Некий философ сказал суфийскому мудрецу:
- Вы всегда должны по-разному обращаться с крестьянином или, скажем, с солдатом или купцом.
Суфий возразил:
- Люди ведут себя одинаково, если вы обращаетесь с ними одинаково.
Суфий послал богача жить в лачуге, крестьянина с визитом к своему другу, жившему во дворце, а солдата в общество друзей богатого купца.
Все они пришли в уныние в новом окружении, и все послали мудрецу письма, в которых говорили:
- Мы хотели заниматься под Вашим руководством, но находим себя разочарованными и не продвигаемся в наших занятиях.
Тогда суфий показал философу эти письма и заметил:
- Я не могу найти разницы в поведении этих трех совершенно разных людей, находящихся в необычных условиях.
Он послал им письмо, в котором говорил:
- Я хотел испытать вашу решимость, будете ли вы преуспевать, если вас поместить в неожиданные для вас условия.
Позднее все трое встретились в доме суфия, и сошлись на том, что суфий, не сумев повлиять на них некоторым образом, пытался потом объяснить свое поведение так, чтобы произвести на них впечатление.
Философ, приглашенный к суфию после испытания этих трех человек, сказал:
- Я признаю, что все они вели себя одинаковым образом. Но, демонстрируя это мне, вы нарушили ваши собственные принципы обучения: ибо вы предпочли победу в споре тому, что ваши люди называют истинным обучением. Из-за вас эти три человека не доверяют всем суфиям, и, следовательно, вы поместили их вне сферы вашего учения.
Суфий сказал:
- Наоборот, это вы не заметили, что изначально я выбрал кандидатов, которые совершенно неспособны к высшему пониманию. Следовательно, не могло быть никакой потери возможностей.
Однако философ настаивал.
- Если вы работаете с людьми, которые не имеют никаких перспектив, вы, без сомнения, нарушили другой принцип вашей школы. Это, напомню, есть ваше утверждение, что "Все, что делает суфий, непосредственно связано с высшей целью.
Суфий сказал:
- Вы опять ошибаетесь, потому что выбираете ваши собственные объяснения, предпочитая игнорировать действие Учения. Мне придется объяснить. Эта демонстрация, при условии, что ее урокам учатся, дает возможность другим учиться и избегать подобных ошибок. Это существенная часть высшей цели. Слова сами по себе бесполезны; то, что слова могут сделать - прямо противоположно бесполезности.