Гринберг Л., Сор Д., Де Бьянчеди Э.Т. Введение в работы Биона: группы

Категория: Психоанализ, Психология | Просмотров: 689

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Комментарий: Работа представляет собой главу из книги "Введение в работы Биона", написанной аргентинскими психоаналитиками Л. Гринбергом, Д. Сором, Э. Табак де Бьянчеди. Первоначально она была опубликована в Психоаналитическом журнале (№ 2. 2001) Харьковского областного психоаналитического общества.
Перевод: Шутков А.Е., Романова И.Ю.
В этой главе мы рассмотрим некоторые из гипотез, касающихся групп, которые Бион сформулировал в своей работе. Поэтому мы включаем идеи, которые кажутся имеющими отношение к данному вопросу, при этом делается особый упор на некоторых моментах, которые будут рассматриваться в этой книге далее. Такие понятия как контейнер-содержимое[*], катастрофическое изменение, мистик и группа и др. будут рассмотрены здесь только в связи с основной темой данной главы: группы и их динамика.

Индивидуум и группа

Человеческое существо - есть животное общественное. Человек не может избежать своего членства в группе, даже когда его отношение к группе выражено таким образом, что создается впечатление отсутствия отношения к какой-либо группе. Опыт группы дает нам возможность наблюдать "политические" черты человеческого существа, не потому, что они создаются группой, а потому, что они являются необходимым условием того, что группа собирается, чтобы сделать их явными и таким образом сделать их объектом наблюдения. Собранию группы придавалось чрезмерное значение вследствие ошибочного впечатления, что нечто обязательно запускается в тот момент, когда его существование становится доказуемым.

Бион предположил, что ни один индивид, даже находящийся в изоляции, не может рассматриваться вне группы или как не имеющий активных проявлений групповой психологии, даже когда отсутствуют условия для их демонстрации.

Теории Фрейда и среди них эдипов комплекс,[1] указывают нам на огромную важность, которую имеет семейная группа в развитии человеческого существа. Работа Мелани Кляйн, в частности ее гипотезы о ранних объектных отношениях, психотической тревоге и примитивных механизмах защиты,[2] дает нам возможность понять не только то, что индивидуум принадлежит к семейной группе с самого начала своей жизни, но также и то, что его первые контакты с матерью и другими людьми его окружения обладают качеством, которое само по себе своеобразно и имеет глубокое значение для его последующего развития. Психотические тревоги, возникающие по отношению к первым объектам, активизируются вновь в различных ситуациях, с которыми сталкивается взрослый. Индивидуум должен установить контакт с эмоциональной жизнью группы, который выдвигает дилемму развития и дифференциации, а также стойкости перед страхами, связанными с этим развитием. Требования и сложности, происходящие из связи с различными группами, приводят его к регрессии, которая может быть отнесена к тому, что Мелани Кляйн описала в контексте психоаналитической теории.

Наблюдение за группами психоаналитически подготовленным наблюдателем позволяет выявить ситуации, которые с другой точки зрения могут быть упущены. Для объяснения некоторых наблюдаемых феноменов могут быть использованы психоаналитические теории и среди них: эдипов комплекс, а также теории Кляйн[3], касающиеся психотической тревоги и ранних механизмов защиты. Психоаналитически развитая интуиция дает нам возможность делать наблюдения, в которых эмоциональные реакции наблюдателя, включенного в ситуацию, также принимаются во внимание при описании, понимании и интерпретировании феноменов.

Именно так Бион подходит к исследованию групп.

Один из его первых опытов работы с группами, рассматриваемыми в качестве объекта исследования, имел место во время Второй Мировой Войны, когда он был директором реабилитационного центра военного психиатрического госпиталя. Пациенты, к которым применялось лечение, должны были быть способны вернуться к военной задаче, и Бион, предположив, что реабилитация должна рассматриваться как групповая проблема, организует в соответствии с этим планом Отделение, состоящее из многих сотен мужчин, которое и возглавляет. Этот проект разрабатывался в течение шести недель и включал в себя программу, которая требовала, чтобы все мужчины один час в день посвящали физическим упражнениям и являлись членами одной или более групп, где они изучали ремесло. В соответствии с возникающими различными интересами индивидуумы могли образовывать группы для развития этих интересов. Поддерживались ежедневные встречи пациентов, сотрудников и директоров, на которых обсуждались программы, возникшие новые проблемы, а также решения, которые должны были быть приняты. Этот пункт программы был первым шагом на пути организации терапевтических семинаров.

