Редактор. Энергия, цигун

Энергия, цигунЧего только не услышишь, когда люди начинают рассуждать о внутренней энергии. Одни рассказывают истории о магах, движением брови повергающих наземь целые полчища нападающих, другие ни во что подобное не верят и ссылаются на школьный курс физики и биологии. Одни заявляют, что если для достижения результата необходимы годы ежедневных тренировок, то этим не стоит и пытаться заниматься, другие лишь в таких вещах и видят истинную ценность. Я попытаюсь обобщить существующие точки зрения и рассмотреть вопрос с точки зрения применения внутренней энергии (что бы под этим ни понималось) в бою. Опираться я намерен на факты, свидетелем которых был сам либо на свидетельства очевидцев и литературу, которым у меня нет оснований не доверять. Использоваться будут в основном материалы связанные с Китаем, так как остальной мир в подобных вещах идет по его стопам.

 

Вначале некоторые общие замечания. Очень многие путают такие понятия как `цигун' и `нэйгун'. `Цигун' в переводе с китайского означает `работа с ци', то есть именно оперирование с внутренней энергией. `Нэйгун' - это `внутренняя наработка', то есть все виды тренировки, не связанные напрямую с тренировкой комплексов, поединками, общеразвивающими упражнениями и  специальной закалкой. К нэйгун относятся, например, `наработка легкости' - искусство легких прыжков и беганья по стенам, `наработка тяжести' - выработка устойчивости позиций, то что называют `врастанием в землю', и т.п. Такие методики могут использовать ци, а могут и не использовать.

Согласно исследованиям китайских историков методики цигун появились еще до появления письменности. Они описываются еще в самом раннем медицинском памятнике Китая - "Каноне о внутреннем Желтого императора". В боевых искусствах изучение цигуна пошло по двум направлениям - применительно к занимающемуся, чтобы сделать тренировки боле эффективными, и применительно к нанесению вреда противнику.

Самое простое применение цигуна по отношению к себе - это применение методик работы с ци для приведения себя в нормальное состояние. Очевидно, что тренировка даст лучший эффект, если приступить к ней с ясной головой, полностью сосредоточенным на предстоящей работе. Например в трактате стиля cаньхуан паочуй (Пушечный удар трех императоров) о методах укрепления
ударных поверхностей и противоударной закалке тела говорится, что перед началом тренировки следует встать в позицию "столбового стояния" и прикрыв глаза заниматься дыхательными упражнениями до тех пор, пока ци не наполнит
ноги и не поднимется до даньтяня. А в трактате "Разъяснение истинного смысла шаолиньского кулачного искусства" говорится, что приступать к набивке тела можно лишь после того, как накопление ци достигнет такой стадии, что она начнет "сочиться сквозь поры тела". Наши поклонники рукопашного боя могут посмеяться над этими "причудами", но китайские любители жесткого цигуна (подчеркиваю - любители, а не профессионалы, я общался с одной такой группой, в которой люди занимаются в свободное время, как в кружке самодеятельности) могут хлопком ладони расколоть кирпич, держащийся в другой руке, или безо всякого ущерба для себя быть поднятым на воткнутом в живот трезубце. Занимающиеся традиционными боевыми искусствами обратили, наверное, внимание, что примерно такие же действия рекомендуется выполнять перед началом тренировки комплексов, и это не случайно. Постепенно время такой регуляции организма начинает сокращаться,
а "включателем" для нее становятся какие-нибудь жесты или мысленные образы, связанные с началом комплекса или тренировки. В реальной боевой ситуации одно такое исполненное действие мгновенно переводит ваш организм в состояние боеготовности. Поклонники ушу тут в выгодном положении, ибо устрашающие ритуальные приветствия многих комплексов отлично подходят как для запугивания противников перед началом схватки (не раз проверено на улице), так и для приведения себя в боевое состояние.

Другое применение внутренней энергетики основано на восточном учении о меридианах и коллатералях, причем знание теории тут очень важно. Европа познакомилась с китайским искусством иглоукалывания и прижигания еще в XVII веке, а уже в следующем столетии отдельные приемы этих методик стали широко применяться в терапевтических целях. Однако в отрыве от теоретических знаний они оказались малоэффективны (известен случай, когда в конце XIX века в одной из французских больниц пациенты взбунтовались против "врачей-колольщиков"), и после прохождения моды на китайские методики они в Европе (включая Россию) исчезли бесследно. Благодаря тесным связям СССР и КНР в 40-50-е годы началось возрождение этих методик, много советских врачей ездили на учебу или на практику в Китай. На рубеже 50-60-х годов их усилиями был издан целый ряд оригинальных и переводных работ по китайской медицине как теоретического, так и сугубо практического характера, сформировались признанные центры по восточной (пунктурной) рефлексо терапии в Ленинграде (Санкт-Петербурге), Горьком (Нижнем Новгороде), Казани и Улан-Удэ. На рубеже 80-90-х годов произошел новый всплеск моды на Восток, и на русском языке стали появляться новые работы, касающиеся уже не только медицинских, но и боевых аспектов применения учения о биологически активных точках. Таким образом в настоящее время из стран невосточного мира Россия стоит на первом месте по количеству качественной информации, связанной с этими вопросами.

При изучении вопросов, связанных с китайским учением о внутренней энергии сразу же встала проблема о том, что такое ци. Существует несколько десятков вариантов перевода этого термина на русский язык - "воздух", "дыхание", "лимфа", "эфир", "атомы", "нервная регуляция", "жизненная энергия" и т.д., каждый из которых отражает лишь небольшую часть его значения и ни один из которых не исчерпывает его полностью. К тому же этот термин может соединяться с бесконечным количеством определений. Создается впечатление, что как только китайским специалистам требовалось объяснить какое-либо физиологическое или психическое явление, они сразу же придумывали новый вид ци. В то же время все эти виды являются проявлением одного единого ци. Многие китайские авторы, похоже, сами не очень вникают в суть взаимодействия различных проявлений единого ци, удолетворяясь знаниями о выполняемых ими функциях. В принципе для практического использования этого достаточно. В русскоязычной литературе применительно к задачам медицинской практики самое удачное определение предложил В.Г.Вогралик: ци - это интегральная функция всей деятельности организма, его энергии, тонуса, жизненности. Ци каждого из органов или системы органов выражает обмен и функции в данный момент; равнодействующая всех этих проявлений и составляет единое ци организма. Данное определение было принято большинством российских рефлексотерапевтов. С моей точки зрения оно ничем ни хуже определений из системы Кадочникова "человек - это механическая система с конечным количеством степеней свободы", "прием есть использование своих степеней свободы для уменьшения числа степеней свободы противника".

Представление о пронизывающих тело каналах и коллатералях, по которым непрерывно циркулирует ци, и о возможностях воздействовать на эту циркуляцию через избранные точки составляет основу специальной теории китайской медицины и китайских боевых искусств. Каждое тело есть ци, облеченное в некоторую форму. Все физиологические процессы в организме в конечном счете сводятся к взаимодействию различных видов ци как внутри, так и вне заданной формы. Однако прохождение ци по замкнутому контуру сквозь некоторые знаменательные точки и области, соединенные сетью каналов, выполняет важную контролирующую функцию. Данная теория разрабатывалась на протяжении многих веков. В настоящее время она описывает около 36 точек, расположенных на 12 главных и двух "чудесных" каналах. Кроме того, течение ци прослеживается еще по шести "чудесным" каналам. Выделяют также примерно 280 внеканальных точек.

Если на Востоке эту систему принимают как нечто данное, то на Западе попытались поместить под нее очевидное материалистическое обоснование. Простейший вариант - совмещение канальной сети с сосудисто-нервными стволами --- не прошел: совместить удалось лишь очень небольшие отрезки. В настоящее время разрабатывается более тонкая теория о том, что структурную основу главных точек и каналов составляют межклеточные щелевые контакты. С этой теорией близко связана гипотеза о связи "каналов тела" с межмышечными щелями, которые в основном совпадают с линиями контурирования мышц.

Сложность определения места каналов на привычном анатомическом атласе человека привела некоторых исследователей к мысли о том, что каналы - чисто функциональная система, без определенного реального носителя. Однако лабораторные исследования с применением современных методик опровергли это мнение. Например, китайские специалисты установили, что при электростимуляции точек вдоль канала может возникнуть красная или белая линия, вызванная гиперемией (красный дермографизм) или спазмом кожных сосудов (белый дермографизм).

