«Современные системы сенсорного воспитания»
Сенсорное воспитание в опыте педагогов-новаторов
Прекрасный опыт, по сенсорному воспитанию, описанный в журнале «Дошкольное воспитание» за 1994год передает педагог — новатор К. Муханова. Она считает, что одна из задач дошкольного воспитания — сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств.
Однако в результате проверок усвоения детьми знаний и умений, она пришла к выводу: дети овладевают сенсорными эталонами формально, не умеют на практике, в различных видах самостоятельной деятельности применять те знания и навыки, которые получают на занятиях.
Учитывая эти реальные трудности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, К.Муханова разработала цикл занятий для детей 3-4 лет, цель которых – познакомить их с основными геометрическими фигурами, научить различать цвета и сопоставлять предметы по нескольким признакам, сформировать такие понятия, как «длинный — короткий», «высокий — низкий» (Приложение).
Совершенно другой, но не менее интересный опыт предлагает педагог Аветисян. Она считает, что большое значение для методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста имеет разработанная Е.И. Водорезовой программа наблюдений явлений природы. Для нас представляют интерес некоторые положения этой программы. Ребенок сначала замечает в предмете самое яркое, бросающееся в глаза. Затем взрослый указывает на другие качества, менее заметные для ребенка, и он внимательнее всматриваясь в предмет, самостоятельно открывает в нем определенные признаки. При таком подходе у ребенка появляется интерес к природе, формируется наблюдательность и любознательность [10, c. 35].
Скачать конспект
Особое место занимают игры с природным материалом. Их преимущество в том, что дети оперируют самими предметами природы, а не моделями, изображениями и копиями. В играх с природными материалами создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждается мысль, совершенствуется речь.
Интересный метод использования дидактических игр по сенсорному воспитанию предлагает Л.В. Артёмова. Работа по развитию по развитию восприятия осуществляется в процессе ознакомлении с окружающим миром.
Л.В. Артемова подчеркивает, что дошкольнику не свойственно созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности [10, c. 37].
Для обучения созданы дидактические игры. Главная их особенность в том, что задания предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игровые задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.
Комплексы сенсорного развития в условиях ДОУ
Сенсомоторный уголок предназначен:
- для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
- развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников [2, c. 115].
При организации сенсомоторного уголка я уделила внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн уголка соответствовал общему оформлению группы и дополнял его.
Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, родителями, с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок [1, c. 21].
Для развития тактильных ощущений можно использовать природный материал: шишки, желуди, бобы, горох. Из подобных материалов можно делать массажные ванночки для рук, которые наполняются фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно они могут познавать форму, цвет, величину предметов.
Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.
Таким образом, можно выделить принципы организации уголка: доступность; безопасность.
Оформление сенсорного уголка для детей младшего дошкольного возраста может быть сюжетным. Здесь организуется самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей). Время игр в сенсорном уголке не регламентируется.
В качестве средства сенсорного воспитания в детском саду может быть создана комната сенсорного развития. Она предназначена для коррекционно-развивающих занятий с психологом, а так же как игровая комната для детей. Сенсорная комната — это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов. Это маленький рай, где все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает[25, c. 41].
Специальное оборудование (проекторы, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны, мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная музыка и т.д.), установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и развивает саморегулирование процессов возбуждения и торможения.
Сенсорная комната дает возможность подавать стимулы различной модальности — зрительной, слуховой, тактильной — и использовать эту стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка — тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.
Коррекционно-педагогические занятия в сенсорной комнате направлены на решение двух комплексов задач [26, c. 48]:
- Релаксация: нормализация мышечного тонуса, снятие психологического и эмоционального напряжения.
- Активизация различных функций центральной нервной системы: стимуляция всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия и обоняния), повышение мотивации к деятельности, создание положительного эмоционального фона и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, развитие речи и коррекция речевых нарушений, коррекция нарушений высших корковых функций. Развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений.
В условиях сенсорной комнаты специалистами (психологом) проводятся направленные занятия, или она просто используется как игровая комната.
Выводы по второй главе
В главе изучения современных систем сенсорного воспитания, в итоге отметим, что теоретической и методологической основой сенсорного воспитания остаются положения, которые были разработаны в начале ХХ века, которые были описаны в 50-80 –х годах ХХ века, и были выделены в первой главе данной работы.
В настоящее время происходит разработка дидактических игр, пособий, сенсорных комнат и кабинетов, т.е. развитие систем сенсорного воспитания происходит в промышленных масштабах: подбираются новые материалы, изготавливаются новые поверхности, создаются комнаты с новым ярким оригинальным наполнением сенсорных поверхностей, происходит постоянная работа в создании комнат, киосков, сухих бассейнов для детей с особенностями развития, для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Заключение
На основе изученной и проанализированной психолого-педагогической литературы по данной проблеме сделаны следующие выводы:
- определена сущность «сенсорного воспитания», под которой понимается целенаправленное, последовательное и планомерное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека
- определено содержание, на какие сенсорные процессы опирается сенсорное воспитание, выделены структурные компоненты, в качестве которых выступают овладение общественным сенсорным опытом, освоения наиболее рациональных способов обследования предметов, соотнесение с сенсорными эталонами.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др.
Российская педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим.
В главе изучения современных систем сенсорного воспитания, в итоге отметим, что теоретической и методологической основой сенсорного воспитания остаются положения, которые были разработаны в начале ХХ века, которые были описаны в 50-80 –х годах ХХ века, и были выделены в первой главе данной работы.
В настоящее время происходит разработка дидактических игр, пособий, сенсорных комнат и кабинетов, т.е. развитие систем сенсорного воспитания происходит в промышленных масштабах: подбираются новые материалы, изготавливаются новые поверхности, создаются комнаты с новым ярким оригинальным наполнением сенсорных поверхностей, происходит постоянная работа в создании комнат, киосков, сухих бассейнов для детей с особенностями развития, для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
- Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2012. – 96с.
- Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов. / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240с.
- Бейлина, А Ф.Фребель: игры и игровые средства [Текст]: / А. Бейлина // Дошкольное воспитание. – 2005. –№3. – С. 56 – 59.
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб. / А.К Бондаренко. – М.: Просвещение, 2011. – 169с.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 2008 – 144с.
- Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2011. – 110с.
- Выготский, Л.С. Психология [Текст]: /Л. С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2010. – С.756 – 769; 852 –859.
- Горбунова, И. Сенсорная комната в «Ладушках» [Текст]: / И. Горбунова, А. Лапаева // Журнал Дошкольное воспитание. – 2006. – №12 – С. 30 – 32.
- Гребенщикова, Е.А. История советской дошкольной педагогики [Текст]: Хрестоматия. Учеб. пос. для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». / Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко, И.Б. Мчедлидзе, Л.К. Савинова, О.А. Фролова; под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1980г. – С. 231 – 397.
- Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. Организациясенсомоторного уголка в группе детского сада: Справочник старшего воспитателя / Е. А. Каралашвили, О. В. Антоненкова. – М.: Мысль, 2014. – 68 с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: — М.: Просвещение, 2012. — С. 136 -149.
- Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст]: качестве учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / А.Н. Леонтьев; Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Издательство «Смысл», 2010. – С. 103 – 228.
- Литвин, И. Н. История дошкольной педагогики [Текст]: /Под ред. И. Н. Литвина. – М.: Просвещение, 2013. – С.58 – 92, 216 – 224.
- Медведева, Л.А.. Цветочная полянка [Текст]: / Л.А. Медведева// Журнал Дошкольное воспитание. – 2002. – №12 – С. 22 – 23.
- Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б.М. Бим-Бад, — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002г.
- Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [Текст]: пособие для воспитателя детского сада/ Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 2013. –. 96 с.
- Плеханов, А Теория и практика Марии Монтессори [Текст]: / А. Плеханов// Дошкольное воспитание. – 1989. –№10. – С. 66 – 70.
- Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей/ под ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. 2-е. изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2011. – 192с.
- Поддъяков, Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: Н.Н. Поддъяков, С.Н. Николаева, Л.А. Парамонова и др. / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2008. – 192с.
- Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М., Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. С.439 — 463.
- Рожков, О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2 – 4-ого года жизни [Текст]: Методические рекомендации. / О.П. Рожков, И.В. Дворова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство ИПО «МОРЭК», 2014. – С. 127 – 190.
- Рубинштейн, С.Л. основы общей психологии [Текст]: учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению т специальностям психологии. / С.Л Рубинштейн. – Москва, Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2012. – С. 177 – 255.
- Словарь практического психолога [Текст]: /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2008. – 800с.
- Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]: Учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и доп. / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2012. – С. 181 – 196.
- Усова, А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / А. П. Усова //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 2005. – С.121-135.
- Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста / Е. А. Янушко. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 156 с.
Приложение
«Подбери по цвету».
Цель: Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, назначения).
Материал. У каждого ребенка карточка (30*20см), разделенная на шесть клеток (10*10см) разных цветов; мелкие картонные игрушки по одному каждого цвета.
Ход игры: Воспитатель: «Дети, мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Что это? (Показывает синюю машину.) Правильно, машина. А это – что? (Показывает красную.) Правильно, тоже машина. А чем они отличаются? (Держит машины рядом.) Правильно, одна из них синяя, а другая — красная, они отличаются по цвету». Также выясняются цвета остальных игрушек.
«А теперь подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна». Прикладывает поочередно красную машину к красной и синей клеточке и спрашивает детей, на какой из них машина «спряталась». То же проделывает с синей машиной.
Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает результат.
«Найди свой домик».
Цель: Закреплять названия основных цветов спектра, умение выделять цвет в разнообразных предметах и его сравнение.
Материал: кружки синего, зеленого, красного, желтого цвета. Игрушка или картинка одного цвета на каждого ребенка.
Ход игры: В разных частях комнаты воспитатель при детях вывешивает кружки. Предлагает каждому ребенку внимательно рассмотреть картинку, лежащую на столе, и определить цвет нарисованного на ней предмета. По словам «найди свой домик» дети подходят к кружку, соответствующему их картинкам (игрушкам) по цвету. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
«Подбери фигуру»
Цель: Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.
Фигуры:
Карточка:
Ход игры: Воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводит его пальцем: «А это какая форма?» То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет.
«У вас на столе лежат карточки, на которых нарисованы. фигуры разной формы, и также на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными». Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на начерченную фигуру и только при полном совпадении – класть.
«Кому какая форма?»
Цель: Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Материал: Большие Мишка и Матрешка. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по два небольших подноса для каждого ребенка.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры фигур пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос – Матрешке, все овалы на другой – Мишке», — говорит педагог. Взрослый наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.
«Что там?»
Цель: Закреплять умение устанавливать соотношение трех предметов по величине, учить детей использовать это умение при выполнении действия с предметами (составлении матрешки).
Материал. Деревянная трехместная матрешка (по количеству детей)
Ход игры: Воспитатель предлагает детям загадку: «Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка». Затем разбирает матрешку, обращает внимание на верхнюю и нижнюю части, составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом от самой большой к самой маленькой. Сначала воспитатель сам собирает игрушку, затем его действия повторяют дети. Вкладывая одну матрешку в другую, они определяют, какая из них меньше, а какая – больше. Задание считается выполненным, если ребенок умеет правильно подобрать и соотнести части матрешек по величине, по рисунку и назвать их (большая, меньшая, самая маленькая).
«Спрячь мяч в ладошках».
Цель: Формировать представления детей о величине (большой, маленький) и основных цветах спектра (красный, желтый, синий).
Материал: Цветные шарики двух размеров, мешочек, 2 коробки разных размеров, цветные коврики.
Ход игры: Воспитатель держит мешок с шарами и просит детей отгадать, что там лежит (шарики). Показывает, что в коробке много шаров, берет два шара и уточняет вместе с детьми, какой шар большой, какой маленький.
По предложению воспитателя дети берут из мешочка по одному шару, осматривают, ощупывают, и называют какой он по величине.
Затем педагог предлагает спрятать шарики в ладошки, спрашивает: «У всех шарики спрятались? У кого спрятались (проверяет), говори, что шарика не видно. Почему? А у кого не спрятались и почему? (Шарик большой, а кулачок маленький.) Затем предлагает поменяться шарами: у кого большие, возьмите маленькие, и наоборот. Еще раз спрячем шарики в ладошках. И посмотрим, у кого спрятались, у кого нет.
Спрячем шарики в мешочек, вначале все маленькие, а затем большие (дети называют, какой шар и кладут).
Вова, найди в мешочке, не глядя, большой (маленький) шарик и скажи, не глядя, какой он по величине. Покажи детям свой шарик.
Яна, подойди и тоже найди шарик…
А теперь встаньте в круг, уберите руки за спину. Я вам что-то дам. Угадайте и скажите, что я положила в ваши руки. Только не подсматривайте. Правильно, шарики. Поднимите шары вверх. Вот сколько у вас шаров, больших и маленьких. Какой шар у тебя? А у тебя?
Посмотрите, дети, шарики ваши разного цвета. Какого цвета у тебя? А у тебя? Поднимите вверх и покажите мне шары красного цвета. Опустите. А теперь покажите зеленые шарики. И т.д.
«Поиграем с шариками по-другому. Вот я кладу четыре коврика разного цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Мы будем гулять по комнате и по моему сигналу: «Найди свой коврик» — каждый должен подойти к коврику такого цвета, какой у нег шар. Молодцы! Еще раз поиграем (меняет коврики местами).
Вот и закончилась наша игра. Теперь, дети, давайте уберем шарики. Маленькие в маленькую коробку, а большие — в большую коробку».
Пример занятия №1.
Программное содержание. Познакомить детей с квадратом и прямоугольником; закреплять умение различать и называть цвета (красный, синий, зеленый); учить соотносить предмет с его контуром на бумаге путем наложения.
Материалы. Листы бумаги с контурами красного круга (диаметр – 6 см), зеленого квадрата (6*6 см), синего прямоугольника (6*3 см), вырезанные из бумаги круги, квадраты и прямоугольники, соответствующие по размеру и цвету изображенным на рисунке, чистые листы бумаги, зеленые карандаши, (матрешки на каждого ребенка).
Ход занятия. Воспитатель раздает листы с контурами, круги, квадраты и прямоугольники и предлагает выполнить упражнение «Найти такой же». Сначала он вместе с детьми рассматривает круг. Дети обводят его пальчиком, вспоминают, что он круглый, называют цвет (красный), находят красный круг на листе бумаги.
Потом воспитатель вместе с детьми рассматривает квадрат, говорит, как называется эта фигура, называет его цвет (зеленый), показывает, что у квадрата есть углы. Дети обследует квадрат: проводят пальчиком по его сторонам, находят углы, находят зеленый квадрат на листе.
Далее воспитатель вместе с детьми рассматривает прямоугольник, говорит, как называется фигура, называет его цвет (синий), показывает, что у него ест углы. Дети обследуют прямоугольник; проводят пальчиком по сторонам, находят углы, затем, затем находят синий прямоугольник на листе.
После этого дается задание: положить красный круг (зеленый квадрат, синий прямоугольник) на круг (квадрат, прямоугольник), который нарисован на листе. Воспитатель проверяет, как оно выполнено, помогает наложить фигуры на контуры так, чтобы края совпали.
В конце занятия воспитатель предлагает нарисовать зеленую дорожку (полоску), по которой будет гулять матрешка. Действия детей воспитатель сопровождает словами: «Матрешка идет по длинной, зеленой дорожке».
Пример занятия №2.
Программное содержание. Закреплять умение определять предмет по двум признакам (форма, цвет); учить определять предмет по трем признакам (форма, цвет, величина).
