|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева
Профессиональное общение в психологии трудаПрофессиональное общение (П. о.) - осн. функциональная система трудовой деятельности, к-рая включает в себя подсистему профессиональной коммуникабельности (П. к.). В П. о. выделяется неск. родов П. к.: П. к. 1-го рода имеет место в профессиях, связанных с органолептическим трудом (дегустатор, агроном, стеклодув, звукорежиссер), - профессионалы немногословны, ведущие средства труда здесь - физиол. органы и системы (органы чувств): вкусовая, зрительная, слуховая, дыхательная и др., относящиеся к невербальным психич. образованиям. П. к. 2-го рода - в профессиях сферы обслуживания (слесарь-сантехник, парикмахер, машинист сцены, водитель автобуса) - при обращении к заказчику у специалиста простые высказывания, без особых требований к произношению; в сообщениях используется привычное кодирование и раскодирование информации, подлежащей передаче. П. к. 3-го рода - в профессиях сферы юриспруденции, культуры, воспитания и образования (адвокат, диктор-информатор, артист, учитель, тренер по спорту) и может быть названа как психология инструктирования: речь специалиста отличается большим лексическим запасом, ясной дикцией, использованием выразительных средств. Сложная связь «слово-образ-слово» в форме инструкции выражается в единстве слухового и двигательного контроля за произнесением речи. П. к. 4-го рода имеет место в профессиях сферы науки, производства и разнообразных технологий (физик-экспериментатор, фармацевт, инженер-технолог, социолог, кинокритик), специфика к-рых в психологии деловой речи: специалист сопрягает говорение с точными формулировками-высказываниями; план устных высказываний развивается в соответствии с планом письменной речи. Сложность организации восприятия, понимания, запоминания речевого сообщения зависит от структурной величины фразы что требует учета возможностей ее адекватного усвоения.П. к. 5-го рода - в профессиях, использующих жестовый тематический язык (инспектор дорожно-патрульной службы - регулировщик, дирижер, сурдопереводчик, артист мимического ансамбля, атташе): специалист использует мимические и жестовые движения в кач. самостоятельных речевых средств деятельности. Движения головы и рук выступают как знаки семантического опосредования, дополняющего вербальные высказывания, на фоне общей двигательной и эмоциональной активности человека, выполняемой напоказ. П. к. 6-го рода - в профессиях, где проявляются системы координированных восприятий и движений всего тела (жокей, артист балета, боксер, десантник, пожарный, носильщик): у человека задействованы все мышечные системы, и движения тела выступают как знак опосредования (могут быть дополнены вербальной активностью) на фоне темпераментных свойств индивида: сенситивности, реактивности, пластичности, эмоциональной возбудимости и др. П. к. 7-го рода в «публичных» профессиях, именуемых как должности руководителей высокого ранга (президент, председатель президиума, министр, консул, мировой судья, генеральный директор) - их деятельность обусловлена сложными функц. комплексами беспристрастного поведенческого реагирования. Специалист должен владеть одновр. речеголосовыми проявлениями и функц. состояниями (аффектами и эмоциями) в контексте формирования адекватного настроя, ободрения и одобрения действий подчиненных ему людей, или, наоборот, в контексте реализации критических замечаний. Необходимо демонстрировать единство аффекта и интеллекта; регулятивная направленность речевого высказывания реализуется в волеизъявлении; управление функц. состояниями др. людей осуществляется в форме приказа, распоряжения, требования, призыва, пожелания, просьбы, совета, предложения, убеждения, внушения. П. к. 8-го рода - в профессиях с преобладанием интеллекта над аффектом (инженер по управлению реактором атомной станции, врач-анастезиолог-реаниматолог, заместитель министра, инструктор-космонавт, капитан флота, вирусолог): у профессионалов высокой квалификации развиты способность длительно удерживать в памяти обширные информационные системы и базы знаний, необходимые для решения сложнейших практических (тактических и стратегических) задач, легко и быстро мысленно оперируя ими и переводя их во внеш. план действий; их отличает самостоятельность, особая критичность и гибкость ума, логичность и четкость системы руководства. Каждый род П. к. требует в процессе О. как общих, так и специфических видов профессиональной коммуникабельности. Лит.: Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. М., 1993; Климов Е. А. Как выбирать профессию, М., 1989; Культура речи в технической документации. М., 1982; Психологические механизмы формирования оценочных суждений. Саратов, 1989; Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1988; Фрадкина Р. Н. Говорящие руки: Тематический словарь жестового языка глухих России. М., 2001. В. В. Пчелинова Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|