Глубокова Евгения Александровна. Формирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптации

Скачать: Формирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптации (презентация)"

Формирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптацииФормирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 21

Подготовлен: Глубоковой Е.А. Педагогом-психологом МДОУ д/с № 21 г. Комсомольск – на — Амуре 2015г.

В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению.

Все чаще педагоги-практики указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью — ученика.

Залогом успешного овладения ребенком школьными знаниями, прежде всего, является высокий уровень развития вербального интеллекта и мотивационная готовность к обучению в школе, принятие позиции ученика и высокий уровень произвольности психических процессов.

Единого определения понятия "готовность к школе" в детской психологии не существует до сих пор по причине многогранности, самой его сути.

Исходя из многих психологических и педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, понятием, в котором можно выделить следующую совокупность компонентов:

а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов — сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.

б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.

в) физическая готовность ребенка к обучению в школе включает: состояние здоровья, слуха, зрения; общее физическое развитие; развитие мелких групп мышц; умение выполнять основные движения: бег, прыжки и др.

Следовательно, подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

На современном этапе, с изменением целей образования актуальным в теории и практике является компетентностный подход. Целью является не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу. В дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах, но именно в этом возрасте закладывается отношение к миру, на которое будут накладываться приобретаемые в последующем знания.

В связи с этим в практику дошкольного образовательного учреждения шире стал внедряться подход, связанный с развитием ключевых компетентностей.

Дошкольное учреждение формирует начальную систему ключевых знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личную ответственность дошкольников. Иными словами ключевые компетентности определяют в дальнейшем качество подготовки к школьному обучению.

К началу обучения в школе ребенок должен обладать:

  • мотивом учения;
  • образным и вербальным мышлением;
  • предпосылками логического мышления;
  • способностью принимать учебную задачу;
  • графическими навыками;
  • произвольностью регуляции деятельности;
  • восприимчивостью к обучающей помощи.

Таким образом, подготовка выпускника детского сада рассматривается с точки зрения компетентностного подхода, где на первый план выступает формирование у дошкольников умений ориентироваться в повседневной деятельности, решать возникающие проблемы, ориентироваться в различных ситуациях, то есть быть компетентным в сфере отношений к миру, к людям, к себе.

Успешное усвоение знаний и умений, их применение в самостоятельной повседневной жизни невозможно без определенного актуального уровня психических процессов.

В рамках опытно – экспериментальной работы по развитию познавательной компетентности в сентябре 2007 года проведена диагностика готовности к обучению в школе. Результаты интеллектуальной готовности представлены в таблице.

Первичное изучение готовности к обучению в школе выявило несовершенство некоторых психических процессов у дошкольников. 60% детей имеют средний уровень развития памяти (зрительной и слуховой), 45% — средний уровень словесно-логического и вербального мышления, 58 % дошкольникам необходима помощь по развитию внимания. Практически все ребята (96%) испытывали трудности при выполнении «Графического диктанта».

На основе полученных данных, совместно с воспитателями определили направления коррекционно-развивающей работы с детьми. Весь материал был распределен по 4 блокам: интеллектуально-развивающие игры и упражнения, графические диктанты, пальчиковая гимнастика и релаксационные упражнения. Дети были разделены на 2 подгруппы, еженедельно в течение 7 месяцев с ними проводились коррекционно-развивающие занятия. Подгрупповые занятия с педагогом-психологом проводились 1 раз в неделю по 30 минут. Кроме этого с детьми требующими особого внимания была организована индивидуальная работа (1 раз в неделю по 30 минут).

Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастала. В рамках одного занятия обеспечивали чередование разных видов деятельности, «легкие» задания сменялись «сложными».

В основу нашей работы было взято пособие Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста». В дополнение мы использовали игры и упражнения для развития внимания, памяти, мышления, мелкой моторики предложенных в методической литературе: М.В. Ильиной «Тренируем внимание и память», М.М. Безруких «Ступеньки к школе», Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе», Ю.В. Останковой «Система коорекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Об эффективности проведенной работы свидетельствуют данные итоговой диагностики интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.