Результаты этого опыта, в котором стали ясны некоторые характеристики групп в отношении планируемых задач, указали на необходимость более тщательного контроля за структурой и динамикой взаимодействия внутри группы. Позже в Тавистокской клинике в Лондоне Бион работал в качестве терапевта с малыми группами пациентов. Имея специфическую цель помочь в разъяснении возникающих в данной группе напряжений и имея технику, состоящую в описании ситуаций, возникающих как сопротивление решению предлагаемой группе задачи, он разработал несколько гипотез, касающихся наблюдавшихся им сложных групповых феноменов.

Факты, которые первыми привлекли его внимание в работе с различными группами, были связаны с поведением индивидуумов в составе группы и эмоциональным климатом, который устанавливался в этой ситуации. Группы, которые собирались для выполнения определенной задачи, демонстрировали отношения и обнаруживали методы, которые не казались проводимыми ради достижения предложенной цели. Они проявлялись при отсутствии интеллектуальной яркости в разговорах во время сессий; при ослаблении критических суждений; а также при нарушениях сознательного поведения ее членов, которые в целом не связывали свои способности с информацией, поступающей извне групповой ситуации. Поиск решения проблем внутри группы проходил не с помощью методов, находящихся в соответствии с реальностью.

Создававшиеся в группе ситуации были сильно заряжены эмоциями. Эти эмоции оказывали сильное влияние на членов группы и, казалось, ориентировали активность группы, при этом члены группы не видели, что это произошло. Терапевт разделял этот интенсивный и часто хаотический эмоциональный климат, в который до определенной степени вносил свой вклад каждый член группы. Группа казалась неготовой рассматривать эту ситуацию.

Группа часто казалась функционирующей как элемент или целое, даже несмотря на то, что этот элемент не проявлялся в индивидуальном вкладе каждого. Этот тип функционирования становится более очевидным, когда группа рассматривается с различных точек зрения; наблюдение за группой как за целым (а не за ее членами) позволяет некоторым фактам обрести новый смысл.

Будучи активным взрослым участником различных групп, человек имеет различные способы реагирования. Когда несколько человек встречались, чтобы выполнять задание, можно было обнаружить две тенденции: одна была направлена на выполнение задания, тогда как другая казалась направленной в противоположную. Работе препятствует более регрессивная и первичная деятельность. Обращаясь к этим явлениям (которые он считает типичными), Бион вводит специальную терминологию, придающую некоторое единство общим чертам, наблюдаемым в различных опытах. Эти термины следующие: групповое мышление - групповая культура, базовые допущения, группы базовых допущений, а также рабочая группа.

Групповое мышление - групповая культура

Гипотеза о существовании группового мышления происходит из того факта, что группа часто функционирует как целое, даже несмотря на то, что ее члены могут этого и не предполагать, и не осознавать.

Таким образом, термин определяет такую коллективную психическую активность, которая имеет место, когда люди вместе входят в группу. Он также определяет область исследования, в которой можно проводить наблюдения и строить гипотезы. Как термин, он представляет "устойчивую связь"[4], которая по ходу исследования будет приобретать все более новый смысл. Гипотеза о групповом мышлении является базовой формулировкой в исследовании групповых феноменов.

Групповое мышление формируется единодушным мнением, волевым решением или желанием группы в данный момент. Члены группы вносят свой вклад анонимно и неосознанно. Групповое мышление может находиться в конфликте с желаниями, мнениями и мыслями отдельных индивидов и может вызывать у них чувство неловкости, гнев или другие реакции.

Организация группы в данный момент может рассматриваться как результат взаимодействия между групповым мышлением и желаниями отдельных индивидов. Эта организация, несмотря на то, что она может быть примитивной и рудиментарной, названа Бионом групповой культурой. Это понятие состоит из структуры, приобретенной группой на данный момент, задачи, которую она предполагает решать, и организации, которую она принимает для этой цели. Групповая культура представляет собой явление, которое можно наблюдать в контексте групповой ситуации, и может быть описана наблюдателем путем принятия в рассмотрение поведения ее членов, ролей, которые они играют, активных лидеров и поведения группы как целого.

Групповая культура является функцией[5] группового мышления и желаний отдельных индивидов, которые являются ее факторами. Организация, которую группа выбирает в данный момент или в течение определенного периода времени, происходит из конфликта между безличной и бессознательной коллективной волей и желаниями и потребностями индивида.

Чтобы сделать более точным понятие группового мышления, Бион вводит термин базовое допущение.

Базовое допущение

Базовое допущение - это термин, ограничивающий понятие групповое мышление. Напомним, что это понятие указывает на существование в данный момент общего, единодушного и безличного мнения. Групповое мышление является реципиентом, или контейнером всех вкладов, которые делают члены группы. Понятие базового допущения говорит нам нечто о содержании (или возможных содержаниях) этого мнения, давая возможность лучше понять эмоциональные феномены в группе.

Базовые допущения задаются сильными эмоциями, исходящими из примитивного источника, и именно в силу этого рассматриваются как базовые. Их существование частично определяет организацию, которую примет группа, а также способ, которым она будет решать задачу. Поэтому групповая культура всегда демонстрирует лежащие в основе группы допущения или действующее в данный момент базовое допущение.

В группе лежащие в ее основе эмоциональные импульсы - базовые допущения - выражают разделяемую всеми фантазию всемогущего или магического типа, относительно того, как достичь групповых целей и удовлетворить групповые желания. Эти импульсы, характеризующиеся иррациональным содержанием, имеют сильное и реальное проявление в поведении группы. Важно отметить, что базовые допущения являются бессознательными и часто противопоставлены сознательным рациональным мнениям членов группы.

Термин группа в определенном базовом допущении указывает на особую структуру и организацию, принятую группой в связи с действующим базовым допущением. Противоположной этой организации является та, основой которой является рабочая группа, концепция которой будет рассматриваться далее. Бионом были описаны три базовых допущения. Первое называется базовым допущением о зависимости (baD - basic assumption of dependence), и в описательных терминах оно может быть сформулировано следующим образом: группа придерживается убеждения, что является собранием, - таким, что некто, на кого группа полностью полагается, должен удовлетворять все ее потребности и желания. Мы можем сказать, что по мнению группы существует внешний объект, функция которого состоит в обеспечении для группы безопасности как для "незрелого организма". Другими словами, предлагается вера в защищающее божество, чья доброта, сила и мудрость не подвергаются сомнению. Базовое допущение о борьбе-бегстве (baF - basic assumption of fight-flight) включает в себя убежденность группы в существовании врага, которого нужно атаковать или избегать. Другими словами, плохой объект является внешним и единственной защитной деятельностью при встрече с этим объектом является его разрушение (борьба) или избегание (бегство).

Базовое допущение о поиске пары (baP - basic assumption of pairing) является, говоря в описательных терминах, коллективной и бессознательной верой в то, что какими бы ни были настоящие проблемы и потребности группы, что-то в будущем или кто-то еще не рожденный разрешит их: другими словами, существует надежда на мессию. Эта иррациональная и примитивная надежда является необходимой для базового допущения о поиске пары. Надежда эта часто закладывается в супружеской паре, нерожденный ребенок в которой будет ее спасителем. В этом эмоциональном состоянии значимой является идея будущего, а не решение проблем настоящего. В религиозных понятиях - это является надеждой на рождение мессии.

Суммируя мы можем сказать, что базовые допущения являются для группы эквивалентом всемогущественной фантазии о том способе, которым будут разрешены их трудности. Используемые здесь техники являются магическими. Все базовые допущения являются эмоциональными состояниями, которые стремятся избегать фрустрации, присущей научению через опыт, когда научение подразумевает усилие, боль и контакт с реальностью.

Концептуализация трех базовых допущений позволяет некоторым образом выявить часто скрытые эмоциональные ситуации в группе. Путем определения трех широких эмоциональных конфигураций, Бион предоставил в распоряжение наблюдателя новый инструмент для понимания явлений, в которых он сам задействован. Сходство свойств базовых допущений с явлениями, описанными Мелани Кляйн в ее теориях о парциальных объектах, психотической тревоге и примитивных защитах[6], позволяет нам предположить, что феномены базового допущения являются реакциями группы на психотическую тревогу, реактивизируемую дилеммой, перед которой оказывается индивидуум в группе, и регрессией, которую эта дилемма на него налагает.

Группа базового допущения

Каким образом действует группа со специфической функцией доминирующего базового допущения? В каждом случае необходимо анализировать развивающуюся структуру, принимая во внимание действующее базовое допущение и индивидуальные потребности, а также мнения членов группы, - совпадают они или нет с базовым допущением.

Индивидуумы, принимающие участие в деятельности, названной базовым допущением, ведут себя автоматически и с неизбежностью и не нуждаются в какой-либо специальной подготовке, эмоциональном опыте и психической зрелости. Участие в этом не требует от членов группы способности к кооперации, которая является фундаментально необходимой для участия в психической деятельности, под названием рабочая группа. Чтобы отличить спонтанное участие в группе базового допущения от сознательного или бессознательного участия в рабочей группе, Бион предлагает использовать для последнего слово кооперация, и слово валентность - для обозначения инстинктивной способности участвовать в умственной и групповой деятельности в соответствии с базовыми допущениями. Валентность - термин, заимствованный из физики - указывает на большую или меньшую готовность индивидуума принять участие в деятельности, связанной с базовым допущением. Этой аналогией Бион подводит нас к мысли, что данная способность (даже несмотря на то, что она возникает в психологических феноменах или может быть из них выведена) характеризует уровень поведения, больше напоминающего тропизм у растений, нежели целенаправленное поведение. Групповой терапевт также задействуется этим уровнем функционирования и сталкивается в группе с той же самой (или по крайней мере похожей) дилеммой, что и другие члены.

Группы базового допущения или базовые группы, как их еще называл Бион, имеют определенные типичные формы организации, особенно, когда речь идет о руководстве и поведении. Следующие далее описания в основном взяты из ситуаций, возникающих в малых терапевтических группах, следующих технике Биона. Понятия тем не менее применимы и к пониманию таких больших групп, как армия, религиозные общества и социальные классы.

Культура называемая зависимой группой, основана на том, что отдельное базовое допущение организует себя для поиска лидера, который сможет удовлетворить его потребности. Эта роль легко приписывается координирующему работу терапевту, и часто можно видеть как идея "получения терапии" выражает ожидание, которое идет гораздо дальше рационального и логического.

Зависимая группа ведет себя с терапевтом так, словно убеждена, что вся работа должна быть выполнена им. О такой конфигурации, например, свидетельствуют отсутствие критических суждений и пассивность. Группа может организовываться подобно ученику рядом с профессором, от которого она ожидает инструкций или от которого она может их требовать. Она может функционировать также подобно группе последователей идеи или личности, положительные качества которых не подвергаются сомнению, или подобно группе детей, ожидающих, что их будут учить индивидуально и по очереди.

Когда терапевт интерпретирует, он - как возложивший на себя ответственность за эмоциональное состояние группы - будет ощущать неловкость, которая является результатом фрустрации ожиданий группы. Если он, указывая на фантазии группы, отрицает свою роль ведущего или полагает необходимым разъяснить то, что лежит в основе ситуации - это действия, которые сообщают группе, что он отказывается признавать приписываемую ему роль и что он требует, чтобы члены группы функционировали на более взрослом уровне, - группа может реагировать на это (различными способами) как на надвигающуюся опасность. Результатом может быть то, что группа, продолжая придерживаться своего базового допущения, будет искать человека (или идею), чтобы сделать его обожествленным лидером. Иногда им оказывается самый больной член группы, который заменяет терапевта как лидера. В другой раз руководство ищется в прошлом - в истории группы, групповой "библии", и тратится много времени на ее создание и изучение. Эта деятельность слагается из воспоминания или апеллирования к традициям группы и действует как "память", которая направлена против развития новых идей.

Другая превратность связана со сменой базового допущения, с соответствующим ей изменением в эмоциональном климате, руководстве и ролях. В крайних случаях конфликта с новой идеей (в нашем примере - предлагаемой терапевтом идеей его интерпретации группового мышления), группа может реагировать созданием новой организации, которая требует участия посторонней группы. Такая форма реагирования называется отклоняющейся от нормы формой и заключается (в случае зависимой группы) в попытке оказать давление на некоторую внешнюю группу с тем, чтобы показать ей пример своего влияния на нее или своей подверженности ее влиянию.

Вследствие своей собственной валентности групповой терапевт всегда подвержен опасности функционирования на уровне базового допущения. Это видно в смене его отношения или в изменениях техники - например, в том, что он дает интерпретацию индивидууму из группы вместо того, чтобы фокусироваться на группе как целом. Таким поведением он способствует формированию коллективной веры в то, что он - это именно тот тип божества, подкрепляющий аттрибутируемую ему роль. Эти и другие эмоциональные ответы могут рассматриваться как явления, связанные с трудностями поддержания научного уровня работы в области нарушения, вследствие наличия у группы базового допущения. Культура так называемого базового допущения о борьбе-бегстве находит своего лидера среди параноидных личностей. Лидер должен поддерживать идею о существовании врага вне или внутри группы, от которого необходимо себя защищать или которого нужно бежать. В терапевтической группе врагом может быть член группы, сам терапевт, его слова, физические или умственные болезни и т.д. Группа может принять организацию, основной целью которой является избегание любых проявлений "врага", или смещение их на некоторую подгруппу, которая вследствие этого атакуется. Когда терапевт рассматривается как враг, группа будет игнорировать его интервенцию или демонстрировать свое презрение словами или действиями. Враждебность (как и зависимость) может принимать различные формы. Отклоняющаяся от нормы форма этого типа культуры выражается в действиях, которые имеют целью завладеть личностью терапевта или внешними группами или стать собственностью внешних групп, их идей или мнений.

В культуре так называемой группы поиска пары руководство связывается с парой, которая обещает произвести на свет ребенка или некоторую идею, связанную с будущим; лидером в этом случае является нечто или некто еще не рожденный. Пара может быть установлена между двумя членами в диалоге; остальная часть группы не только терпит, но также и стимулирует эти взаимоотношения. Она никоим образом не реагирует ревностью или соперничеством, поскольку эта пара рассматривается как носитель надежды на рождение будущего лидера, который спасет группу. Эта надежда на мессию является надеждой на то, что идея или человек спасет группу от чувств ненависти, разрушения или отчаяния. Ясно, что для того, чтобы это произошло надежда на мессию никогда не должна быть осуществлена. В культуре, находящейся под влиянием этого базового допущения, терапевт со своим очень возбужденным любопытством может также участвовать в мессианской надежде с последующей потерей своей эффективности в качестве наблюдателя. Отклоняющейся от нормы формой группы этого типа является тенденция к расколу.

При столкновении с угрозой развития новой идеи (в другом контексте Бион назвал ее мессианской идеей, которую следует отличать от мессианской надежды) группа может защитно расколоться. Если раскол произошел, то часть группы будет продолжать придерживаться мессианской надежды, то есть будет продолжать придерживаться базового допущения о поиске пары. Перипетии же другой части будут зависеть от новых серий факторов, самые главные из которых - это терпимость к новой идее и стремление группы функционировать снова как группа базового допущения.

Важно отметить, что отклоняющаяся от нормы форма культуры возникает только тогда, когда группа сталкивается с новой идеей, которая способствует развитию, и что это не имеет место в культуре рабочей группы, а также не нейтрализует культуру базового допущения. Развитие новой идеи угрожает основной структуре группы и несет с собой возможность возникновения ситуации, которую Бион назвал катастрофическим изменением.

Базовое допущение может измениться на протяжении одной сессии или оставаться тем же в течение многих месяцев, но оно никогда не сосуществует с другими. Эмоции, связанные с ними, могут быть описаны общими терминами тревоги, страха, любви, сексуальности, ненависти и др.; тем не менее тревога в зависимой группе качественно отличается от тревоги в группе борьбы-бегства или группе поиска пары, и то же самое можно сказать о других эмоциях.

Согласно этим описаниям становится ясно, что методы, которыми группа оперирует в рамках определенного допущения являются примитивными и нереалистичными. Цепкость, с которой базовая группа связывается с этими примитивными способами, является следствием интенсивности чувств и механизмов проективной идентификации, которые она использует для защиты себя от психотической тревоги.

Одно свойство, общее для всех групп базового допущения, состоит во враждебности, с которой они сопротивляются любым стимулам, направленным на рост или развитие. В терапевтической группе стимул, направленный на рост и развитие имеет непосредственное отношение к инсайту; группа базового допущения свирепо этой возможности сопротивляется.

Другое свойство связано с использованием языка. В группе базового допущения язык не развивается как способ мышления, но используется как форма действия. Можно сказать, что это язык, лишенный своего коммуникативного свойства, - свойства, которое зависит от формирования и использования символов. В этом отношении язык базовой группы больше напоминает язык психотика, чем язык невротика. Группа базового допущения не включает понятие времени и поэтому не терпит фрустрацию. Эта ситуация очень тесно связана с неспособностью развивать символический язык, который бы мог использоваться как прелюдия к действию, - язык достижения, как Бион называет его.

Рабочая группа

Говоря о базовых допущениях, мы больше говорили о примитивном эмоциональном уровне, который проявляет себя в каждой группе. Важно понимать, что этот примитивный уровень всегда сосуществует с другим уровнем функционирования, который имеет отношение к рабочей группе.

Рабочая группа - это термин, используемый Бионом для указания на определенный тип группового мышления и на происходящую из него культуру. Рабочая группа (W) требует от ее членов кооперации и усилий; она не является функцией валентности, но является результатом определенной зрелости и готовности к тому, чтобы участвовать в ней. Это такое психическое состояние, которое предполагает контакт с реальностью, терпимость к фрустрациям, контроль эмоций, и больше похож по своим свойствам на эго, рассматриваемое как психический феномен, как он описан Фрейдом.[7]Организация группы (групповая культура) как функция группового мышления в рабочей группе отличается от организации (групповой культуры), возникающей в базовом допущении. На этом уровне функционирования рабочей группы задача, которая должна быть разрешена рабочей группой, предполагает использование рациональных и научных методов работы. Лидером является человек, который наиболее эффективен в обеспечении возможности такой работы. Задача (которая может быть и болезненной) способствует росту и созреванию группы и ее членов. В терапевтической группе терапевт является лидером этой функции.

Вербальный диалог является функцией рабочей группы, так как представляет собой вытекающее из нее действие. Рабочая группа, которая терпит фрустрацию, дает возможность развиваться новым идеям, которые она не обожествляет, не отрицает, и от которых она не стремится избавиться; их развитию здесь не будут препятствовать, как это происходит в группе базового допущения. Сосуществование группы базового допущения и рабочей группы приводит к постоянному конфликту, который всегда повторяется внутри группы. Деятельность рабочей группы срывается группой базового допущения; стремлению индивидуума отделиться противится его регрессивное стремление не делать этого. Конфликт может быть описан различными способами: как конфликт между новой идеей и группой или между рабочей группой и базовым допущением. Группа базового допущения выступает против новой идеи, как это описано в нашей предыдущей формулировке этой темы. Рабочая группа и индивидуум в группе встречаются с болью противоборства обеих тенденций. Индивидуум, как человек в составе рабочей группы, подвергается действию неизбежной составляющей одиночества, изоляции и связанной с ростом и развитием боли. (См. Примечание ко второму изданию.)

