Психоанализ (Psychoanalysis; Psychoanalyse) — система психологии и метод лечения психических и нервных расстройств, основанный Зигмундом Фрейдом. Характеризуется динамическим взглядом на все аспекты умственной жизни, сознания и бессознательного, с особым акцентом на явления бессознательного. Клинически использует приемы диагностики и лечения, основанные на использовании непрерывных свободных ассоциаций. Среди современных подходов к психоанализу выделяют: а) метод лечения психических расстройств; б) систему знаний о психике человека; в) метод исследования бессознательного; г) правила интерпретации человеческой деятельности; д) специфический процесс человеческого взаимодействия. Вклад Юнга в психоанализ по представлениям самого Фрейда можно свести к следующему: 1) введение экспериментального исследования психоаналитических понятий; 2) введение понятия комплекса; 3) институализирование учебного анализа как важной части в подготовке новых аналитиков; 4) применение в анализе мифологического и антропологического материала; 5) использование психоаналитический теории и терапии для понимания и лечения психозов. Как известно, личная дружба Юнга и Фрейда, начавшаяся в 1907 году, закончилась к 1913 году окончательным разрывом. Оценки этого разрыва варьируются довольно широко, но после него Юнг обозначил свой подход к психологии как «Аналитическая Психология». Можно выделить (КСАП, с. 121 —122) шесть пунктов несогласия между Фрейдом и Юнгом, помогающих обрисовать различия между психоанализом и аналитической психологией. Первое, Юнг не мог согласиться с исключительно сексуальной, по его мнению, интерпретацией Фрейдом человеческой мотивации. Это привело его к модификации фрейдовской теории либидо. Второе несогласие касалось общего подхода Фрейда к психическому, который был, по мнению Юнга, механистическим и каузальным. Человеческие существа не живут по законам, аналогичным физическим или механическим принципам. Третье. Фрейд критиковался Юнгом за то, что делал слишком жесткое разграничение между «галлюцинацией» и «реальностью». Юнг представлял психическую реальность как нечто, переживаемое самим индивидом. В этом контексте бессознательное рассматривается не в качестве врага, а скорее как потенциально полезное и созидательное. Сновидения, например (по Юнгу), перестают быть чем-то обманчивым, требующим расшифровки. Иначе Юнг воспринимал и символы. Четвертая область расхождений затрагивает вопрос о балансе врожденных конституциональных факторов и внешней среды при формировании личности. Пятое различие существовало по поводу происхождения совести и морали. См. также супер-эго. Шестая область разногласий имела отношение к Эдипову комплексу. Юнга интересовали более первичные отношения между младенцем и матерью (см. младенчество и детство; объект-отношения).
Из книги Зеленского В. Словарь аналитической психологии
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.