|
Тест «Автопортрет»Категория: Психодиагностика, Психодиагностика, Для детского сада, Для психолога в школе | Просмотров: 7363
Название: Тест «Автопортрет»
Формат: HTML Язык: Русский Тест «Автопортрет»В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.) и эмоциональный (самоотношение, самооценка и т.д.). Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках Я-концепции, адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению.
В то же время важнейший вопрос о том, как человек формирует то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему остается все еще малоизученной проблемой. Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности служит тест «Автопортрет». Тест адаптирован Р. Бернсом (США), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, — пишет Р. Бернс, — но вы не можете сделать это на работе. Все это отразится в вашем рисунке». Инструкция: Нарисуйте самого себя в полный рост. Интерпретация №1 Элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете, трактуются следующим образом. Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности. Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии. Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии. Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении. Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром. Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки — физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности. Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног. Интерпретация №2 (интегративно-оценочная) При анализе рисунка выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом: 1. Эстетическое изображение. Как правило, выполняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей. 2. Схематическое изображение выполнено в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению. 3. Реалистическое изображение выполнено с более тщательными подробностями, т.е. с прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю. 4. Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде какого-либо предмета (например, чайника, или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т.д.). Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора. 5. Автопортрет в интерьере. Изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д. К такому виду изображения склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение. 6. Эмоциональный автопортрет. Человек отражает себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисункам. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п. 7. Изображение позы или движения. Человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т.п. 8. Изображение автопортрета со спины. Вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции (например, экспериментатору и т.д.) либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения. Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала. Способы обработки данного места могут быть самыми различными — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией. Для обработки этого теста предлагается специальная схема (см. ниже), которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения. На основании схемы обработки возможно сравнение индивидуальных и групповых данных выполнения теста, а также сопоставление полученных данных по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.). Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида: 1) перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт (по К. Юнгу); 2) органический рисунок — изображение на фоне живой природы, в окружении растений, животных — мыслительный интроверт; 3) гаптический рисунок — изображение себя в некоем состоянии (часто в состоянии болезни — «болит зуб», «болит голова» и т.д.) — сенсорный интроверт; 4) эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне — сенсорный экстраверт; 5) декоративный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт; 6) ритмический рисунок — изображение, в котором подчеркивается движение, т.е. изображение движущегося человека, идущего, бегущего по лестнице — интуитивный экстраверт; 7) структурный рисунок — изображение себя как есть (голова, руки, ноги и т.д.), может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост — интуитивный интроверт. Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|