Название: Методы современной психотерапии: Учебное пособие Автор: Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Формат: doc Язык: русский Размер: 5,40 Мб
Эта книга интересна и полезна с нескольких точек зрения. Во-первых, это первое учебное пособие отражающее многолетний опыт преподавания методов современной психотерапии отечественными специалистами. Во-вторых, впервые в отечественной практике включает подробные программы учебных курсов. В третьих, дает возможность сориентироваться и сделать осознанный выбор подхода тем, кто собирается профессионально заниматься психотерапией. В-третьих, материал в нем построен так, что помогает структурировать знания и навыки, которые отрабатываются во время занятий. В-четвертых, может быть полезно для применения психотерапевтических навыков в других сферах деятельности. Поэтому читательская аудитория книги весьма широка — студенты психологических и медицинских факультетов и слушатели факультетов переподготовки, преподаватели психотерапии и психологии, врачи и психологи, социальные работники и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ Л.М. Кроль. "За поворотом, в глубине лесного лога..." ...5 Е.А. Михайлова, Е.А. Пуртова. Хроника десятилетия: состоявшийся диалог ...6 Часть первая. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ...11 А.В. Черников. Системная семейная терапия ...13 Содержание программы ...14 Вводный курс обучения ...14 Продвинутый курс обучения ...17 Методические рекомендации ...20 Задачи обучающей программы ... 20 Формы обучения ...21 Особенности обучающей программы ...23 Примеры упражнений и используемых техник ...25 Раздаточные материалы к курсу ...37 1. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики ...37 2. Генограмма семьи ...38 3. Структурированные задания для изучения семейной истории ...43 Пример № 1 ... 46 Пример № 2 ...47 Пример № 3 ...48 Пример № 4 ...49 Пример № 5 ... 50 4. Анкета "Семейные роли" ...51 М.Р. Гинзбург. Эриксоновский гипноз ...52 Содержание программы ...53 Базовый курс. Основы эриксоновского гипноза ...53 Практика эриксоновской гипнотерапии ...55 Методические рекомендации ...59 Особенности обучающей программы ...59 Структура программы ... 62 Задачи обучающей программы ... 63 Формы обучения ...64 Пример выполнения упражнения "Сопровождение в приятном воспоминании" ...66 Раздаточные материалы к курсу ...70 1. Определения ...70 2. Различия между традиционным и эриксоновским гипнозом.. 71 3. Наблюдаемые признаки транса ...71 4. Структурные компоненты сеанса эриксоновского гипноза ...72 5. Классификация внушений ...72 6. Микродинамика транса ...73 7. Общая стратегия вызывания гипнотических феноменов с помощью импликации ...73 8. Наведение фиксацией взгляда с помощью вопросов ...75 9. Наведение левитацией руки с помощью вопросов ...75 10. Наведение самогипноза левитацией руки ...76 11. Двойная диссоциативная двойная связка ...77 Е.Л. Михайлова. Психодрама ...79 Содержание программы ...81 Первый год обучения. Введение в психодраму ...81 Второй год обучения. Психодрама и ролевые игры. Основной курс ...82 Третий год обучения. Психодрама в различных сферах психологической практики ...84 Методические рекомендации ...87 Зачем и кому учиться психодраме ...87 Ожидания и предубеждения потенциальных участников тренинга ...94 Откуда в России взялись психодраматисты ...97 Как мы начинаем ...99 Что же происходит на сессии учебной группы? ... 104 Процесс-анализ ... 110 Чем мы заканчиваем ... 113 Раздаточные материалы к курсу ... 118 1. Словарь терминов ... 118 2. Руководство по процессингу ... 124 Д.М. Демченко, Е.А. Пуртова. Юнгианская психотерапия ... 126 Содержание программы ... 127 Базовый курс. Аналитическая психология ... 127 Практика аналитической психотерапии ... 131 Методические рекомендации ... 134 Комментарий к программе ... 134 Групповой анализ сказки ... 136 Юнгианская типология личности ... 141 Раздаточные материалы к курсу юнгианской типологии ... 166 1.1. Определения ... 166 1.2. Типологическая схема для всех экстравертированных и интровертированных типов ... 167 474 1.3. Типы (общая схема) ... 168 1.4. Матрица функций ... 169 1.5. Типологический "компас" ... 170 1.6. Самость (архетип) ... 171 1.7. Формирование типа в онтогенезе (на примере чувствующего интроверта) ... 171 2.1. Соотношение психологических типов и свойственных им психических расстройств по К.Г. Юнгу ... 173 2.2. Расстройства личности (Г. Каплан, Б. Сэдок) ... 174 2.3. Соотношение психологического типа по К.Г. Юнгу и расстройства личности по DSM-III ...175 2.4. Сравнение черт характера по К.Г. Юнгу и описаний расстройств личности по DSM-III ...176 3.1. Предпочтения по И. Бриггс-Майерс и К. Бриггс ... 177 3.2. 16 типов И. Бриггс-Майерс и К. Бриггс (распределение функций) ... 178 3.3. Типы как комбинация установок ... 179 3.4. Д. Кейрси: теория четырех темпераментов ... 180 3.5. От И. Бриггс-Майерс к Д. Кейрси ... 181 3.6. Четыре темперамента по Д. Кейрси ... 181 3.7. Информационная модель сознания по К.Г. Юнгу. Соотношение юнговских типов и структурных элементов индивидуальности ... 182 3.8. Когнитивный стиль (профиль) по опроснику Дж. Сингер — М. Лумис ...183 Н.И. Голосова. Гештальт-терапия ...187 Структура программы ...189 Содержание программы ...190 Основы гештальт-терапии ...190 Теория и практика гештальт-терапии ...190 Циклы третьего года ...191 Методические рекомендации ...193 Формы обучения ...194 Задания для самостоятельной работы ...197 Методика преподавания курса ...198 Раздаточные материалы ...207 1. Руководство по обсуждению случая в группе и комментарий к нему ...209 2. Дневник участника группы ...214 Е.А. Пуртова, М.Н. Тимофеева. Введение в психоаналитическую терапию ...218 Содержание программы ...219 Методические рекомендации ...224 Что такое психоанализ ...224 Психоанализ в России ...226 Авторский подход к программе ...229 Логика содержательного построения программы ...230 Формы обучения ...238 Тренинг психоаналитических навыков ...243 Раздаточные материалы ...257 1. Схема психики и личности по З. Фрейду ...257 2. Стадии развития основных психических структур ...258 3. Схема психоаналитической диагностики по Н. Мак-Вильямс ...259 4. Структурное интервью по О. Кернбергу ...260 5. Предварительное интервью, подготавливающее к терапии ...279 6. ...Структура представления случая для супервизии ...285 Н.И. Голосова. Нейро-лингвистическое программирование ...286 Содержание программы ...287 Курс "НЛП-практик" ...287 Курс "НЛП-мастер" ...289 Методические рекомендации ...293 Раздаточные материалы к курсу "НЛП-практик" ...295 1. Что такое НЛП. Базовые предположения НЛП ...295 2. Коммуникация ...296 3. Репрезентативные системы ...297 4. Глазные ключи доступа ...299 5. Речевые ключи доступа (предикаты) ...300 6. Субмодальности ...301 7. Внешние показатели внутреннего состояния ...304 8. Позиции восприятия ...305 9. Метамодель ...306 10. Нейрологические уровни ...308 11. Спецификация результата ...309 12. Примеры упражнений ...311 Раздаточные материалы к курсу "НЛП-мастер" (цикл "Моделирование") ...313 1. Три этапа моделирования ...313 2. Пути моделирования ...315 3. Продвинутая стратегия моделирования ...317 4. Описание моделей ...318 5. Примеры упражнений ...329 Часть вторая. ОБУЧЕНИЕ МЕТОДАМ РАБОТЫ С ОТДЕЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ ...331 А.И. Каменская, А.Ф. Радченко. Современная психотерапия и лечение зависимостей ...333 Содержание программы ...334 1. Различные подходы и модели в лечении зависимостей ...334 2. Изменение ролевого поведения ...334 3. Двенадцатишаговый подход в психотерапии зависимостей... 334 Методические рекомендации ...335 Раздел 1. Различные подходы и модели в лечении зависимостей ...336 Раздел 2. Двенадцатишаговый подход в психотерапии зависимостей ...349 Раздаточные материалы к разделу 1 ...367 1. Длительные стратегии в психотерапии зависимостей (основные этапы) ...367 2. Пример текста группового транса ...368 3. Пример группового транса "Зимнее утро" ...372 Раздаточные материалы к разделу 2 ...376 1. Двенадцать шагов ...376 2. Двенадцать традиций ...377 3. Основные положения о лечебных центрах ...378 4. Цели психотерапии двенадцатишаговой ориентации ...378 5. Нейрологические уровни химической зависимости и выздоровления ...379 6. Шесть стадий выздоровления ...380 7. Факторы высокого риска срыва ... 381 8. Этапы рецидивного процесса ...381 9. Концепция работы с семьей ...382 10. Двадцать вопросов о созависимости ...383 11. Контракт ...384 12. Психосоциальная история ...384 13. Лечебный план ...385 14. Заключительный эпикриз при выписке ...386 А. Радченко. Психотерапия психосоматических заболеваний и расстройств ...387 Основные положение вводной лекции ...388 Этиологические аспекты психосоматических заболеваний ...391 Метафорическое содержание органических психосоматических заболеваний ...394 Использование притч, историй и метафор в терапии психосоматических расстройств ...397 Некоторые упражнения, используемые во вводном курсе ...398 Трансовые индукции. Пример из практики ...400 Стратегии длительного лечения психосоматического заболевания. Пример из практики ...404 Рекомендуемая литература ...417 Е. Михайлова. Работа с семейной историей ...418 Некоторые типичные терапевтические запросы ...419 Межпоколенная травма и "колесо истории" ...421 Преимущества психодраматической проработки семейной истории ...424 Некоторые методические аспекты ...427 Часть третья. ПСИХОТЕРАПИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ...435 Е.В. Безносюк, А.И. Кучинов. Современные технические аппаратные и компьютерные средства, используемые в психотерапии ...437 Приложение. Е.Л. Михайлова. О методах и терминах как поводе для иронии ...463 Словарь скептика ...464 Об авторах как тренерах ...470
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.