Анализ результатов показал, что у детей значительно повысился уровень развития слуховой и зрительной памяти, словесно-логического и вербального мышления. Дошкольники стали более внимательными, повысилась произвольность психических процессов, концентрация внимания. Ребята стали четко действовать по инструкции взрослого, самостоятельно завершать начатое и давать оценку и самооценку выполненных заданий.

Таким образом, целенаправленная психолого-педагогическая деятельность обеспечила становление у воспитанников таких важных качеств личности как самостоятельность, инициативность, произвольность, любознательность, творческое самовыражение. Все эти свойства личности обеспечивают становление познавательной компетентности и являются залогом успешной адаптации ребенка к школьной жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Болотов В.А. Компететностная модель: от идеи к образовательной программе //Перемены 2004. — №2
  2. Бавыкин В.С., Наливайко Т.Е.

Концепция формирования компетентностей учащихся основной

школы в рамках проектной деятельности — Комсомольск-на-Амуре:

Изд-во «Комсом. -н/А гос. пед. ун-та», 2005. — 50с.

3. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. Изд. 2-е – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 288с.

4. Концепция содержания непрерывного образования /дошкольное и начальное звено/ — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. -32с.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: 2002.

6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии 2004. — №5

12. Петровская Л.А. Компетентность в общении. — М., 1989.

13. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений /Под ред. Т.И. Ерофеевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: издательский центр «Академия», 2000. -344с.

ISBN 5-7695-0513-3

14. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования // Народное образование 2003. — №2. С. 58-64.

Просмотров: 978
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Алчинова Екатерина Леонидовна. Круглый стол «Мотивационная готовность – как один из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе»
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Шадрина Светлана Александровна. Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе — залог успешной адаптации»
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Вера Дворникова. Подготовка ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания к обучению в общеобразовательной школе
  • Юлия Бурыхина. Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
  • Шемет Елена Александровна. Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе»
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Иванова Елена Александровна. Трудности при подготовке ребенка к обучению в школе.
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Козлова Евгения Викторовна. Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
  • Тихонова Ольга Ивановна. Конспект домашнего занятия родителей с детьми подготовительных к школе групп. Авторская разработка на тему: Формирование личностной готовности детей к школе. Тема занятия: «Скоро в школу!».
  • Ольга Торощина. Исследовательский проект психологическая готовность детей к обучению в школе
  • Марина Павлович. Родительское собрание на тему 'Психологическая готовность детей к обучению в школе'
  • Кирсанова Наталья Викторовна. Физическая подготовленность как компонент готовности к обучению в школе.
  • Тимофеева Ангелина Николаевна. Развивающие игры, как средство формирования мотивационной готовности будущих первоклассников. Взаимодействие с родителями, как залог успешной адаптации дошкольников к обучению в школе.
  • Балушкина Наталья Александровна. Формирование мотивационной готовности к школе детей с ЗПР как одно из направлений деятельности учителя-дефектолога ДОО
  • Курбанова Сабина Азиз кызы Нарцызова Наталья Николаевна. Формирование готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет.
  • Иванова Юлия Вячеславовна. «Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе и факторы ее определяющие»
  • Ведерникова Юлия Васильевна. Готовность к обучению в школе
  • Гладкова Мария Евгеньевна. Моделирование программы народных игр, направленной на формирование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению
  • Шиморянова Елена Николаевна. Готовность ребенка к школе.
  • Ольга Фёдоровна Могилецкая. Готовность ребёнка к обучению в школе
  • Барышенская Ольга Вячеславовна. Коммуникативная компетенция как основной фактор готовности к обучению в школе
  • Зоя Егина. Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)
  • Медведева Юлия Игоревна. Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе.
  • Мишкуц Наталия Николаевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие образной речи ребенка как важнейшие условие качественной подготовки к школе»
  • Ситдикова Лала Бариевна. Педагогическая статья из опыта работы: «Пути формирования произвольности поведения на этапе перехода к школьному обучению».
  • Курочкина Галина Валентиновна. Формирование и развитие психических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь