Дидактическая и развивающая игра "Учимся играя"
Основным средством сенсорного воспитания в дошкольной педагогике являются дидактические игры и упражнения. Предлагаемые мной дидактические игры просты в применении, доступны и не требуют много затрат для изготовления игрового материала.
Учимся играя.
Вхождение ребенка в культуру общества происходит через познание окружающего мира. Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Скачать: Дидактическая и развивающая игра "Учимся играя" (материалы к проекту)"
Существует мнение, что восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они оказываются способными воспринимать все более сложные предметы. Может показаться, что развивать восприятие не нужно. Однако это не так: умение воспринимать само не образуется, значит, действиям восприятия детей нужно учить. Одним из первых об этом говорили Я.Коменский, И.Песталоцци, Ф.Фребель. Выдающие зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М.Монтоссори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Таким образом, современная теория доказывает важность и необходимость сенсорного развития детей. Основным средством сенсорного воспитания в дошкольной педагогике с давних пор считались дидактические игры и упражнения. Предлагаемые мной дидактические игры просты в применении, доступны и не требуют много затрат для изготовления игрового материала.
Дидактическая игра для детей младшего возраста
«Веселые матрешки»
Назначение игры:
Данная игра будет полезна детям младшего дошкольного возраста, воспитателям и родителям. Игра многофункциональная, поэтому использовать ее можно в нескольких вариантах.
Цель: Знакомство с цветом.
Задачи: Учить детей различать и называть основные цвета: красный, желтый, зеленый и синий. Способствовать развитию восприятия, внимания, памяти. Воспитывать активность и самостоятельность на занятии, дружеские взаимоотношения между детьми. Активизировать словарь за счет слов: матрешка, сарафан, красный, желтый, зеленый, синий, кирпичи.
Игровой материал: Матрешки изготовлены из цветного картона, кирпичи деревянные.
Варианты игры:
1. «Цветные дорожки»
Ход игры:
Педагог предлагает рассмотреть матрешку и назвать цвет ее сарафана и выложить из кирпичей такого же цвета дорогу к матрешке.
2. «Найди ошибку»
Ход игры:
Дорога к матрешке уже выложена и среди кирпичей один из них другого цвета. Педагог предлагает найти ошибку и поменять его на кирпич нужного цвета.
Список используемой литературы:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., Пр., 1985.
- Воспитание сенсорной культуры ребенка / Под ред. Л.А. Венгера. – М., Пр., 1988.
- Игра дошкольника / Под. ред. С.Л. Новоселовой. – М., Пр., 1989.
- Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.И. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М., Пр., 1981.
|