|
Головной мозг- самая большая и наиболее выдающаяся структура ЦНС, находящаяся внутри черепа и образованная из приблизительно 10-14 млрд нейронов (не считая нескольких миллиардов нейроглиальных элементов), соединяющих их нервных путей и разнообразных синапсов, осуществляющие контакты между нейронам и посредством ряда нейромедиаторов (общее число синапсов составляет, по самым приблизительным оценкам, несколько триллионов). Головной мозг – это уникальное по сложности и гигантским функциональным возможностям творение природы из всех, которые ныне известны человеку. Предполагается, что человек использует в среднем лишь 1-2% функциональных возможностей своего головного мозга, на этом основании ставится даже под сомнение эволюционный путь его развития. Головной мозг развивается скачкообразно до 16-летнего возраста, когда его масса достигает в итоге, в среднем, 1600 г. Он состоит из двух полушарий (гемисфер), отделённых друг от друга продольной бороздой, под которой расположены три мозговые комиссуры (образования, состоящие из миэлиновых нервных волокон и соединяющие обе половины мозга. Внутренняя часть головного мозга состоит из белого вещества, образованного из миелиновых волокон и серых базальных ганглиев. Внешняя часть (кора головного мозга) полностью состоит из серого вещества (нейронов), общая площадь корковой поверхности в несколько раз больше, чем это определяется без учёта многочисленных извилин мозга. Функциональные характеристики значительных областей коры больших полушария до сих пор остаются неустановленными. Головной мозг осуществляет приём, обработку и интерпретацию сенсорных импульсов, контроль над произвольными моторными действиями, эмоциями, мышлением, планированием, речью, сознанием, самосознанием, самоосознаванием и вообще всем тем, что называют высшими, интегрирующими психическими функциями. Некоторые исследователи высказываются принципиально иначе, а именно: не мозг сам по себе определяет психическую деятельность и поведение, иначе это был бы рефлекторный, ассоциативный уровень функционирования внутреннеличностных процессов индивида, а это сам человек, как личность, социальное существо или как некое автономное, стоящее над ЦНС психологическое образование, использует собственный мозг в своих, определённых целях как инструмент, вовсе не являясь сам таковым для самого мозга. Продолжаются также дискуссии между сторонниками гипотезами локализационизма и эквипотенциализма высших мозговых функций. В философском плане особое внимание привлекает проблема соотношения головного мозга и психики, которая до сих пор не имеет однозначного решения – психофизическая проблема (см.). См. Мозг головной.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|