|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: Учебное пособие. - М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. - 164 с.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА(ПО КАНТУ) - гносеологическое учение Канта, выделяющего три основные способности человека к познанию: чувственность, рассудок и разум. Чувственность - это способность к ощущениям, когда объективно существующие вне человека вещи воздействуют на его органы чувств и вызывают хаотические, неупорядоченные ощущения (зрительные, слуховые и т.п.). Доказать соответствие этих ощущений реальности невозможно. Но все люди воспринимают мир одинаковым образом, что объясняется следующим: человек обладает априорной (доопытной, врожденной) способностью организовывать, упорядочивать свои ощущения так, чтобы воспринимать мир в пространстве и времени. Из этого следует, что чувственные восприятия не являются образами вещей, а значит, не дают истинного знания о них. Рассудок это способность человека сопоставлять и систематизировать данные чувственного познания, что осуществляется с помощью понятий (рассудок обладает двенадцатью априорными категориями), с помощью которых человек пытается объяснить реальность. Однако на самом деле он не познает мир, а накладывает на него свои представления о единстве, причинности, закономерности и т.п. При помощи разума человек пытается получить целостное, единое знание обо всей реальности. Разум обладает тремя априорными идеями: психологической - идеей души, космологической - идеей мира, теологической - идеей Бога. Однако, пытаясь рассуждать на такие темы, разум запутывается в неразрешимых противоречиях. Поэтому философия возможна только как знание, ориентированное на анализ самого познавательного процесса и его границ, а также на постижение человека и этических проблем. Таким образом, ни одна способность не позволяет человеку познать сущность реальности: он познает мир не таким, каким он существует на самом деле («вещь в себе»), а таким, каким он представляется, является людям («вещь для нас»). К числу «вещей в себе», то есть принципиально непознаваемым, Кант относит Бога, душу и материю. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: Учебное пособие. - М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. - 164 с. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|