «великий» по отношению к народу означает еще и «больший числом», а «значит устойчивое сочетание «великий русский народ», помимо духовного, исторического и культурного величия включает в себя и немаловажную – демографическую – составляющую» (Изабеков, 2008, с. 113).

И при этом величие материнства заключается не только в «по-двиге», который издавна понимался как движение к служению ближнему, но и особом даре материнства, даре любви и сострадания, преображающего личность. Ведь, по мысли Т.А. Флоренской, высшее счастье человека заключается в самозабвенной любви – в со-частии, когда легко и радостно, забыв о себе, поставить другого на первое место (Флоренская Т.А.).

По праву эти слова можно отнести к вечному материнскому служению своим детям, а через них и всему миру.

Литература:
Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы. Автореф. … д-ра пед. наук / С.П. Акутина. – Нижний Новгород, 2010.
Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери / В.И. Брутман [и др.] // Психологический журнал. – 2000. – № 2.
Богачёва Н.В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российской обществе: автореф. … канд. социол. наук. – Казань, 2005.
Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян [Текст] / С.Н. Варламова [и др.] // Социс. – 2006. – № 11. – С. 61–73.
Всероссийская перепись населения 2002 года [Электронный ресурс].
Завражин С.А. Матримониальные установки и представления студенток вузов / С.А. Завражин // Психолого-педагогический поиск. – 2009. – № 3 (11). – С. 105–109.
Изабеков Ф. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека / Ф. Изабеков. – М.: Даниловский благовестник, 2008.
Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании россиян / В. Пантин // Воспитание школьников. – 2008. – №10. – С. 9 – 14.
Пациорковский В.В. Большая семья в демографической ситуации России [Электронный ресурс] / В.В. Пациорковский, В.В. Пациорковская / Социологические исследования. – 2009. – № 3 / Институт демографических исследований. Демография.ру
Попов В.Г. О развитии семьи в современных условиях / В.Г. Попов // Семья на рубеже веков : материалы международной научно-практической конференции. – Пермь, 2000.
Симоненко М.Н. Образ «молодой семьи» в средствах массовой информации / М.Н. Симоненко // Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме: материалы Межвуз. научно-практич. конф. студентов и аспирантов (20—21 марта 2008 года) / отв. ред. Т.В. Ганина; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. ¾ Рязань, 2008. ¾ Ч.
Скрицкая Т.В. Материнство как социально обусловленный феномен [Электронный ресурс] / Т.В. Скрицкая. – Режим доступа: hpsy.ru/public
Узик А.В. Изучение ценностных ориентаций и семейного поведения городского населения современной России А.В. Узик // Вестник МГУ. Социология и политология. – 2007. – № 4. – С. 60–63.
Уразаев А.М. Формирование социального и психологического портрета современных молодых женщин в период репродуктивной активности / А.М. Уразаев [и др.] // Вестник ТГПУ. – 2002. – № 3 (31). Серия Психология. – С. 34.
Филиппова Г.Г. Перинатальная психология: история, современное состояние и перспективы развития / Г.Г. Филиппова. – М., 2006. – С. 346–352.
Филиппова Г.Г. Психологическая готовность к материнству : хрестоматия по перинатальной психологии / сост. А.Н. Васина. – М. : Изд-во УРАО, 2005. — С. 62—65.
Флоренская Т.А. Способность любить
Ценностные и репродуктивные ориентации молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.demographia.ru.html
Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины. Автореф. ... канд. психол. наук / М.Ю. Чибисова. – М., 2003.
Шамарина Е.В. Культурный смысл материнства в западноевропейской и отечественной философской мысли. Автореф. … канд. философ. наук / Е.В. Шамарина. – Барнаул, 2008.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Материнство как социокультурный феномен, типы материнства, причины кризиса традиционного материнства и пути его преодоления
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Иванова Ольга Викторовна. Программа 'Тепло традиций'
  • Редактор. День матери - последнее воскресенье ноября
  • Гарифуллина Миляуша Магдануровна и Кувшинова Альбина Альфредовна. Конспект НОД по развитию речи в средней группе №12 Тема: «Мамочка любимая моя» (посвящено Дню Матери)
  • Притча «Конец лучше, чем начало»
  • Взаимоотношения детей и родителей в современном мире
  • Митряшкина Н.В. Ценностные отношения в семье как объект психологического анализа
  • Ольга Юрьевна Бирюкова. Презентация 'День матери'
  • Кожанова Людмила Николаевна. «Православные традиции в современной семье»
  • Ирина Петракова. Семейные ценности и традиции
  • Арасланова Анна Викторовна. О формировании семейных ценностей в процессе ООД по английскому языку
  • Главный Редактор. Функции прародителей (бабушек) в духовно-нравственном развитии современного ребенка
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Проблема современной семьи, возможности образования
  • Кудинова Ирина Борисовна. Сказкотерапия как средство формирования семейных ценностей
  • Аникеева Татьяна Александровна. Сценарий КВН, посвящённый «Дню матери»
  • Русын Любовь Геннадьевна. День Матери – старшая группа.
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Как художественная литература формирует идеалы
  • Кононенко Лидия Павловна. Духовно–нравственное воспитание дошкольников через формирование интереса к русской народной культуре
  • Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • Хамитова И.Ю. Семейная история и её влияние на переживание беременности
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Немцова Марина Николаевна. «Роль семьи в формировании у детей здорового образа жизни»
  • Титова Ольга Витальевна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Исламова Гульшат Радисовна. Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Орехова Наталья Владимировна. Сценарий утренника «День матери»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Ларионова Ирина Александровна. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
  • Фаткуллина Альфия Рафаэльевна. Сценарий утренника ко Дню матери для старшей группы детского сада
  • Токарева Ирина Владимировна. «Нравственное воспитание детей как важный компонент образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.»
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Носова Наталья Викторовна. Образовательный проект «Семейные ценности»
  • Котельникова Юлия Алексеевна. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника
  • Харина Елена Георгиевна. «Наша дружная семья». Сценарий праздника, посвящённый Дню семьи, любви и верности
  • Непомнящая Ирина Николаевна. Методические рекомендации по взаимодействию ДОУ с семьёй «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ»
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Материнство как прием; mothering
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Кумова Ольга Михайловна. «Воспитание современных девочек и мальчиков с позиции гендерного подхода»
  • Бегларян Наийла Егоровна. Конспект тематической недели, посвященной празднованию Дня матери в подготовительной группе в соответствии с ФГОС
  • Анохина Наталья Николаевна. Педагогический проект «Для милой мамочки»
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Гаврилова Татьяна Александровна. ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ 4 ГОДА ЖИЗНИ
  • Кокурина Надежда Васильевна. КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Ромашковое счастье»
  • Асевова Лайла. Проект «Моя семья» старшая группа



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь