Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь аналитической психологии | Просмотров: 1669



     Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken) — понятия, введенные Юнгом для описания разнообразных форм умственной деятельности и различных способов, с помощью которых психическое выражает самое себя.
     «Особенно напряженный ход мыслей протекает более или менее в словесной форме, т. е. так, как если бы хотелось его высказать, преподать или убедить кого-либо в его правильности. Такой ход мыслей явно обращен вовне. В этом смысле для нас логическое мышление, протекающее в известном направлении, является действительным мышлением, т. е. мышлением, приспособленным к действительности Мы называем такое мышление также мышлением с направленной внимательностью. Оно обладает той особенностью, что вызывает утомление, почему может быть приводимо к функционированию лишь по временам есть приспособление к окружающему; частью этого приспособления является определенно-направленное мышление, которое, выражаясь биологически, представляет собой не что иное, как процесс душевной ассимиляции» (ЛМС, с. 26).
     Направленное мышление подразумевает сознательное использование языка и идей. Оно основывается и конструируется со ссылкой на реальность.
     Фантазирующее мышление, с другой стороны, использует образы в самостоятельной или тематической форме, эмоции и интуицию.
     «Почти ежедневно мы переживаем при засыпании вплетание наших фантазий в сновидения, так что между сонной мечтой во время дня и во время ночи разница не слишком велика. Мы имеем, стало быть, две формы мышления: определенно-направленное мышление и мечтание или фантазирование. Первое работает в целях общения при помощи элементов речи и является трудным и изнурительным; последнее, напротив, работает без труда, спонтанно, — воспоминаниями. [Оно] отвращается от действительности, высвобождает субъективные желания и оказывается совершенно непродуктивным, когда дело идет о приспособлении «(ЛМС, с. 33).
     Подобное мышление можно назвать метафорическим, символическим, образным. Юнг указывал на то, что фантазирующее мышление может быть осознанным, но обычно оно в своем течении бессознательное. Направленное и фантазирующее мышление можно сравнить соответственно с первичными и вторичными процессами в классическом психоанализе. Типичным выражением фантазирующего мышления являются сновидения и мифология.
Из книги Зеленского В. Словарь аналитической психологии



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мышление; Thinking; Denken
  • Леви-Брюль Л. ПЕРВОБЫТНОЕ МЫШЛЕНИЕ
  • Притча «Мышление»
  • Первичный и вторичный процессы; Primary and secondary process; Primar- und Secundarprocess
  • Мышление; thinking
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Николай Овчинников. Современные взгляды на мышление
  • Трофимова Александра Викторовна. Метод дивергентного речевого развития.
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Фантазия; Fantasy; Phantasie
  • Ориентирование; Orientation; Orientierung
  • Георгий Почепцов. «Карточный домик»: как на смену клиповому мышлению приходит сериальное
  • Дифференциация; Differentiation; Differenzierung
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Абстракция; Abstraction; Abstraktion.
  • неизвестно Вся дошкольная программа. Мышление.
  • Терентьева Н. 35 занятий для успешной подготовки к школе. Логическое мышление
  • Обсессивное мышление; obsessional thinking
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Как развить логическое мышление ребёнка в период самоизоляции?»
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Апатия; apathy
  • Егор Горд. Психология неудачника: когда все идет наперекосяк
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Тесты для определения развития ребенка. Внимание. Мышление. 2+.
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Тесты для определения развития ребенка. Внимание. Мышление. 5+.
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Тесты для определения развития ребенка. Внимание. Мышление. 3+.
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Тесты для определения развития ребенка. Внимание. Мышление. 4+.
  • Идея; Idea; Idee
  • Рациональное; Rational; Rational
  • Ильенков Э. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ
  • Образование психологических проблем и их когнитивные механизмы.
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Тесты для определения развития ребенка. Задания повышенной трудности. Внимание. Мышление. 5+
  • Как тренировать мышление
  • Шевелев К.В. Мышление на кончиках пальцев. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет
  • Бого-образ; God-image; Gottbild
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Коллективное; Collective; Kollektive
  • Аутизм, аутистичный; autism, autistic
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Пуже Ж. Мышление в одиночестве и с другим
  • Индивидуальность; Individuality; Individualist
  • Вербализация; verbalization
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Кощеева Екатерина Геннадьевна. Статья по теме «Стандартное мышление»
  • Елистратова Н. А. Использование современных методов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ для развития у детей дошкольного возраста актерских способностей и интереса к театральному искусству.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь