ДИЗАЙН

(англ. design — проект, чертеж) — вид проектной междисциплинарной худож.-технической деятельности по формированию предметной среды. Особенность дизайнерской деятельности заключается в специфически эстетическом способе целостного осмысления^и формирования объектов. Д. имеет дело с формальными качествами предмета, под к-рыми понимают не только особенности его внешнего вида, но и его структурные связи, придающие ему необходимое функциональное и композиционное единство. В Д. слиты воедино два направления творческих поисков — от функции к форме и от формы к функции. Методом дизайнерской деятельности является худож. конструирование, к-рое в качестве составной части входит в общий процесс конструирования промышленных изделий и имеет своей целью обеспечить удобство их эксплуатации, рациональность компановки и высокий эстетический уровень. Гл. средства выразительности в худож. конструировании, объектом к-рого служат предметы материального производства,— объем и пространство, образованные работающими конструкциями и механизмами, а также т- наз. тектоника — пластическое выражение в форме изделия характера и особенностей материала и конструкции. Используются и др. средства выразительности и гармонизации, напр., такие, как пропорции, модуль, метр, ритм, контраст и нюанс, фактура, цвет. С Д. связывают идею разработки символического языка форм, максимально информативного по отношению к функциям изделий и облегчающего ориентацию человека в предметном мире. Д. определяет не только форму вещи, но во мн. и само отношение к ней. Осн. формообразующими факторами в Д. выступают соразмерность предмета человеку, комфорт при его использовании, простота обслуживания и др. эргономические (т. е. облегчающие использование предмета и создающие удобства для человека) характеристики. Проектируемый предмет рассматривается в Д. как часть целого, предметного комплекса даже в том случае, если последний не проектируется одновременно с этим предметом. Согласуй проектируемые предметы между собой по функциональному назначению, форме, цвету, размеру и др. характеристикам, дизайнеры формируют целостные и эстетически совершенные комплексы предметного окружения, позволяющие достигнуть необходимого комфорта для потребителей. Эстетическая выразительность завершает процесс формирования указанных объектов. Их положительная эстетическая оценка всегда является целостной, включающей в себя общую оценку их совершенства. Возникновение Д. связано с достаточно высоким уровнем развития массового производства, т. е. относится к концу XIX — началу XX в. В различных социально-экономических условиях Д. отражает специфические особенности развития общественного производства, формирования общественных интересов, духовных ценностей. Развитие Д., худож. конструирования в капиталистическом об-ве несет на себе печать мн. противоречий. Вместе с тем дизайнерская деятельность в капиталистических странах накопила позитивный опыт формирования предметной среды и создания по-настоящему удобных, рациональных и красивых вещей. В социалистических странах помимо чисто эстетических задач Д. решает задачи социально-нравственные. Он призван проектировать такие предметы, создавать предметно-пространственные комплексы для таких форм деятельности людей, к-рые способствовали бы воспитанию разумных, соответствующих прогрессивным тенденциям развития об-ва потребностей и интересов, содействовали бы формированию у человека не потребительского, а активно-творческого отношения к жизни. В социалистическом об-ве Д., т.-обр., органично связан, с одной стороны, с проблемами производства и потребления, а с др.— с задачами нравственного и эстетического воспитания, общекультурного развития населения. Использование достижений Д. в практике социалистического строительства является важным направлением реализации программной установки КПСС на то, чтобы эстетическое начало еще больше одухотворяло труд, возвышало человека, украшало его быт.

Просмотров: 678
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИ­ДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
  • Особенности формирования бредовых идей
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • ПРОПОРЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Ресурсы развития человека
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА
  • Средства производства
  • СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА
  • СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА
  • Стадии развития человека
  • ТЕОРИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБОБЩЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Формирование характера и пути его воспитания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь