Культурно-гигиенические навыки — ценность, условия и особенности их формирования у детей дошкольного возраста
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого, и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его культурно — гигиеническому воспитанию.
Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения.
Часть общечеловеческой культуры — это культура взаимоотношений между людьми. С ранних лет ребенок вступает во взаимоотношения с ровесниками и взрослыми. Любое общение от человека требует умения соблюдать общепринятые правила поведения. Из-за чего у детей с ранних лет нужно воспитывать культуру поведения, не ограничивая «детским обществом». Поведение представляет собой образ действий и жизни, формируемый на основании нравственных традиций, обычаев и привычек. Привычка является сложившимся способом поведения, ставшим для человека постоянным, обычным. Ребенок с малых лет должен овладеть нормами этикета. Этикет является установленным в обществе порядком поведения, который включает в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.
В дошкольной педагогике различают 2 понятия: «культура внутренняя» и «культура внешняя». Внешняя культура является культура поведения, взаимосвязанная с осуществлением конкретных правил этикета. Внутренняя культура взаимосвязана с нравственными представлениями, понятиями и чувствами детей. Данные понятия между собой тесно переплетаются.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников направлено на укрепление здоровья ребенка. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к опрятности, чистоте, порядку. К числу главных условий успешного формирования культурно- гигиенических навыков относятся: четкий режим дня, рационально организованная обстановка, руководство взрослых. Понимается под рационально организованной обстановкой наличие чистого, довольно просторного помещения с нужным оборудованием, которое обеспечивает проведение всех режимных элементов (питание, умывание, занятия, сон и игры). Также нужно для формирования культурно-гигиенических навыков выработать общие критерии в оценке отдельных действий, точно и четко определить место расположения игрушек, вещей, порядок их хранения и уборки. Для детей особенное значение имеет постоянство условий, знание места и назначения каждой необходимой в течение дня вещи.
Режим дня обеспечивает ежедневный повтор гигиенических процедур в одно и то же время — это способствует последовательному формированию привычек и навыков культуры поведения. Происходит их формирование в труде, играх, быту, занятиях. Режим дня, ежедневно повторяясь, приучает детский организм к конкретному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Способствует выполнение режима дня формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию, дисциплинированности и организованности.
Гигиеническое воспитание неразрывно взаимосвязано с воспитанием культурного поведения. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного разрешения рекомендуется применять целый ряд педагогических приемов, учитывая возраст детей:
- Непосредственно образовательная деятельность;
- Личный пример взрослых;
- Показ;
- Пояснение, объяснение;
- поощрение;
- Упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
- Беседы;
- Дидактические игры;
- Стихотворения;
- Потешки, пословицы, поговорки, игровые приемы;
- Викторины, развлечения;
- Прием повторения действий.
- Регулярное напоминание детям о потребности соблюдать правила гигиены и последовательное повышение требований к ним.
От дошкольников нужно добиваться четкого и точного выполнения действий, их правильной последовательности.
Формирование культурно-гигиенических навыков реализуется под руководством взрослых — воспитателя и родителей. Из-за чего должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях семьи и ДОУ.
Условия необходимые для успешного формирования культурно-гигиенических навыков:
1. Организация удобной и привлекательной для выполнения заданий и действий обстановки в ДОУ и дома (оборудование, мебель, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, которые доступны для пользования и т.д.);
- Разделение осваиваемых действий, которые следуют в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует наиболее быстрому созданию прочных динамических стереотипов
- Многократные упражнения детей в действиях с выделением порядка и способа их осуществления (в особенности на начальном этапе воспитания).
- Характер действий при этом должен быть неизменным, формы — разные
- Проведение индивидуальной работы с каждым ребенком, учитывая уровень его темпов развития и овладения культурно-гигиеническими навыками
- Организация ситуаций, которые обеспечивают контроль над реализацией осваиваемых детьми действий в непривычной обстановке действий
- Безукоризненное выполнение взрослыми всех культурно-гигиенических требований.
Формируя у дошкольников культурно-гигиенические навыки, взрослые параллельно воздействуют на многие психические процессы развития ребенка, при этом взрослый обязан набраться большого понимания и терпения.
Время, когда целесообразнее прививать ребенку любой навык культурного поведения, лучше всего подсказывает начало любого рода его деятельности. Так, когда дети в 3 — 4 года начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые их приучают к аккуратности, чистоте, опрятности. В этом же возрасте — с пониманием и развитием речи окружающих — у ребенка вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать собственную речь понятно для окружающих и т.д.
Воспитывая навыки культурного поведения, требуется влиять на чувства и сознание ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться в этих навыках. И здесь большое значение имеет пример родных. Дети у взрослых перенимают бытовые навыки и навыки, которые выражают предупредительное и вежливое отношение к другим людям.
Дети легко справляются с разнообразными требованиями, в случае, когда только их предъявляют последовательно и вовремя.
- «Основная образовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Под редакцией Н. Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е издание. Москва, 2016г.
- Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. Богоина Т.Л. – М., 2006г.
- Дошкольная педагогика №7 сентябрь 2016г.
- Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. — М.: Просвещение, 1987
- Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. — М.: Просвещение, 1987. — 95 с.: ил., табл. — Библиогр.: с. 94
|