Специализированная рабочая группа

Общество как группа также демонстрирует базовые феномены. В своем развитии социальные группы частично разрешают эту проблему как бы делегируя определенным подгруппам некоторые функции вмещения в себя. Бион называет эти организации и институты специализированными рабочими группами.

Применяя эту гипотезу можно рассматривать такие институты как церковь или армия как подгруппы, - как выполняющие функцию специализированной рабочей группы для остальной части общества. С этой точки зрения церковь с ее организацией и структурой воплощает базовое допущение о зависимости; армия воплощает базовое допущение о борьбе-бегстве, освобождая остальную часть общества от задачи по вмещению в себя этих базовых допущений. Существуют группы, специализированные в рамках базового допущения о поиске пары; аристократия как социальный класс с ее идеями рода и происхождения - один из примеров.

Неудача в эффективном вмещении в себя релевантного базового допущения в одной из таких институциализированных (institutionalized - учрежденческих) групп - из-за того, что оно особенно активно или из-за того, что по каким-то причинам оно было заменено другим - вызовет ответные реакции в подгруппе или в обществе, частью которого она является. Далее можно обнаружить новое и отличающееся от прежнего развитие структуры, или реактивизацию стремления избежать это развитие. Понятие специализированной рабочей группы создает новую перспективу для понимания сложных явлений в обществе вообще.

Катастрофическое изменение

Катастрофическое изменение - это термин, выбранный Бионом для описания устойчивой связи между фактами, которые можно обнаружить в разнообразных областях, среди которых психика, группа, психоаналитическая сессия и общество. Факты, на которые указывает устойчивая связь, могут наблюдаться, когда в любой из упомянутых областей возникает новая идея.

Бион утверждает, что новая идея содержит потенциально подрывную силу, которая в большей или меньшей степени нарушает структуру той области, в которой эта идея возникла. Так, новое открытие нарушает структуру общества, интерпретация - структуру личности. Указывая, в частности, на те факты, которые возникают в малых терапевтических группах, новая идея, выраженная в виде интерпретации или представленная личностью нового члена, способствует изменению в структуре группы. Одна структура преобразуется в другую, проходя стадии дезорганизованности, боли и фрустрации; рост должен быть функцией этих обстоятельств. Используя модель контейнера и содержимого, можно изучать эти перипетии не ссылаясь на ту особую область, в которой они имеют место. Можно ссылаться на новую идею как на содержимое, а на группу, психику или общество - как на контейнер, и изучать их возможные взаимодействия.

Теперь мы готовы указать факты, которые Бион связывает с термином катастрофическое изменение. Этими фактами являются валентность, инвариантность и подрыв системы; он рассматривает эти элементы как внутренне присущие любой ситуации роста. Термин инвариантность указывает на то, что позволяет в новой структуре осознавать аспекты старой структуры.

На перипетии новой идеи (содержащейся внутри контейнера группы) можно частично указать описывая стремление группы базового допущения к уклонению при столкновении с чем-либо, предполагающим развитие. Попытки устранения, обожествления или догматизирования являются защитными реакциями перед лицом катастрофического изменения. Эту модель мы можем применять к любой научной, религиозной, терапевтической или социальной группе. Фрейд, например, дал начало новой и революционной идее; некоторые группы отвергли и изгнали его идеи, другие группы организовались вокруг него, сформировав институты, которые выполняют функцию хранителя и преобразователя его идей. В совершенно другом контексте Христос и его идеи вызвали защитные реакции и реакции раскола в группах, в которых можно обнаружить ту же самую лежащую в основе конфигурацию.

Мистик и группа

Исключительный индивидуум может быть описан различными способами. Его можно назвать гением, мистиком или мессией. Бион предлагает использовать термин мистик для указания на исключительных индивидуумов в какой-либо области будь то научная, артистическая или религиозная. Он использует слово Учреждение - термин, использующийся сегодня для указания на тех, кто олицетворяет силу, ответственность в штате или других институтах, для указания на все то, что осуществляет эти функции внутри личности или группы.

Мистик или гений, носитель новой идеи, всегда разрушителен для группы; Учреждение пытается защитить группу от этого разрушения. Проблема, которая возникает из отношений между мистиком-гением и институтом, создает эмоциональную конфигурацию, которая на протяжении всей истории повторяет себя в различных формах. Мистику требуется Учреждение и наоборот; институализированная группа (рабочая группа) является столь же важной для развития индивидуума, как индивидуум для рабочей группы.