Материалы. Листы бумаги с изображением на них фигурами, вырезанные из бумаги и соответствующие им размерам большие и маленькие круги и овалы, квадраты, прямоугольники, треугольники разных цветов, по две фигуры из фланели разной величины и разного цвета (на каждого ребенка); фланелеграф.
Ход занятия. Воспитатель предлагает детям сделать красивые коврики для кукол. Сначала они вместе рассматривают рисунок; причем воспитатель обращает внимание на то, что все фигуры на рисунке черного цвета, а выкладывать дети будут цветные фигуры. Затем говорит: «Найдите у себя большой овал. Какого он цвета? Положите его на большой овал на рисунке. А теперь найдите у себя маленький квадрат. Какого он цвета? Положите его на маленький квадрат на рисунке…» Так выкладывается красивый коврик.
Затем воспитатель достает фланелеграф, предлагает детям выложить один большой ковер; называет три признака фигуры: форму, величину и цвет. Напоминает, что у каждого две фигуры (например, маленький оранжевый круг и большой зеленый треугольник). Ребенок, у кого есть фигура, отвечающая трем названным признакам, выкладывает ее на фланелеграф.
В результате получается один большой красивый ковер.
В конце занятия проводится подвижная игра «Большой – маленький». Воспитатель предлагает детям на слово «большой» подниматься на носочках и поднять руки вверх, а на слово «маленький» приседать и класть руки на колени. Каждое слово повторяется по 3-5 раз.
Пример занятие №3. «Осенние листья»
Цель: Уточнить представление представления детей о листьях, их форме, размерах, окраске.
Материал: осенние листья.
Обогащение словаря: зеленый, красный, желтый, округлый, удлиненный.
Ход занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить о своих наблюдениях за растениями в природе осенью, за раскраской листьев, за листопадом. Обобщает высказывание детей: осенью листья на деревьях разноцветные, поэтому красивые, нарядные. Затем раздает ребятам листья и организует работу по следующему плану:
- Название рассматриваемого предмета.
- С какого растения лист?
- Какова форма листа?
Дети зачастую затрудняются ответить на этот вопрос. Поэтому надо сопоставить рассматриваемый лист с предметом, форма которого хорошо известна.
4. Какого цвета лист?
Если дети затрудняются ответить, используется прием сравнения, описанн6ый выше.
За одно занятие дети рассматривают 2-3 листа разных растений. Работа идет по указанному плану, но каждый последующий лист сравнивается с предыдущим.
Пример занятия № 4. «Матрешкины подружки»
Цель: Научить детей сравнивать размеры и подбирать предметы по размеру независимо от их цвета и формы. Формировать умение сотрудничать со сверстниками.
Игровая задача. Подобрать матрешке подружку.
Правила игры. Подобрать подружек одинакового роста. Выбрать для них посуду.
Материал. Комплект трехместных матрешек – вкладышей для демонстрации. Комплекты трехместных матрешек из плотной бумаги (картона) для всех детей. В комплекте два набора, состоящие из трех матрешек: в одном наборе – толстые, в другом – тонкие. В каждом наборе матрешки трех размеров и разного цвета. Для каждого комплекта матрешек три миски, три кувшина, три блюда (разных размеров).
Игра. Разберите матрешку на три вкладыша. Загадайте загадку:
Ростом разные подружки,
но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг к дружке,
И всего одна игрушка. (Матрешка)
Предложите детям рассмотреть своих матрешек и выстроить их по росту. Того, кто справился с этим заданием, матрешки просят подобрать им подружек по росту. Примеряя матрешек друг к другу, дети составляют пары одинакового роста. Потом матрешки просят есть и пить, побуждая детей выбрать необходимую для этого посуду, соответствующую их размеру. Если дети ошибаются, матрешки начинают протестовать, просят еще и еще подумать. В конце игры можно прочитать стихотворение:
Деревянные матрешки.
Деревянная матрешка. И не может сосчитать
Влезла с Машей на окошко, То стоит одна матрешка,
По карнизу ходит кошка. То матрешек целых пять!
|