Однажды король сказал своему советнику:
- Правильное мышление опирается на исследование альтернатив. Скажи мне, что лучше: увеличить знание моих подданных или дать им больше еды? И то и другое будет для них полезно. Суфий ответил:
- Ваше величество, нет смысла давать знание тем, кто не способен его воспринять, точно так же, как давать пищу тем, кто не сможет понять ваших побуждений. Поэтому неправильно говорить, что "то и другое будет для них полезно". Если они не смогут переварить пищу или подумают, что вы даете ее только для того, чтобы подкупить их, или что они могли бы получить больше, - вы не добьетесь своей цели. Если они не смогут понять, что вы даете им знание, или не смогут узнать - знание это или нет, или даже не поймут, почему вы даете его им, - знание окажется для них бесполезным. Поэтому ответить на ваш вопрос сразу нельзя, его нужно разбирать по частям. Прежде всего, примите во внимание такое соображение: "Самый полезный человек - бесполезен, самый бесполезный - ценен".
- Я тебя не понимаю, приведи пример, - сказал король.
Тогда суфий позвал главу афганских дервишей, и тот явился во дворец.
- Если бы ты мог сделать все по-своему, то чему следовало бы произойти в Кабуле? - спросил он руководителя дервишей.
Глава дервишей, который знал внутреннюю связь событий, ответил:
- Здесь в Кабуле есть торговец, который мог бы, если бы он знал об этом, осчастливить себя, принеся пользу всему государству, и послужить Пути, и для этого он должен только отдать фунт вишен одному нуждающемуся человеку.
Король, весьма взволнованный услышанным, ибо суфии обычно не открывают таких вещей, воскликнул:
- Приведите этого торговца, и мы его заставим это сделать!
Но суфий жестами остановил его.
- Нет, - сказал суфий, - он должен сделать это по доброй воле и не иначе.
Тогда, переодевшись в обычные одежды, чтобы не смутить торговца и не повлиять на его решение, король и суфии отправились на базар. Оставшись без своего тюрбана, глава суфиев теперь ничем не отличался от других горожан.
- Я возьму на себя роль посредника, - прошептал он своим спутникам, когда они подходили к прилавку с фруктами.
И вот суфий приблизился к торговцу, и, поздоровавшись с ним, сказал: "Я знаю одного бедного человека. Не пожертвуешь ли ты ему фунт вишен?".
Торговец громко захохотал:
- Да, видывал я всяких хитрецов, но впервые встречаю человека, который вымаливает вишни, как подаяние.
- Теперь вы понимаете, что я имел в виду? - обратился советник к королю. - Самый полезный человек только что сделал самое полезное предложение, но он отказался совершенно бесполезным тому, кто мог бы воспользоваться этим предложением.
- Но что означает "самый бесполезный человек ценен?".
Оба дервиша поклонились ему и попросили следовать за ними.
Подойдя к реке Кабул, суфии вдруг схватили короля и бросили его в воду. Король не умел плавать и, наглотавшись воды, стал тонуть. Тут на помощь бросился известный всему городу нищий и помешанный по прозвищу Кака Диван - Безумный Дядя, который всегда бродил по улицам. Он подхватил короля и вытащил его на берег. Другие горожане, более сильные, видели короля в воде, но не сдвинулись с места.
Когда король пришел в себя, оба дервиша в один голос сказали:
- Самый бесполезный человек ценен. Так король вернулся к своему старому традиционному обычаю помогать в меру своих возможностей тем, кого признавал наиболее заслуживающим этой помощи, шла ли речь об образовании или о чем-нибудь другом.