В 1986 году были опубликованы материалы уникального эксперимента,
осуществленного в парижском институте Неннера. В определенные точки
методом акупунктуры вводилась жидкость, содержащая технеций. Испускаемые
ею лучи фиксировались при помощи электронной фотокамеры. В результате
выявилось, что радиоактивная жидкость распространялась строго вдоль
"каналов", выделяемых традиционной китайской медициной. Когда ту же
жидкость вводили в произвольные точки на теле, не связанные с
акупунктурой, то она вообще не распространялась по организму.

Итак, подведем итог этого теоретического отступления: между различными
частями орагнизма человека существуют определенные взаимосвязи и
взаимовлияния. Для объяснения этого механизма существует теория,
описываемая в терминах энергии ци. От современных объяснений эта теория в
положительную сторону отличается краткостью и проверенностью временем. С
точки зрения практического применения нам абсолютно не важно знать что
стоит за нею.

В медицине обычно нужна тонкая регулировка хода ци для приведения
организма в норму. В бою же требуется мгновенный результат (если вы только
не тайный убийца, которому требуется чтобы жертва скончалась от
недомогания через 3 суток 7 часов и 28 минут), причем важен именно
результат - смерть противника - а не механизм его получения. Потому в
теории боевых искусств обычно изучали не шесть сотен точек, в каждой школе
складывался свой ограниченный набор - как правило 36 точек, от школы к
школе эти наборы различались. Глубокая теория тоже была не нужна, важно
лишь было знать где эти точки находятся. Однако в наших современных
условиях обычно убивать людей не требуется, поэтому если вы хотите уметь
применять искусство воздействия на точки в обычной драке, то вам
необходимо четко представлять, что будет после воздействия на определенную
биологически активную точку - у человека остановится сердце или просто тут
же опорожнится кишечник (первое, конечно, мгновенно завершит бой, но и
второе может решить схватку в вашу пользу). Для этого же необходимо
некоторое знакомство с теорией. В качестве примера приведу историю,
рассказанную в частной беседе президентом Красноярской Краевой Ассоциации
Шаолиньцюань Анатолием Ковганом.

Когда он несколько лет назад был в Шаолиньском монастыре и активно
завязывал знакомства с монахами и другими мастерами ушу, то про одного из
его новых знакомых ему рассказали, что тот является одним из крупнейших
современных мастеров воздействия на точки. Во время обеда в одной из
окрестных забегаловок А.Ковган спросил самого монаха, правда ли это. Монах
ответил что правда, и сказал что сейчас продемонстрирует свое искусство.
Заметив беспокойство собеседника он сказал, что тот может не бояться,
демонстрировать будут не на нем, и они пошли к хозяину заведения.
Посмотрев на хозяина монах сказал тому, что он (хозяин) не совсем здоров,
и спросил, не замечал ли тот у себя таких-то и таких-то симптомов. Хозяин
ответил, что замечал, и согласился чтобы монах его полечил. Монах тут же
ударил пальцами в какую-то точку, и хозяин с грохотом упал на месте без
сознания на стоявшую в той комнатушке кушетку (грохот произошел из-за
того, что он что-то сшиб при падении). Монах действительно провел сеанс
лечения, понажимав некоторые точки, после чего нажатием на нужную точку
привел хозяина в чувство. Тот принялся благодарить за лечение и очень
удивился, когда прибежали соседи и стали выяснять, что тут был за шум - он
не помнил ничего.

Однако на искусство воздействия на точки есть и противоположная точка
зрения. В 1991 году в СССР приезжал один из крупнейших мастеров ушу
современности - Ма Минда. Во врмя общения с любителями ушу на вопрос об
искусстве смертельного касания он ответил, что сомневается, что кто-либо
сумеет применить это искусство в бою против него. Его сомнения были вполне
обоснованы - по моим визуальным оценкам в бою он действовал в темпе 3-5
ударов в секунду. Чтобы подойти к такой мельнице на дистанцию хотя бы
удара, одного владения искусством смертельного касания недостаточно.

