Педагогический совет «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива»

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1286

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


«Благоприятный морально-психологический климат в коллективе – основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Цель: формирование оптимального психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития личности педагога.

Задачи:

Проанализировать состояние психологического климата в педагогическом коллективе;
Выявить личностные и профессиональные качества, значимые для педагога;
Определить пути формирования благоприятного психологического климата в коллективе, содействовать сплочению коллектива.

План проведения педсовета:

I. Теоретическая часть.

1) Индивидуальность педагога.

2) Основные составляющие понятия «Психологический климат коллектива». Признаки благоприятного психологического климата. Роль психологического климата в коллективе в развитии личности педагога.

3) Личностные и профессиональные качества педагога и их влияние на педагогическую деятельность.

II. Практическая часть

4) Упражнение по группам «Школа»
5) Упражнение «Групповой рисунок по кругу»
6) Рекомендации «Создание благоприятного психологического климата в коллективе»
6) «11 способов ладить с людьми», «Искусство быть счастливым»

III. Подведение итогов, рефлексия.

Ход пед. совета:

I. Теоретическая часть.

1. Индивидуальность в профессиональной деятельности, по мнению А.К. Марковой, - это самое позднее новообразование в профессиональной сфере человека, взаимодействие развития личности и субъекта профессиональной деятельности. Она указывает, что становлению индивидуальности способствует приобретение человеком специальных психических качеств, знаний и умений, а также самоопределение способности к индивидуальному саморазвитию. "Индивидуальность складывается в результате уникального индивидуально неповторимого сочетания обстоятельств жизни человека, в которых он реализует и развивает свои возможности и способности".

Творческая индивидуальность педагога характеризуется тем, что в силу индивидуальных особенностей его развития (научного склада мышления, творческого отношения к делу, стремления к самореализации и др.) профессиональная деятельность такого педагога отличается от работы его коллег поисками новых оригинальных подходов и средств.

Потребность в индивидуальности педагога особенно остро стоит в современном обществе, т.к от того насколько педагог может проявить себя, реализоваться в профессии зависит его психологическое самочувствие и результативность труда. Поэтому в общеобразовательных учреждениях необходимо создавать благоприятные психологические условия, в которых он мог бы реализовать свою личность. А благоприятный психологический климат зависит, прежде всего, от уровня сплоченности педагогического коллектива.

2. Коллектив – это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели. Психологический климат обычно определяется как психологический настрой в коллективе или как устойчивый эмоциональный настрой — в нём соединяются настроения членов коллектива, их переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям. Социально-психологический климат коллектива - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными личностными и профессиональными качествами. Для формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов коллектива, сколько эффект их сочетания.

Признаки благоприятного психологического климата:

- бодрость и уверенность в своей жизни;
- ощущение собственного достоинства;
- позитивность развития личности в коллективе;
- защищенность личности в коллективе;
- гордость за свой коллектив.

3. Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности.

Профессионально значимые личностные качества – это характеристики умственной, нравственной и эмоционально-волевой сторон личности, влияющие на продуктивность профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль. Нельзя упускать из поля зрения не только доминирующие, но и негативные качества, учитывая, то влияние, которое они оказывают на профессионально-педагогическую деятельность педагога.

Ф. Н. Гоноболин (отечественный психолог в области психологии личности учителя) дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

способность делать учебный материал доступным;
творчество в работе;
педагогически-волевое влияние на учащихся;
способность организовать коллектив учащихся;
интерес и любовь к детям;
содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
педагогический такт;
способность связать учебный предмет с жизнью;
наблюдательность;
педагогическая требовательность.

Личностные особенности членов коллектива:

личное мнение, настроение и поведение
мотивы взаимных предпочтений;
Темперамент и характер;
Эмоциональное состояние.

II. Практическая работа

Цель: достичь хороших межличностных отношений в коллективе; раскрытие творческого внутреннего потенциала педагогов.
Задачи:
- формирование в коллективе эмоционально позитивной атмосферы;
- раскрытие творческого потенциала педагога;
- активизация и укрепление доверия педагога к самому себе, развитие его индивидуальности, расширение самосознания.
- развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии;
- развитие средств эффективного общения педагога с коллегами по работе;

Упражнение «Школа»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Процедура проведения: участники делятся на 2-4 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценной школой. Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этой школе – учителем, ребенком, директором; а может быть дверью, стеной, окном, партой, стулом, доской, указкой, мебелью, шторкой и др.? Выбор за Вами. Но не забывайте, что Вы должны быть полноценной и функциональной школой. В течение 3 минут постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Рефлексия: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «школе»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Каждая часть «школы» важна и нужна в ней, каждая несет свою определенную функцию, без которой школа не может быть полноценной.

Упражнение «Групповой рисунок по кругу»

Всем участникам выдается один лист-ватман и карандаши (фломастеры, маркеры). Задача — задумав картину (любой образ), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу справа. Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом. Задача — дорисовать один элемент и передать соседу справа. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность получившихся картин и привлекательность. Упражнение позволяет развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в целостном действии развивает сплоченность коллектива.

Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе:

Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, ученикам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких.
Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека.
Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием.
Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться.
Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели.
Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению.
Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.

Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?

Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.

Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.

Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.

Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.

Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.

Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.

Регулярно делайте физические упражнения. Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие.

Учитесь методам расслабления. Желательно под наблюдением специалистов.

Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.

Советы психолога

Относительно работы

Не работайте тяжелее, а работайте умнее.
Умейте отказаться вежливо, но убедительно.
Создайте на своем рабочем месте как можно более комфортные условия труда.

Относительно самого себя и своей жизни

Будьте эгоистом хотя бы иногда. Почему-то учителя всегда всем что-то должны.
Организуйте себе свой День эгоиста.
Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.
Составьте расписание неотложных дел после работы.

Относительно мира вокруг

Долой негатив из нашей головы! Можно просто пожелать нашим учителям постоянной и победоносной борьбы со всеми черными мыслями и с любым негативом.
Перестаньте контролировать всех и вся вокруг! Контролировать можно только одного человека — самого себя.

Относительно проведения хорошего урока

Предлагаю рецепт приготовления хорошего урока. Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции: мудрости; терпения, храбрости; работоспособности; оптимизма; преданности своему делу; вольнодумия и свободомыслия, доброты; отдыха и заботы о здоровье; доброго юмора; такта; веры в каждого ученика. Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

II. Вывод

Каждый педагог - это личность. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специ-альности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Микроклимат коллектива оказывает очень большое влияние на все сферы деятельности. Результаты показали, что в целом климат в коллективе благоприятный. Большинство считают атмосферу в коллективе доброжелательной и комфортной, но некоторые считают климат неустойчивым. Поэтому я считаю, что необходимо корректировать обстановку в коллективе через занятия с элементами тренинга, упражнения на сплочение коллектива, индивидуальные и групповые консультации, создание памяток и буклетов.

Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Автор материала: Журавлева Марина Юрьевна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Макарова Ирина Петровна. Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива «Мы разные, но мы вместе!»
  • Петрова Оксана Васильевна. Создание благоприятного психологического климата в коллективе МДОУ
  • Соболева Ольга Альбертовна. «Психологическая разгрузка для педагогов»
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Бережнова Нина Станиславовна. Психолог - морально-психологический климат в коллективе
  • Раиса Кочкина. «Портфолио группы как эффективное средство взаимодействия с родителями и детьми»
  • Салмина Ольга Григорьевна Михальченко Екатерина Дмитриевна. Настенный лепбук «Наши эмоции и чувства»
  • Антропова Ирина Евгеньевна Гильмазитдинова Наталья Николаевна. Деловая игра для педагогов «Лучше всех» (по речевому развитию воспитанников)
  • В. М. Волченко Е. Н. Полухина. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса
  • Филипова Елена Владимировна. Профессиональные качества педагога. Словарь педагогических терминов и определений
  • Бытотова Алёна Николаевна. Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Клобукова Олеся Владимировна. «Преемственность в работе педагогического коллектива как условие формирования эмоционально – психологического комфорта детей в ДОУ».
  • Влияние стиля руководства на психологический климат в организации
  • Смолина Ольга Юрьевна. Конспект «Тренинг на сплочение детского коллектива «Путешествие на планету дружба».
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Исаева Ольга Сергеевна. Технологии, используемые в работе с педагогическим коллективом.
  • Татьяна Юрьевна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна. Формирование социально значимых качеств личности воспитанника средствами театральной деятельности
  • Исаева Ирина Юрьевна. Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»
  • Азизова Гульнар Ильдаровна. Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания «Я ль на свете всех милее…»
  • Аханькова Елена Александровна. Консультация «Взаимодействие педагога и семьи дошкольника»
  • Командин Евгений Николаевич. Конспект психологического занятия с элементами тренинга Тема: «Внутренний мир педагога»
  • Лариса Золотина. Интеграция здоровьесберегающих технологии и творческого развития на занятиях ИЗО» (из опыта работы)
  • Негода Елена Анатольевна. «Организация работы с молодыми кадрами в условиях современного образовательного учреждения».
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Журавлева Марина Юрьевна. Занятие по созданию дружеской атмосферы - Девчонки + Мальчишки
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Чуйкина Татьяна Михайловна. Консультация для воспитателей «Составляющие имиджа современного педагога»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Развитие творческого мышления в начальной школе
  • Арбузова Виолетта Генриховна. Эссе. Быть воспитателем.
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Эссе школьного психолога «Я – учитель»
  • Сухинина Татьяна Викторовна. Видеопрезентация проекта «Разноцветное лето!» (отчёт по плану работы на летний период педагога-психолога)
  • Татьяна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Раздел третий. Личностные особенности для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Психологическое здоровье младших школьников
  • Черепова Ирина Викторовна. Сценарий юбилея детского сада «Нам 1 год!» с использованием информационно-коммуникационных технологий
  • Положение о работе школьного психолога
  • Иванова Татьяна (Г. Новокузнецк). Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования «Знатоки ФГОС»
  • Кузяшина Светлана Петровна. Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности
  • Формирование отношения к здоровью как к ценности. Факторы, влияющие на здоровьесбережение на уроке
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Психолого-педагогическое сопровождение, необходимое условие обеспечения успешности учебного и воспитательного процесса
  • Зорина Валентина Ивановна. Эссе на тему: «Такт педагога в преодолении педагогических конфликтов с детьми»
  • Калиниченко Вера Георгиевна. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в современных условиях
  • Программа «Психология общения» для учащихся. 4 КЛАССЫ
  • ирина донскова. Развитие эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи
  • