|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева
Нарушений общения причиныПричинами существенных признаков проблем в О. человека нередко являются заболевания, расстройства личности, неблагоприятная ситуация развития и др. Примерами нарушений О. в результате неблагоприятной ситуации развития могут служить дети-«Маугли», лишенные в сенситивный период развития О. с людьми и помещенные в обычные социальные условия, так и не приобретают навыков человеческого поведения, О. Дети, оказавшиеся с момента рождения в домах ребенка и лишенные материнского О., отличаются обедненной мимикой, сниженной эмоциональностью (явление эмоциональной депривации). Особенно тяжело отрыв от семьи переживают дети первых 3 лет жизни. Дети, помещенные на длительный период уже после окончания сенситивного периода в детский дом, интернат, стационар, проявляют эффект госпитализма даже в подростковом возрасте. Они испытывают тревогу, демонстрируют депрессивные реакции, нарушения поведения, сна, раздражительность, непослушание, расстройство пищевого поведения, речевые дефекты. Др. серьезной причиной нарушения О. оказывается негармоничный тип семейного воспитания (особенно гиперсоциальный, тревожно-мнительный, эгоцентрический), нередко приводящий либо к невротическому развитию ребенка и порождающему акцентуированное поведение личности, в т. ч. и в сфере О., либо к психосоматическому заболеванию с неадекватным выражением эмоций. В большинстве случаев нарушения О. имеют вторичный характер. Они значительно уменьшаются или исчезают при коррекции осн. расстройства: умственной отсталости, невротических расстройств, дефектов речи и слуха, при обучении ребенка, находившегося ранее в условиях депривации, при коррекции образа жизни родителей и ребенка и их взаимоотношений. У детей встречается и такое отклонение психич. развития, при к-ром нарушение О. преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминирующее место в формировании его аномального развития, - это синдром раннего детского аутизма (РДА) (Kanner, 1943). РДА рассматривается не столько как результат психич. заболевания или неправильного воспитания, сколько как особый тип нарушения психич. развития, обусловленный исходной биологической дефицитарностью ребенка. Нарушения О. и социальной направленности личности могут рассматриваться и как существенные составляющие психол. синдрома шизофренического дефекта. При анализе социальной перцепции у взрослых больных шизофренией констатируют нерезко выраженный дефект адекватного восприятия и распознавания социальных признаков и эмоциональных состояний. У них снижены направленность и ориентировка на эти признаки, что, безусловно, затрудняет установление адекватных отношений с др. людьми. Коммуникативные способности и умения у них снижены и свидетельствуют о трудностях, к-рые они испытывают при решении проблем, связанных с анализом межперсональных отношений, уменьшена частота их О. При др. видах психич. заболеваниях (напр., психозах) процесс О. меняется в зависимости от состояния больного: от стремления к одиночеству и депрессии до гиперактивности во взаимодействии с окружающими людьми, отличающейся монологичностью и навязчивостью. В ряде психич. заболеваний имеет место нарушение речи. К вторичному типу нарушения О. у взрослых людей можно отнести проблемы, связанные с органическими изменениями мозга вследствие перенесенных сосудистых заболеваний (инсульта, нарушения мозгового кровообращения), инфекционных заболеваний, травм головного мозга, приводящих к нарушениям речи. При психопатиях, возникающих на фоне церебральных или нек-рых хронических соматических заболеваний, имеет место патологическое развитие личности, сопровождающееся нарушениями О. в зависимости от типа дисгармонии. Вторичные нарушения О. могут иметь место при психич. травмах и стрессах (напр., смерть близкого человека, неизлечимое заболевание, развод, горе, послеоперационные изменения внешности) и посттравматических расстройствах, сопровождающихся депрессивными состояниями, избеганием О. Эти нарушения могут уменьшаться как в результате медикаментозного лечения, так и при психотерапевтической и психол. коррекции. Лит.: Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997; Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987; Клиническая психология (специальная медицинская психология) / Под ред. Г. П. Котельникова и Г. Н. Носачева. Самара, 2005. Н. А. Русина Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|