Мистик-гений может представить себя группе как революционера или, наоборот, может утверждать, что он полностью согласен с существующими в группе правилами. Он может быть творцом или нигилистом, но в обоих случаях он безусловно будет рассматриваться - в какой-то момент - как отличная от других часть группы. В действительности, каждый гений, мистик или мессия одновременно является и тем и другим, так как природа его вкладов направлена на разрушение определенных законов или договоренностей, культуры или сплоченности некоторой группы или некоторой подгруппы внутри группы. Разрушительная сила мистика-гения ограничена средствами, которыми он передает свое сообщение, а его творческие способности как агента изменения будут зависеть от языка достижения. Учреждение должно достичь (как одной из своих функций) того, что соответствующее вмещение в себя и представление новой творческой идеи частично ограничивали ее разрушительную силу и в то же время делали ее доступной для всех членов группы, не являющихся гениями. Читатель может найти множество примеров этих конфигураций в таких различных областях, как история религии, открытие психоанализа, а также открытия науки и их институциализация.

Отношение между мистиком-гением и группой можно отнести к одной из трех категорий. Оно может быть попутным (commensal), симбиотическим или паразитическим. В попутных взаимоотношениях мистик-гений и группа сосуществуют, не задевая друг друга; здесь нет конфронтации или изменения, хотя бы некоторое изменение здесь и могло бы быть в случае, если бы отношения изменились. В симбиотических взаимоотношениях имеет место конфронтация, которая в конце концов будет полезна для обоих; идеи мистика-гения анализируются и принимаются к рассмотрению, а его вклады вызывают благожелательность или ненависть. Эти взаимоотношения приводят к тем большему росту мистика-гения, чем больше рост в группе, даже несмотря на то, что этот рост не просто обнаружить. Доминирующими эмоциями являются любовь, ненависть и познание. В паразитических взаимоотношениях, в которых зависть является основным фактором, результатом связи является разрушение и оголение как мистика-гения, так и группы. Одним из примеров среди множества возможных является группа, которая выдвигает исключительного в своей творческо-разрушительной роли индивидуума на такое положение в Учреждении, где его силы поглощаются административными функциями.

Периодически повторяющаяся структура этих описаний является одной из взрывоопасных сил внутри структуры, пытающейся ее сохранить. В случае группы такая конфигурация имеет место между мистиком-гением и Учреждением с его функцией вмещения в себя, выражения и возведения в ранг института проводимой новой идеи и защиты группы от разрушительной силы этой идеи.

Примечания:

[*] Термин "container-contained" переводится как контейнер-содержимое; "contained" понимается здесь как процесс и как содержимое, при этом "contain", "contained", "containing" используются в смысле содержать (в себе), вмещать (в себя). - Прим. переводчика.

[1] S. Freud, The Ego and the Id // Я и Оно, S.E. 19.

[2] M. Klein, "Some theoretical conclusions regarding the emotional life of the infant" // "Некоторые теоретические выводы относительно эмоциональной жизни младенца," в Developments in Psychoanalysis, Hillary House, New York, 1952.

[3] Там же.

[4] Устойчивая связь - заимствованный у Юма термин, который указывает на тот факт, что некоторые рассматриваемые данные регулярно появляются вместе. Бион использует этот термин в своей гипотезе о развитии мышления. Концептом слова являются определения, которые связывают наблюдаемые устойчиво сочетающиеся элементы.

[5] Термин функция используется Бионом в математическом, философском и общеупотребительном смысле, явно имея своей целью удержание ассоциаций, происходящих из этих областей, от того, чтобы они ограничивались перечисленными значениями.

[6] M. Klein, цитируемое произв.

[7] S. Freud, цитируемое произв.

Примечание ко второму изданию:

Вопрос, который мы не обсуждали в первом издании, разрабатывается Бионом в его книге Experiencias en grupo (Group experiances // Переживания в группе, Paidos, Buenos Aires, второе издание, 1972 г.), - это понятие протопсихической системы.

Бион указывает на то, что психологическая структура сложной группы или рабочей группы (wg) является очень мощной: являясь чрезвычайно стойкой структурой, эмоциональные состояния базового допущения вызывают у индивидуумов в группе непропорциональный страх быть задушенными или захваченными ими. К этому следует добавить страх, провоцируемый отсутствием знания о силах, противопоставленных группе.

Если в данной группе находящиеся в конфликте силы можно охарактеризовать, например, как рабочую группу (wg), а также как направленные против базового допущения о зависимости (baD), тот нас может заинтересовать судьба базового допущения о поиске пары (baP) и базового допущения о борьбе-бегстве (baF). Мы также можем задать этот вопрос по-другому: что заставляет эмоции, связанные с базовым допущением, оставаться столь цепко связанными друг с другом?

