|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » В.Галкин. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений.
Картина мира- существуют вещи и понятия, которые, в свою очередь, делятся на первичные и вторичные. Вещи - это все то, что существует независимо от познающего субъекта: материя, пространство, время, вселенная (мир), движение. Понятия - это механизм познания мира, детерминированный (определяемый) свойствами познающего субъекта. Человек в системе познания является понятием первичным - субъект познающий. Весь окружающий мир человек (сознание человека ?) познает исключительно с помощью собственных чувств и интеллекта, таким, каким они его видят (искажают, выделяют цвета и т.п.), все остальное является результатом переработки (упорядочения) этих сигналов в виде информации. Перед философами всегда стоял вопрос о начальной точке отсчета: что есть в мире такого по поводу которого мы можем не сомневаться, что это действительно существует. Декарт сказал: "Мыслю - следовательно, существую". Это действительно то, в чем человек может не сомневаться. Все остальное необходимо подвергать сомнению. Данный тезис тоже подвергают сомнению, вопрос только в том: насколько это конструктивно? Вдумаемся еще раз: для сознания познающего субъекта аппаратом познания мира является он сам, его органы чувств, его интеллект и в системе его познания он является первичным. Опыт других людей и человечества в целом для него вторичен. Нет субъекта познания - нет и объекта познания. Это очевидно, причем именно с точки зрения материализма, так как без субъекта не существует и само познание. Утверждение о существовании объекта независимо от наличия субъекта при последовательном развитии мысли неминуемо приводит к состоянию, при котором познание начинает существовать без его носителя, то есть к идеализму (в принятой терминологии). Заблуждения материалистов, нападающих на идеалистов, в большинстве случаев заключались в том, что ими опускалась такая вещь, как познание, понятие неотъемлемо входящее первоначально в парные понятия субъект и объект, без которого спор попросту терял смысл, так как происходило произвольное вычленение дискутирующими сторонами рассматриваемых систем. Имеет место обычная "игра слов". Понятия субъект и объект имеют смысл только применительно к феномену познания. В остальных случаях мы имеем дело с явлениями мира, его свойствами и его вещами. В том мире уже нет ни объектов, ни субъектов. Вещи существуют независимо от познающего субъекта и являются самодостаточными, то есть они или есть или их нет. Понятия определяются особенностями человеческого интеллекта и для правильного понимания картины мира требуют категорированности создания категорий, нужных именно интеллекту в их иерархии. При этом человек "видит и определяет" в мире как те вещи, которые действительно существуют, например, Вселенную, планету, дерево камень, животное, так и те, которых на самом деле нет, но они необходимы ему для более удобного ориентирования в жизни: погода, куча зерна, роща, лес, брат или сестра, экономика, биосфера и т.п. В общем случае для практической деятельности жесткость категорий не только не требуется, но даже и вредна, так как сковывает мышление и замедляет движение познающего субъекта к истине (что есть она?). С точки зрения наук (философии и др.) и системы образования в особенности, на определенных стадиях их функционирования, жесткость категорий необходима, так как обеспечивает более менее адекватную передачу знания (опыта). В нашем представлении картина мира такова: существуют пространство и время, заполненные материей (вакуумом, обладающим определенными свойствами, которые необходимо еще изучать и изучать), под действием (влиянием) времени (или чего-то иного) в материи возникают или исчезают напряжения, волны (в том числе и стоячие) - появляются поля и вещество, (простые системы) обладающие определенными свойствами. Вещество и поля принимают все возможные состояния и создают большое количество сложных систем, обладающих еще большим количеством свойств (и состояний). Одним из этих свойств является влияние предшествующего состояния области пространства на ее будущее состояние (причинно-следственная связь) , что является основой всех информационных процессов - прототипом памяти. Поскольку вещество и поля принимают все возможные состояния, то во Вселенной существуют области, где связи между предшествующими и последующими состояниями на микро- и макроуровнях достаточно устойчивы - имеет место "опережающее отражение действительности" в устойчивом структурированном мире, области, где существуют информационные системы. Дальнейшее изменение структуры мира в этих областях (в нашем случае на планете Земля) происходит уже под действием этих информационных систем, начинается их совместная эволюция (пространства и информационных систем) - возникает жизнь. Ассоциативный блок. Первоначально жизнь возникает в микромире.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В.Галкин. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|