|
Психические болезни: ранняя история(mental illness: early history) Гиппократ Гиппократ (ок. 460-377 до н. э.), возвышающаяся над всеми фигура древней медицины, впервые ввел в мед. литературу тему психич. отклонений. Его труды, посвященные психопатологии, были столь же полемичными, сколь и оригинальными. Гиппократ привлекает к себе внимание прежде всего точностью своих клинических наблюдений, своим рациональным биомедицинским подходом, прямотой и стоическим представлением своих взглядов. Он полагал, что болезнь яв-ся следствием нарушения равновесия гуморальных жидкостей организма - идея, впервые встречаемая в трудах Эмпедокла. Лайонс и Петручелли следующим образом подытоживают вклад Гиппократа в понимание П. б.: "В том, что касается эмоционального состояния пациента и психич. заболевания в целом, его труды точны и с т. зр. совр. понимания. Указание на мозг как орган мышления и восприятия представляет собой важное свидетельство высокого уровня понимания". Сократ и Платон Если учесть увлеченность Сократа этикой и эпистемологией в ущерб рациональной науке, то не вызывает удивления, что источником его вдохновения считали демонов. Зилбург высказал предположение, что демоны могли быть слуховыми галлюцинациями, а сам Сократ болел шизофренией. Ученик Сократа Платон (429-347 до н. э.) предложил систему психопатологии, к-рая во мн. отношениях согласовывалась с системой Гиппократа и основывалась на впервые ясно сформулированном дуализме души и тела. Согласно Платону, душа состоит из трех частей. Рациональная часть души бессмертна и имеет божественную природу. Иррациональная душа смертна и включает всю гамму чувств. Рациональная душа управляет иррациональной. Когда в иррациональной душе возникают нарушения, она выходит из-под контроля рациональной души. Результатом яв-ся сумасшествие, к-рое может проявляться в трех формах - меланхолии, мании и слабоумии. Аристотель Аристотеля (384-322 до н. э.) ни в каком отношении нельзя назвать последователем Платона. Рациональный философ естественной (прежде всего биолог.) и мат. ориентации, он отвергал мистицизм. Многие считают его основателем научной психологии. Безусловный первопроходец в науке в том, что касается изучения перцепции и чувств, он считал, что мы воспринимаем - и поэтому понимаем окружающий нас физ. мир - через наши органы чувств. Аристотель разработал логику для понимания реальности, отнюдь не мистическую, но далеко не всегда доступную пониманию простых смертных. Аристотель разделял человеческую душу на рациональную - содержащую мудрость, логику, разум и сдержанность, и на иррациональную - содержащую такие добродетели, как самообладание, бесстрастность, мораль и храбрость. В отличие от Платона, Аристотель считал, что различные компоненты, составляющие душу, неразделимы н функционируют слаженно. Поведение человека представляет собой не изолированное событие, а результат интеграции. Согласно психологии Аристотеля, П. б. имеют органическую этиологию. Ни одно расстройство не яв-ся полностью "психологическим". Болезни могут вести к психич. отклонениям; т. о. они имеют физ. происхождение. Далее, разум существует независимо от смертных существ и, следовательно, неуязвим для патологического влияния болезни. Поскольку разум креативен и изолирован от воздействия болезни, болезнь может сосуществовать с креативностью. Логика суждений Аристотеля приводит к выводу, что П. б. имеют физ. происхождение и присущи челов. роду. Цельс и Римская империя Авл Аврелий Корнелий Цельс (30 до н. э.-50 н. э.) был прежде всего ученым, летописцем и историком медицины. Его мед. труды посвящены широкому кругу вопросов, включ. психические заболевания. Его работы о П. б. содержат описания лечения френита (делирия). Современником Цельса был Плиний Старший (23-79 н. э.). Он был известным римским ученым, чьи вдохновенные труды пользовались большим успехом у современников. Стержневым для его работ яв-ся телеологическое представление древних греков о целенаправленности всего происходящего. Плиний полагал, что все болезни будут доступны излечению. Гален Клавдий Гален из Пергама (129-199 н. э.) был после Гиппократа наиболее известным из древних врачей и, вероятно, наиболее влиятельным автором мед. трудов во все времена. Физиология Галена в значительной мере основывалась на гуморальной теории Гиппократа. Организм здоров, когда 4 элемента крови находятся в правильном соотношении друг с другом. Есть тж 3 духа, один из к-рых отвечает за рост и развитие (природный), второй - за выработку и рассеивание тепла (витальный), а третий - за ощущения и движения (животный). Физиология Галена отличалась от кардиоцентрических представлений Аристотеля и он потратил много сил на опровержение Аристотеля. Гален, как и Плиний, придерживался твердых антропоцентрических убеждений. Согласно этой т. зр., любое растение или животное, не обладающее полезной для человека функцией (питание, одежда или лекарство), существует лишь для того, чтобы преподать урок морали. Телеология Галена не принадлежит к традиции Гиппократа, чего нельзя сказать о его методах лечения, заключавшихся в содействии силам природы диетой, отдыхом и физ. упражнениями. Он в особенности интересовался влиянием эмоциональных состояний на соматические симптомы. Медицина Галена безусловно была значительным шагом вперед, оказавшим влияние на последующие 15 столетий развития медицины. Средние века В лечении П. б. существенных сдвигов не было вплоть до X в. Интересной фигурой, однако, был живший в V в. врач Целий Аврелиан, переведший на латынь Сорана Эфесского, уважаемого греческого врача. Труды Сорана были разделены Аврелианом на "Острые болезни" и "Хронические болезни". Работы Сорана и Аврелиана во многом блестяще предвосхищают совр. воззрения на диагностику и лечение П. б. Оба автора резко протестовали против распространенных в то время методов лечения душевных болезней. Возможно, величайшим из всех средневековых врачей был Авиценна. Его теория о том, что психич. заболевания вызываются физ. нарушениями в мозге оказалась столь же новой - и столь же игнорируемой, - как гелиоцентрическая гипотеза Аристарха. XI в. представлен двумя известными фигурами. Мед. мантия Авиценны перешла к Маймониду (1135-1204 гг.). Его труды носят явный отпечаток воззрений Гиппократа, Галена и Авиценны, хотя он и сам оказал значительное влияние на европейскую медицину. Маймонид затрагивал проблемы душевных болезней, классифицируя "психич. предрасположенность" среди "моральных изъянов". Малоизвестной фигурой яв-ся Роже Фругарди, предложивший в 1150 г. технику трепанации. Событием в истории психиатрии стало основание первой психиатрической больницы в испанском городе Валенсии в 1410 г. В Испании появились все 3 первые психиатрические больницы - вторая в Сарагосе и третья в Гранаде. Парацельс и эпоха Возрождения Одной из наиболее выдающихся фигур в истории медицины, оказавшей большое влияние на развитие психиатрии, был швейцарский врач и алхимик, известный как Парацельс ("лучший, чем Цельс"), труды к-рого ознаменовали резкий переход от ятрохимии (алхимии) к химии. Убежденный мистик и астролог, он верил в 4 гуморальные жидкости древних греков и 3 элемента арабов (ртуть, сера и соль) и провел большую часть своей жизни в поисках философского камня. Парацельс выдвинул 3 возражения против медицины Галена: а) она была слишком негибкой и систематизированной, жестко придерживаясь биогенной модели; б) она исключала все "психол." аспекты индивидуума, сводя все к неподвергаемому сомнению действию гуморальных жидкостей, и в) она представляла консервативные корпоративные интересы, защищая респектабельность мед. профессии. Авторитетным текстом о душевных болезнях во времена Парацельса был Malleus maleficarum ("Молот ведьм"). Malleus таleficarum был в существенной мере продуктом буллы папы Иннокентия VIII. За двухсотлетний период книга выдержала в Европе 30 изданий, процветая в эпоху Ренессанса - период, в иных отношениях характеризующийся возрождением и расцветом иск-в и наук. Согласно определению Парацельса, здоровье и болезнь зависят от пяти сфер: ens astrale (небесные тела или ход времени; фатальных на данный момент болезней можно будет избежать завтра); ens veneni (окружающая среда, предоставляющая как пищу, к-рая питает, так и яды, к-рые убивают); ens naturale (индивидуальная "природа", или личность), ens spirituale (духовная сфера, или душа, к-рая может привести к психич. заболеванию или защитить от него) и ens Dei (сфера Бога). Парацельс революционизировал психиатрию, впервые предложив подход описания наблюдений для понимания П. б. Он этиологически связал травму черепа с параличом, кретинизм с дисфункцией щитовидной железы и сексуальность с истерией. Он отказался от признания божественного вмешательства святого Витта в этиологию эпилепсии и, вероятно, первым признал роль бессознательных сил (unwissende) в возникновении болезни. Парацельс различал между "естественными" физ. болезнями и психологическими (spiritus vitae). Он первым заговорил о понятии индивидуальной личности (individual personality) - концепция, к-рая формально не разрабатывалась вплоть до середины XIX в. См. также Мышление Галилея/Аристотеля, Средневековое мышление, Суеверие, Колдовство Р. А. Прентки Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|