|
Положение о работе школьного психологаКатегория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 2574
Название: Положение о работе школьного психолога
Формат: HTML Язык: Русский Школьный психолог в своей работе руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательством Российской Федерации, нормативными документами Министерства образования РФ и региональных департаментов образования, Положением о психологической службе образования; опирается на Международную конвенцию о правах ребёнка, принятую Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. в защиту прав детей, на выживание, развитие, активное участие в жизни общества, и условия жизни, достойные человека. Согласно конвенции, решения, затрагивающие здоровье, благополучие, достоинство детей, должны приниматься исходя, прежде всего, из интересов ребёнка.
1. Цели: обеспечение психического и психологического здоровья учащихся; содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, педагогических работников и других участников воспитательного процесса; содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков, необходимых для получения профессии, достижения успеха в жизни; оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности. 2. Задачи: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения; создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения; реализация возможностей, резервов развития каждого возраста, содействующих личностному росту и раскрытию творческого потенциала учащихся; оказание своевременной психологической помощи и поддержки учащимся, их родителям, педагогам; психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения; формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию; содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в классных коллективах; профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся; участие совместно с педагогическим коллективом в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования; содействие в обеспечении деятельности педагогических работников научно-методическими материалами и разработками в области психологии. 3. Функции Психолог: 1) планирует, ведёт и анализирует психологическую работу с учащимися; 2) принимает участие в профилактике и организации адаптационного периода к школьному обучению: диагностирует готовность детей к школьному обучению; консультирует родителей будущих первоклассников; наблюдает и диагностирует первоклассников в период адаптации; консультирует родителей первоклассников, педагогов в период адаптации; проводит коррекционные занятия с детьми, находящимися в состоянии дезадаптации; 3) принимает участие в профилактике и организации адаптационного периода пятиклассников: диагностирует готовность обучающихся начального звена к переходу в среднее звено школы; наблюдает и диагностирует пятиклассников в период адаптации; консультирует родителей пятиклассников, педагогов в период адаптации; проводит коррекционные занятия с учащимися, находящимися в состоянии дезадаптации; 4) принимает участие в профилактике и организации адаптационного периода при переходе учащихся в старшее звено школы и в профильные классы: наблюдает и диагностирует старшеклассников в период адаптации; консультирует учащихся, их родителей, педагогов в период адаптации; проводит тренинговые занятия по гармонизации отношений в коллективе; 5) содействует созданию благоприятного психологического климата в классных коллективах и педагогическом коллективе; 6) проводит психодиагностику с целью изучения интеллектуальных, личностных, межличностных и эмоциональных особенностей учащихся: наблюдает и исследует нервно-психическое развитие детей в соответствии с возрастными показателями; совершенствует подбор методик по диагностике познавательных способностей, индивидуальных особенностей, эмоциональной сферы, межличностных отношений; 7) осуществляет коррекционно-развивающую работу в интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах, по приобретению умений и навыков общения: проводит занятия по интеллектуальному развитию; проводит занятия по развитию социальных и коммуникативных навыков; проводит занятия по самопознанию и развитию индивидуальных и творческих способностей учащихся; проводит занятия по коррекции отклонений в эмоциональной сфере; осуществляет коррекционную работу совместно с логопедом, соц. педагогом, мед. персоналом; 8) проводит работу по профессиональному самоопределению учащихся: выявляет уровень профессиональной готовности учащихся; проводит диагностику профессиональных интересов, склонностей, профессионального типа учащихся; проводит развивающие занятия по профессиональному самоопределению учащихся; проводит консультационную и просветительскую работу по профессиональной ориентации учащихся; 9) оказывает консультативную помощь учащимся, их родителям, педагогам в вопросах развития, воспитания и обучения, консультирует администрацию и педагогов по вопросам психологического блока; 10) помогает педагогам в обеспечении личностно-ориентированной модели во взаимодействии с учащимися в условиях модернизации образования; 11) проводит психолого-педагогическое просвещение среди родителей учащихся и педагогов: выступает на родительских собраниях с соответствующей информацией и тематикой; консультирует родителей; участвует в пед. консилиумах, пед. советах; проводит семинары по психологической тематике; проводит методические учёбы с педагогами, психологами района, города; участвует в районных, городских, республиканских конференциях; 12) проводит углублённое психологическое обследование учащихся, направленных на ПМПК; 13) проводит работу с детьми, склонными к дивиантному поведению, совместно с соц. педагогом; 14) является участником школьного совета профилактики; 15) готовит и проводит психологические занятия с элементами тренинга, тестирование педагогов и родителей учащихся; 16) ведёт необходимую документацию (журналы консультаций, протоколы обследований, списки, характеристики и др.), проходит повышение квалификации; 17) хранит профессиональную тайну, не распространяет сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и др. видах работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или др. аспекта коррекционно-развивающей работы и может нанести ущерб ребёнку или его окружению. 4. Права Психолог в своей деятельности имеет право: самостоятельно определять приоритетное направление работы с учётом конкретных условий региона, учебного учреждения; самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очерёдности проведения различных видов деятельности; требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования, руководителей учебно-воспитательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам и задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств; знакомиться с необходимой документацией; обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения; участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работ, оценки их эффективности; проводить групповые, индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей; вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путём лекций, выступлений и др.; иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией; обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам защиты прав и интересов детей. 5. Ответственность Психолог: несёт профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемой диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций; несёт ответственность за сохранение протоколов обследований, документации, оформление их в установленном порядке. 6. Документация Психолог должен иметь: перспективные планы работы на год, месяц, отражающие основные идеи и задачи психологической работы; заключения по протоколам обследований и диагностики учащихся; план развития кабинета; анализ работы психолога; журнал консультаций учащихся, их родителей, педагогов; журнал учёта групповой и индивидуальной работы с учащимися; график работы, график консультаций. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|