|
Захарова А.И. , модификация Панфиловой М.А. Тест «Страхи в домиках».Категория: По направлениям » Для детского сада | Просмотров: 5339
Название: Захарова А.И. , модификация Панфиловой М.А. Тест «Страхи в домиках».
Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Богатая эмоциональная палитра дошкольника с одной стороны обеспечивает более адекватное эмоциональное поведение ребенка. Но с другой, она же может стать причиной деформации эмоциональной сферы ребенка. Деформация эмоциональной сферы или так называемое эмоциональное неблагополучие - это отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий.
Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого. Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов). Причины детских страхов очень разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Одной из причин может быть оценка взрослого. Нельзя стыдить ребенка за переживаемый страх. Ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страх, который не только не исчезает, но в таком случае даже усиливается. Ребенок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др. В работе А. И. Захарова «Психотерапия неврозов у детей и подростков» в 1982 году были предложены возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и годам). Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов. При использовании теста А. И. Захарова «Страхи в домиках» могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на поставлен- ный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься...? Постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» Безусловно, физиологические и другие реакции подсказывают диагносту о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опытному профессионалу. В практике встречаются дети, которые могут при перечислении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» - говорят они. Поэтому в процессе диагностики важно отследить истинное количество страхов. Рассмотрим возрастные особенности проявления страхов: 8 месяцев - боязнь незнакомых людей. После 1 года - страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины. 1,5 года - беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов. 2 года - страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов. Младший дошкольный возраст - страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства. Старший дошкольный возраст - страх смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, страх пожара, страх нападения, страх войны. У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием и сказочных персонажей. Младший школьный возраст — страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления). Подростковый возраст — страх смерти родителей, страх войны. Подготовка исследования. Для диагностики страхов в дошкольном возрасте нам необходимы рисунки двух домиков (красного и черного) и протокол. Проведение исследования. Тест проводится с одним ребенком или с группой детей. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ — выбросить или потерять. (Тем самым психолог несколько успокаивает актуализированные страхи.) Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами. Инструкция. «В красный и черный дом надо расселить страхи. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком —нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай в каком домике этот страх будет жить». В протоколе фиксируется в какой дом (красный или черный) поселит ребенок тот или иной страх, а также свободные высказывания ребенка по отношению к тому или иному страху (если они есть). Образец протокола к методике «Страхи в домиках» № п/п Страхи Красный домик Черный домик Примечания 1 когда остаешься дома один 2 нападения, бандитов 3 заболеть, заразиться 4 умереть 5 того, что умрут твои родители 6 каких-то людей 7 маму или папу 8 того, что они тебя накажут 9 Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ (у школьников добавляются страхи невидимок, скелетов. Черной руки и Пиковой Дамы (страхи сказочных персонажей) 10 опоздать в детский сад 11 перед тем, как заснуть 12 страшных снов 13 темноты 14 волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных) 15 машин, поездов, самолетов (страхи транспорта) 16 бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии) 17 когда очень высоко (страх высоты) 18 когда очень глубоко (страх глубины) 19 Я в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства) 20 воды 21 огня 22 пожара 23 воины 24 больших улиц, площадей 25 врачей (кроме зубных) 26 крови (когда идет кровь) 27 уколов 28 боли (когда больно) 29 неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ СТРАХОВ (ПО А. И. ЗАХАРОВУ) Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту) Возраст Число страхов Возраст Число страхов мальчики Девочки мальчики девочки 3 9 1 9 1 10 4 1 9 10 7 10 5 8 11 11 8 11 6 9 11 12 7 8 7 дошк. 9 '12 13 8 9 7 (шк.) 6 9 14 6 9 8 6 9 15 6 7 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|