Итак, применимо ли искусство воздействия на точки в рукопашной схватке? На
мой взгляд, владение этим искусством можно сравнить с наличием ножа в
руке. Если у вас есть нож, то это серьезное преимущество, но это еще
недостаточно для победы: если у вас слабый удар, то вы можете даже не
порвать одежду противнику, если противник хорошо умеет драться, то вы не
сможете применить против него нож вообще. Так и с искусством воздействия
на точки. Если вы хотите применять его в бою, то помимо заучивания
наизусть располложения нужных точек и вызываемого ими эффекта вам нужно
уметь мгновенно находить их на ощупь (чтобы знать, каким пальцем жать
когда вы взяли захват приблизительно за нужное место), укреплять пальцы
(чтобы нажимать на нужную точку даже сквозь одежду и чтобы уметь наносить
удары пальцами на нужную глубину), учиться хватать подброшенные мешочки с
песком (для выработки умения мгновенно и крепко хватать), ну и владеть
хотя бы элементарными навыками обычного рукопашного боя, иначе пока вы
будете брать свой захват или прицеливаться для удара пальцами, вы рискуете
нарваться на прямой в челюсть.

Более удивительным способом обращения с внутренней энергией является так
называемое "испускание внешнего ци". Теоретическое определение такого:
путем длительных тренировок с использованием какого-либо метода
гармонизировать внутреннее ци человеческого организма, накопить его внутри
тела, а в нужное время используя определенные биологически активные точки
испускать его наружу. Реальность его у меня сомнений не вызывает: будучи
пару лет назад в Красноярске я познакомился с господином Чжан Цзюньци из
Сианя, который занимался по школе цигун "испускание ци сквозь указательный
палец" и по приглашению Красноярской Краевой Ассоциации Шаолиньцюань вел
группы цигун. Для красноярского телеканала "Афонтово" он согласился
провести публичную демонстрацию своего искусства, на которой я
присутствовал. Дело происходило в обычном спортзале, в демонстрации
приняли участие все желающие - как из числа занимающихся, так и просто
зашедшие с улицы, прослышав о происходящем - всего человек 30. Чжан
предупредил, что он не намерен испускать полные "боевые" порции ци, что
это только демонстрация, и потому как только кто-либо почувствует что ему
трудно стоять и хочется упасть - пусть тут же садится на пол. После этого
он начал с короткими промежутками производить "выстрелы" по толпе (по
крайней мере так это смотрелось - он вытянул по направлению к участвующим
в демонстрации руку с выпрямленными указательным и средним пальцами, и
каждый раз когда он со звуком `ц!' содрогался, в толпе кто-нибудь
опускался на пол). После того, как на полу оказалось человек 15, мы
сказали что для демонстрации достаточно, но тут один из зашедших
участников с вызовом сказал, что он так ничего и не почувствовал и потому
ни во что это не верит. Чжан подошел на несколько метров и произвел в него
еще один "выстрел" - никакого эффекта. Тогда Чжан спросил, действительно
ли тот хочет почувствовать эффект и в порядке ли у него сердце и печень.
Получив утвердительный ответ на оба вопроса Чжан тут же произвел "выстрел"
по полной программе. Парень как подкошенный рухнул на месте в скрюченном
положении - у него свело все мышцы.

Страшное искусство, не правда ли? Однако для овладения им действительно
нужны годы и годы занятий, а применение его в бою сравнимо с
использованием однозарядных пистолетов: после выстрела из одного вам нужно
доставать следующий, а за это время противники могут приблизиться на
дистанцию рукопашного контакта. Так что на мой взгляд оно применимо лишь в
качестве вспомогательного умения - как пираты использовали пистолеты во
время абордажной схватки. Если вы все же захотите овладеть таким
искусством - ищите учителя. Более-менее нормальная методика для
самостоятельных занятий приведена в книге Линь Хоушэна и Ло Пэйюя "300
вопросов о цигуне" (вопрос 116), выдержавшей уже 2 издания на русском
языке за последние годы, но так как она издавалась в Новосибирске, то я
сомневаюсь, что эта книга окажется доступной желающим заниматься из других
регионов.

И последнее, самое известное применение внутренней энергии в боевых
искусствах - для усиления удара. Его использование сравнимо с применением
кастета. Как ответил основатель стиля багуачжан Дун Хайчуань на вопрос
ученика, "нанесение удара с использованием внутренней энергии базируется
на нанесении удара с помощью силы". В китайских боевых искусствах обычно
выделяют три уровня овладения использованием энергии в ударе - удар с
помощью усилия-цзин, удар с применением ци и удар с применением шэнь.
Понятия цзин, ци и шэнь встречаются в любой теоретической работе по
цигуну, все они относятся к субстанциям, присутствующим в организме от
рождения, однако с помощью специальных методик одни субстанции можно
перегонять в другие. В боевых искусствах под цзин понимают силу, идущую
"от костей и сухожилий", комплексное усилие всего тела, в
противоположность силе ли, возникающей от сокращения мышц и могущей
появляться даже если тело неподвижно. Считается, что ученик овладевает
выбросом усилия-цзин, если в его движениях присутствуют так называемые
"три внешние координации", то есть "координируются движения плеч и бедер,
координируются движения локтей и коленей, координируются движения кистей
рук и стоп". Достичь этого можно за пару лет тренировок. Движение с
использованием ци происходит, когда в нем участвует весь организм всеми
своими возможностями (см. приводившееся ранее определение ци, принятое
среди российских рефлексотерапевтов). Это достигается уже за более
длительный срок, необходимо овладение "тремя внутренними координациями".
Шэнь отождествляется с духом, удар с использованием шэнь становится как бы
одушевленным, это уже не рядовой удар, а произведение искусства. Те, кто
помнят демонстрировавшийся короткими отрывками в телепередаче "Клуб
путешественников" китайский художественный фильм "Южный и северный
Шаолиньские монастыри", или видели его на видеокассетах (он известен в
варианте с переводом с японских субтитров как "Арахан - буддийский
монах"), могут вспомнить финальный бой, где наставник Шаолиня по боевым
искусствам Чжирэн (его играет Юй Хай из сборной ушу провинции Шаньдун) и
монах Чжимин (его роль исполнил многократный чемпион КНР по ушу Ли
Ляньцзэ) применяют одну и ту же технику стиля богомола. Несмотря на то,
что Ли Ляньцзэ вроде бы все движения делает абсолютно правильно, все равно
ему далеко до Юй Хая, который стилем богомола занимается всю жизнь. Как
добиться такого мастерства, спросите вы? Нужно тренироваться,
тренироваться и тренироваться, годами и десятилетиями. Но ведь это долго,
воскликните вы! Ну что ж, Восток - дело тонкое, не зря те, кого на Западе
считают мастерами, на Востоке в лучшем случае отождествляются с
продвинутыми учениками...




(Автор - Станислав Березнюк ::: добавлена 08.09.2003)




Просмотров: 583
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Старцева Алена Дмитриевна. «Если МУСОР разделять, может он ПОЛЕЗНЫМ стать»
  • Смирнова Александра Никитична. Конспект НОД 'Много есть садов на свете, но такой, как наш, один'
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Калмыкова Ольга Николаевна. Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе с использованием ЭОР 'Плох обед, если хлеба нет!'
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Мельникова Ольга Николаевна. Видео занятие по познавательному развитию «Если ты один дома»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. «Памятка для родителей о соблюдении правил безопасности, если ребёнок один дома»
  • Самульцева Татьяна Сергеевна. Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
  • Вероника Адаменко. Конспект НОД по образовательной области «Безопасность» в старшей логопедической группе по теме «Безопасность в быту: если ты остался один дома»
  • Лоскутова Яна Петровна. «Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР»
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Супоросова Екатерина. Проект «Если хочешь быть здоров»
  • Бородкина Юлия Валерьевна. Если хочешь быть здоров ЗАКАЛЯЙСЯ.
  • Киричук Лариса Феодосиевна. КВН в подготовительной группе. «Если хочешь быть здоров!»
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Клок Антонина Александровна. Развлечение к Дню Матери «Только мама есть одна»
  • Нефедова Елена Владимировна. Проект для второй младшей группы детского сада «Если хочешь быть здоров»
  • Ершова Светлана Владимировна. Развлечение с мячом в средней группе 'Если хочешь быть здоров!'
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Тушкова Ирина Владимировна. Сборник занятий по северу «Если ты полюбишь Север» старшая группа
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Главный Редактор. Если бы водителей принимали на работу как АДМИНОВ
  • Главный Редактор. Суп из топора... или, если в доме шаром покати
  • Главный Редактор. Ах, если бы сбылась моя мечта... м/ф Летучий корабль
  • Шагина Наталья Владимировна. Консультация для родителей «Лепка в свободное от занятий время в детском саду и в семье»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь