Подготовка исследования. Для проведения исследования необходим стимульный материал (14 сюжетных картинок размером 8,5> 50%);
б) средний уровень тревожности (20% < ИТ < 50%);
в) низкий уровень тревожности (0% < ИТ < 20%).
Качественный анализ. Каждый ответ ребенка анализируется отдельно.
Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной ситуации (и подобной ей). Особенно проективным значением обладают рисунки: 4 (одевание), 6 (укладывание) и 14 (еда).
Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирование), 11 (уборка игрушек), с большой вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок (игра с младшими детьми, объект агрессии, игра со старшими детьми, агрессивное нападение, изоляция). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый (ребенок и мать с младенцем, выговор, игнорирование, ребенок с родителями), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия (одевание, укладывание спать в одиночестве, умывание, собирание игрушек, еда в одиночестве).
Однако существует ряд сложностей, которые необходимо учитывать и устранять при работе с данным тестом:
1. Данный тест выявляет не личную тревожность, а ситуативную тревогу детей.
2. Дети с нарушениями восприятия мимики (реальной и рисуночной) не отражают в тесте тревогу, с ними требуется проводить дополнительное исследование.
3. Дети с личной тревожностью требуют объяснения причин отсутствия лица на рисунке.
4. Некоторые дети делают выбор, не анализируя ситуацию на картинке, а учитывая пространственное соотношение (какое ближе, чередование и т.д.).
В связи с этими трудностями предлагается применять на практике следующую модификацию данного теста, состоящую из 2-х частей.
Первая часть - предварительная диагностика - заключается в том, что мы узнаем адекватность восприятии ребенком психических состояний других. Если мы не сомневаемся в адекватности восприятия ребенком психических состояний, то можно предварительную диагностику не проводить.
Инструкция: На картинке - девочки и мальчики смотрят в окошки. Раскрась грустные окошки (где грустное лицо) синим карандашом, а веселые окошки (где веселое лицо) — желтым карандашом (приложение 7).
При анализе данного задания учитывается адекватность рисунка и цвета, которые использует ребенок. Если у ребенка нарушено восприятие мимики лица, то прежде, чем предлагать тест «тревожности», необходимо провести обучение, например, с помощью психогимнастики.
Вторая часть — непосредственно сама диагностика тревожности описана выше.