Чтобы ответить на эти вопросы (о судьбе бездействующих базовых допущений и цепкости эмоций, относящихся к данному базовому допущению), Бион постулирует существование "протопсихического" феномена.

Это понятие выходит за рамки опыта переживания, однако Бион полагает, что оно является необходимым для ясного выражения его идей.

Протопсихическое состояние или активность можно охарактеризовать не только как не-психическое, но также и как не-физическое; его эволюция, скорее, вызывает психические или физические феномены. Это система, в которой эти аспекты остаются недифференцированными; это та матрица, из которой возникают явления.

Из этой матрицы (протопсихической системы) происходят базовые эмоции, относящиеся к базовому допущению, которое в данный момент цепко держит власть над психической жизнью группы. Бездействующие базовые допущения остаются, так сказать, в пределах протопсихической системы.

Эти протопсихические уровни являются источниками заболеваний группы.

Короче говоря, болезни группы должны усматриваться в: (1) отношении индивидуума к данному базовому допущению, как в случае поддержания им его, так и в случае борьбы с ним, и (2) в протопсихических стадиях других базовых допущений, бездействующих в данный момент.

Понятие протопсихической системы и теории базовых допущений могут использоваться при выработке нового угла зрения в отношении к психическим заболеваниям. Мы должны помнить, что протопсихические системы (pmD, pmF, pmP) составляют базис или матрицу для групп, которые в процессе эволюции будут выглядеть либо как психические явления, связанные с активным базовым допущением, либо как физические явления. Классификация физических заболеваний - также называемых психосоматическими болезнями - в соответствии с их источником в данной протопсихической системе, связывающей их с ассоциированными эмоциональными структурами, подразумевает развертывание перспективных исследований в области психосоматической медицины, которая превосходит современные представления о психосоматике и ведет к физическим болезням - еще не исследованному измерению группы.

Более того, сфера приложения понятия протопсихической системы может быть гипотетически расширена на область денег и их использования. Бион считает, что значение денег имеет не только коммерческий источник в смысле товара и необходимости обмена, но также имеет и групповой источник, связанный с данным базовым допущением, в эволюции протопсихической системы.

Согласно его представлениям, источник хождения денег лежит не только в необходимости обмена, но и наоборот, в потребности принимать ценности самой группой как, например, при "выкупе невесты"; хождение денег может быть также способом компенсировать группе потерю одного из ее членов.

То, что он имеет в виду не означает подчинения использованию валюты или ее отклонений в сторону какого-то конкретного базового допущения, хотя было бы возможно выделить определенные виды взаимоотношений, так как деньги имеют разный смысл в военной группе или в обществе, находящимся под влиянием базового допущения о борьбе-бегстве, и религиозном объединении. Если относящиеся к протопсихической системе понятия могут быть использованы для понимания психических и физических болезней, то они также могут рассматриваться в экономической науке как нарушения (болезни) механизма обмена.

Флюктуации размера валюты несомненно будут связываться с активным базовым допущением и будут зависеть от протопсихической системы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Группа; Group; Gruppe
  • Леонид Кроль. Лидер и группа: три фазы лидерства
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Серговская В.Н. Страдать от боли или избегать боль: о способности к интеграции
  • Райзман Е.М. Матрица, гендер и зависть: мужчина в психоаналитической группе
  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Дидерихс-Пешке В. Групповой процесс и групповые феномены в ходе групповой аналитической работы
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Бион У.Р. К-связь и –К-связь
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Чему мы учим своих детей?
  • Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник
  • Уилфред Бион. "Опыт в группах". Часть 1 (1961)
  • Рудестам К. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Венсан М. Быстрые изменения. Краткосрочная психотерапия подростков, длительность которой определена заранее
  • Павел Пономарев. Мужское одиночество
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Мучник М.М. Первосцена в группе
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Упражнение, направленное на осознание ценности любой идеи любого человека: «Да, и ещё…»
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Бион У.Р. Нападения на связь
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Групповая психология
  • Закономерности психических систем
  • Билл Хайдрик. Медитация на Младшие Арканы
  • Самость; Self; Selbst
  • Мораль; Morality; Moral
  • Георгий Почепцов. Троллинг: незваный гость в твоем доме
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Гугина Ольга Васильевна. Заметки воспитателя группы раннего возраста, или как построить работу с родителями
  • Идеализация партнера в добрачных отношениях. Любовь и самооценка
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Эго; ego
  • Общие, базовые механизмы, препятствующие личностному росту и формирующие психологические проблемы
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Сплетни полезны для коллектива?
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Прист С. Теории сознания.
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь