Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 863

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб; народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад; Народ, который думает на 100 лет вперёд – выращивает молодое поколение.

Возможно, именно поэтому, заглядывая в далекое будущее и, учитывая недочеты прошлого и вместе с ними общественные и технические изменения нашего времени, в последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения, которые коснулись и дошкольного блока. Главная задача образования на текущем историческом этапе – это раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире. Решить эту задачу средствами традиционного подхода, при котором ребенок остаётся объектом обучения, невозможно.

В Новом Законе об образовании четко прописано, что дошкольное образование вошло в стандарт общего, т.е. должно быть обязательным, доступным, качественным. Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками.

Стандарт – это основа любого образования. Главное требование к стандарту - не навредить! Прежде всего, он должен учитывать и поддерживать разнообразие детства, способствовать развитию ребенка, учитывать его индивидуальность и сохранять уникальность детства.

В 2014 году на съезде психологов образования России А.Г. Асмолов говорил о том, что любой жизненный путь ребенка - это отклонение альтернатив и выбор наиболее оптимальных условий развития. Поэтому крайне важно создать такие условия, которые способствовали бы развитию всех задатков каждого ребенка. При этом немаловажно, чтобы сохранялось самоценность детства. Приоритетом должны быть не подготовка дошкольника к школе и жизни, а полноценное проживание периода детства!

Действительно, ведь в XX веке сложилась странная негласная ситуация развития человека, когда:

в детском саду ребенка готовили к школе;
в школе школьника готовили к профессиональному обучению;
в ВУЗе студента ориентировали на будущую успешную профессиональную деятельность;
в профессиональной деятельности специалист готовился достойно уйти на пенсию, а уж потом, на пенсии, человек стремился достойно встретить конец жизни.

«Детство - как подготовка к смерти! Это в корне неверно. Не ребенок должен готовиться к школе, а сама школа должна быть готова к ребенку» - вот ключевой момент современного подхода к пониманию парадигмы дошкольного образования по мнению А.Г. Асмолова.

Не секрет, что современные дети живут в новом информационном пространстве. Теперь не только взрослый является для них транслятором новых знаний, но и Интернет способствует процессу самовоспитания, саморазвития и самопознания. Ребенок каждый день делает самостоятельные открытия. Все это меняет роль взрослых в жизни подрастающих детей. И как бы не хотели педагоги, как говориться, повернуть время вспять – это уже невозможно. Равнозначно, как и невозможно родителям делегировать воспитание ребенка полностью образовательным учреждениям. Ничего у них не получится!

Роль семьи на современном этапе только возрастает. Внутренний эмоциональный отклик ребенка на слова родителей решает многие задачи воспитания и образования. От его интенсивности зависит, что и как закрепит детское сознание из того, чему мы учим. Знания и жизненные ценности принимаются ребенком постепенно, когда он подражает родителям – самым главным взрослым в его жизни, заслужившим его любовь и уважение. А закрепление ценностей и знаний происходит в образовательном учреждении, под направляющим вниманием педагогов и косвенным влиянием других детей.

Ведь какие бы не совершались реформы в образовании, как и сотни лет назад, в образовательно-воспитательном процессе встречаются взрослый и ребенок. Какой будет результат у этой встречи, зависит в большей степени от мастерства и гибкости взрослого, от его умения адаптировать свои знания под потребности конкретного ребенка. Без дополнительных вариативных образовательных программ современному детскому саду уже не обойтись.

Изменяется отношение и к мониторингу: ребенка должны ценить, а не оценивать. Должна быть особая диагностика, которая не отбирает детей, а задает зону ближайшего развития (Л. Выготский), используется, чтобы составить индивидуальные (парциальные) программы развития, в которых основная задача - сохранить ребенка, как вездесущего Почемучку.

Второй немаловажный момент - в понимании того, что, чтобы дети сохранили желание учиться должны быть учителя, которые хотят их учить. Поэтому изменения надо начинать не с обучения программам, стандартам и методам, а с личности педагогов, отдающих себе отчет в том, что обновленная система образования направлена на развитие у детей способности к управлению своим поведением и деятельностью. Именно такой педагогический подход предполагает, что его основным результатом станет именно развитие ребенка, а не механическое формирование у него, пусть и важных, знаний, умений и навыков.

Автор материала: Сыпкова Светлана Павловна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тарануха Ольга Сергеевна. «Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»
  • Козлова Евгения Викторовна. Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
  • Твердохлебова Наталья Валерьевна. Ключ успеха дошкольного образования: родителям об образовательных стандартах
  • Данилова Ольга Анатольевна. Непрерывное образование современного педагога дошкольного образования: механизм реализации
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Егорова Елизавета Владимировна. Современные подходы к формированию предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста в детском саду.
  • Айбатова Гульфия Файзрахмановна. «Подготовка дошкольников к школе».
  • Кашкарёва Татьяна Павловна. СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Пикулева Елена Васильевна. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Цветкова Евгения Владимировна. Взаимодействие с семьей как необходимое условие качественного дошкольного образования ребенка.
  • Зотова Лариса Анатольевна. Консультация для родителей «Игры для подготовки к школе детей 5 – 7 лет»
  • Вера Дворникова. Подготовка ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания к обучению в общеобразовательной школе
  • Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
  • Банникова Елена Григорьевна. Работа с родителями на современном этапе развития ДОУ.
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Масару Ибука. Раннее воспитание и развитие ребенка
  • Хузина Венера Радиковна. Консультация для родителей «Готовьте ребенка к школе»
  • Елена Казанова. Ликбез для родителей: готов ли ребенок к школе в 6, 5 лет?
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Клюкина Елена Ивановна. Сказка о правах и обязанностях
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Шалепина Светлана Владимировна. Методическая помощь воспитателям в создании условий для игровой деятельности на дошкольном этапе образования.
  • Е. А. Бажина, Е. В. Грохотова. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Яна Горбунова. Родительское собрание для родителей будущих первоклассников
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Исаева Ольга Сергеевна. Нестандартный стандарт
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Дзюба Татьяна Александровна. Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
  • Ильинская Диана Витальевна. Презентация «Современные здоровьесберегающие технологии»
  • Елфимова Наталья Владимировна. Проблемы дошкольного образования. Каким оно должно быть?
  • Михачик Наталья Валентиновна. Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника
  • Исаева Ольга Сергеевна. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Елена Николаевна Саванина. Развитие творческих способностей детей
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Доржиева Анжелика Александровна. Программа по обучению грамоте «АБВГДЕйка» (5-7 лет)
  • Кистярева Татьяна Евгеньевна. Проблемы современного ребенка.
  • Иващенко Ольга Олеговна. Дошкольник. Какой он?
  • Прохорова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики рук посредствам техники «Канзаши»
  • Мухина Алина Александровна. Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию компетенций управленческих кадров в системе дошкольного обра
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Даренская Татьяна Владимировна. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой технологии Кюизенера
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Курышова Наталия Николаевна. Доклад по теме : «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, на современном этапе образования»
  • Смирнова Ольга Сергеевна. «Подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению»
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь