|
Диагностика индивидуально-психологических особенностей ребенкаКатегория: По направлениям » Для детского сада | Просмотров: 3925
Название: Диагностика индивидуально-психологических особенностей ребенка
Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Индивидуально-психологические особенности ребенка
Индивидуальное своеобразие ребенка проявляется достаточно рано. Уже младенцы отличаются по уровню активности, преобладанию положительных и отрицательных эмоций. Индивидуальность составляют прежде всего способности и темперамент. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность деятельности и легкость ее освоения. Многообразие видов деятельности дошкольника выступает условием проявления и развития соответствующих способностей. Об их зарождении говорят в первую очередь предпочтения какой-либо деятельности остальным, т.е. склонности. В дошкольном возрасте формируются интеллектуальные, художественные, практические способности. Темперамент характеризует динамическую сторону протекания деятельности человека и сказывается в психической активности и эмоциональности. Различия в темпераменте — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Различают четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик. Физиологической основой типа темперамента выступают особенности свойств высшей нервной деятельности, таких процессов, как возбуждение и торможение. В дошкольном возрасте эти свойства только начинают созревать и поэтому проявляются и как общие, характерные для всех детей особенности, например слабость нервных процессов, их неуравновешенность, и как специфические свойства каждого типа. Диагностика индивидуально-психологических особенностей ребенка Изучение черт темперамента Проведение исследования. Проводят наблюдения за ребенком 3—7 лет в разных видах деятельности. Обработка данных. Анализ результатов проводят по схеме, выделяя выраженность черт темперамента: способность к длительному выполнению трудной, малоинтересной деятельности, без снижения интенсивности и продуктивности; работоспособность; сосредоточенность и устойчивость внимания; быстрота формирования и разрушения навыков; быстрота освоения и легкость подчинения правилам поведения; сдержанность в поступках, проявлениях эмоций и желаний; поведение в значимых ситуациях (быстрота и эмоциональная окрашенность речи, мимика и пантомимика); реакции на новую обстановку, ситуацию, людей и предметы; подчинение режиму дня; особенности перехода от сна к бодрствованию, от бодрствования ко сну; преобладающие эмоции (положительные или отрицательные) и характер их протекания (бурно или спокойно); преобладающее настроение: бодрое, жизнерадостное, спокойное, раздражительное, возбуждающее или подавленное, его устойчивость; ранимость; тревожность и мнительность; наличие страхов. Данные соотносят с характеристикой типов темперамента. Сангвиник. Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлении к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события. Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может долго находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, доста- Учим ребенка искать различные свойства предметов На рисунках в каждом ряду необходимо найти предмет, фигуру, отличающуюся от других. Попроси^ ребенка объяснить, чем отличается предмет или фигура Могут быть использованы следующие упражнения: Среди нескольких игрушек или предметов предложите ребенку отыскать предмет, отличающийся от других. Попросите ребенка объяснить, чем отличается Учим ребенка сравнивать предметы. Предлагаемые ниже упражнения учат сравнивать предметы между собой, искать черты сходства и отличия. Кроме того, они способствуют концентрации внимания, что также потребуется от ребенка, когда он пойдет в школу. а) Найди 5 отличий в следующих картинках: Чем отличаются две птички? Чем отличаются две чашки. б) В этом задании необходимо не только найти 5 отличий в лицах, но и дать общее отличие, г есть оценить эмоциональное состояние владельце] этих масок: что испытывают, чувствуют, добрые ил; сердитые. Учим ребенка классифицировать предметы, то есть находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы. Задания: 1) Что нарисовано? 2) Назови каждый предмет в ряду. 3) Какие общие признаки объединяют предметы i ряду? 4) Назови предметы в ряду одним словом. а) посуда б) игрушки в) цветы г) фрукты д) мебель е) школьные принадлежности ж) овощи Игру с ребенком можно построить и следующий образом: в приложении (с. 81—83) даны картинки, на которых изображены мак, дуб, гвоздика, роза, береза, голубь, ель, воробей, василек, синица. Перед началом игры зти карточки следует выстричь, Задание ребенку: разложить эти карточки на 3 группы: отдельно — цветы, отдельно — птицы, отдельно — деревья. Еще одно приложение (с. 85—87) содержит картинки следующих предметов: мяч, ранец, пальто, тетрадка, пенал, кукла, ручка, мишка, шапка,: пирамидка, книга, куртка. Перед началом работы' выстригите и эти карточки. Ребенку предлагается.' схожее задание: разложить карточки с изображением предметов на 3 группы: учебные принадлежности, одежда, игрушки. Задание ребенку можно дать иначе: «Перед тобой лежат карточки с изображением предметов. Посмотри на них внимательно и назови каждый из предметов, На какие группы ты бы мог распределить эти предметы?» Предложите ребенку самостоятельно распределить карточки с предметами на группы. Обязательно проверьте правильность проведенной классификации. Для игры и занятий с ребенком можно использовать лото для изучения иностранных языков, которое продается в детских магазинах. Игру можно построить аналогичным способом. Учить ребенка можно не только по картинкам. Необходимо знакомить ребенка с такими понятиями, как страна, сторона света и др. Задания даются следующим образом: перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом. Задания: а) суп, каша, гуляш, кисель; б) курица, гусь, утка, индейка; в) Австрия, Германия, Индия, Россия; г) лошадь, корова, овца, свинья; д) волк, лиса, медведь, заяц; е) капуста, картофель, лук, свекла; яс) пальто, шарф, куртка, костюм; з) туфли, сапоги, кроссовки, босоножки; и) шапка, кепка, тюбетейка, берет; к) липа, береза, ель, сосна; л) запад, восток, север, юг; м) зеленый, синий, красный, желтый; н) шар, куб, ромб, квадрат; о) телевизор, утюг, пылесос, холодильник; п) автомобиль, трактор, трамвай, автобус. Игра «Что лишнее?» Игра позволяет не только находить общие и различные свойства предметов, но и объединять предметы в группы по какому-либо основному, существенному признаку, проводить классификацию. Для занятий можно использовать приведенные ниже 'задания. Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы: 1) Что лишнее? 2) Почему? Назови отличительный признак. 3) Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета? Игра «Домино» Для развития умения находить общие и различные признаки предметов можно использовать домино. Ребенку дается следующая инструкция: в каждом ряду укажи картинку, отличающуюся от остальных Игра «Я знаю...» Для развития интеллектуальных способностей детей можно использовать различные игры, в TON числе и на улице с использованием мяча. К нил относится игра «Я знаю...», которая учит ребенка классифицировать, обобщать. И если в предыдущих теоретических заданиях мы просили ребенка общим словом назвать нарисованные или перечне ленные предметы, то в данной игре ему предлагается общее название, понятие, для которого нужно назвать слова более частные, к нему относящиеся Например, просим ребенка назвать 5 имен мальчиков. При этом, называя имена, ребенок должен одной рукой бить мяч об землю. Слова ребенка: Я знаю пять имен мальчиков: Саша — раз, Миша — два, Сережа — три, Алеша — четыре, Денис — пять. Для игры рекомендуем использовать следующие общие понятия: имена девочек, названия деревьев страны, города, реки, фрукты, овощи, ягоды, про дукты, одежда, мебель и др. Если игра организована для нескольких детей то дети, делающие ошибки, выбывают. Цветоразличение и восприятие величины предмете* можно формировать при игре с различными пирамидами, работе с конструктором. Задание предлагается, например, такое: а) собрать последовательно сужающуюся кверху пирамиду; б) собрать фигуру по соответствующему эталону цветовому или формо-цветовому (это может быт] 2-1629 Задание № 2. На картинках изображены луковицы. Покажите картинку, где луковицы посажены позже других. Задание № 3. На картинках перед вами морковь. На какой изображена морковь, посаженная раньше других? Задание № 4. Из четырех предложенных картинок с изображением репы выберите ту, на которой изображена репа, посаженная позже других. Необходимо начинать формирование умения видеть себя в определенных временных рамках. Знакомим ребенка с категориями до, после, потом, сейчас. Ребенку предъявляется какой-либо простой предмет, например камушек, кусочек дерева, карандаш и т. д. Вопрос: «Опиши его свойства. Как он попал сюда? Что с ним было раньше?. Что с ним будет потом?» Можно усложнить упражнение, дать более сложный предмет (например, чашка, книга и др.). Затем можно поговорить о каких-либо исторических фактах (жизненный путь самого ребенка с момента рождения до школы, после начала учебы и т. д.). Очень важно, чтобы ребенок на картинках, иллюстрациях в детских книгах умел устанавливать последовательность событий. Что было сначала, что произошло потом? На приведенных далее рисунках попросите ребенка показать, какая из картинок будет первой, какая второй, третьей и четвертой. Попросите составить рассказ. Это задание способствует и развитию речи ребенка. Игра «Цвета» Предлагаем ребенку за 1 минуту назвать 5 npeдметов определенного цвета (синего, красного, желтое! зеленого, коричневого, черного и т. д.). Повторять предметы не разрешается. В детском саду воспитатель может организован игру сразу с группой ребят. Тот из ребят, кто не сможет за 1 минуту припомнить пять предмету названного цвета, выходит из игры, а победители дается право стать ведущим и предложить цвет для поиска предметов. Игра «Кто наблюдательнее?» Эта игра предполагает развитие восприятия формы у ребенка. Просим за 1 минуту назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные и т. д.). Повторять предметы не разрешается. Воспитатель детского сада может организовать игру с группой ребят. Каждый ребенок будет по очереди называть предметы названной формы, поэтому будет названо много предметов той или иной формы, что будет способствовать развитию каждого ребенка. Детей в старшем дошкольном возрасте уже нужно знакомить с отношениями между предметами я понятиями, например типа род-вид. Можно заготовить вопросы, сталкивающие родовой (деревья, кустарники, цветы, рыбы, птицы) и видовой признаки предметов (березы, дубы, клены; шиповник, смородина, малина; василек, ландыш, ромашка; окунь, щука, плотва; воробей, ворона, голубь). Вопросы строить следующим образом: "Чего в лесу больше: деревьев или берез?" "Чего в поле больше: цветов или васильков?" "Чего в саду больше: кустарников или кустов смородины?" "Чего в реке больше: рыбы или плотвы?" В результате таких упражнении дети должны четко усвоить, что представители вида- входят в пределы рода. Что понятие «род» всегда шире, объемнее понятия «вид». Каждый ребенок должен также понять, что все представители какого-либо рода имеют общие, присущие только ему признаки, именно по этому признаку или признакам и происходит объединение. Упражнение на изучение родо-видовых отношений можно проводить в виде игры с мячом. Эта игра может называться: «Рыбы — птицы — звери», или «Ягоды — цветы — деревья», или иначе, все зависит от выбранной ведущим темы игры. Воспитатель или кто-то из родителей, занимающихся с ребенком, бросая ему мяч, произносит одно из слов (рыба, птица, зверь, ягода, дерево, цветок). Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие к родовому. Например: рыба — карп, птица — воробей, зверь — лисица; цветок — василек, ягода — малина, дерево — береза. Аналогичным образом можно провести игры Одежда — мебель — посуда», «Овощи — фрукты — ягоды» и т. д. Ребенок дошкольного возраста с помощью старших Должен познакомиться и с противоположными по значению понятиями. должен уже четко представлять, что противоположным по значению для слова «день» является слово «ночь», для слова «светло» — «темно». Мы предлагаем в качестве упражнений подобрать пары слов противоположных по значению следующим понятиям: кислый — ? грустный - белый — ? большой — ? храбрый — ? высокий — ? черный — ? верх — ? конец — ? глупый — ? светло — ? забывать — ? старт — ? хороший — ? веселый — ? широкий — ? покупать — ? узкий — ? начало — ? финиш — ? плохой — ? день — ? помнить — ? продавать — ? Дети дошкольного возраста должны учиться понимать количественные и качественные соотношения предметов. С помощью родителей, воспитателей они должны обязательно познакомиться с такими категориями, как меньше и больше, выше и ниже, ближе и дальше, короче, длиннее. Для формирования этих понятий можно порекомендовать следующие варианты упражнений. 1) Найди картинку с самым маленьким деревом: 2) Найди картинку с самым высоким мальчиком: 3) Укажи картинку с самой большой кучей песка: 4) Покажи картинку с самым низким забором: 5) Покажи на картинке мяч средней величины: Какие мячи больше указанного? Какие меньше? 6) На какой из картинок одна из птиц летит ниже других? Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|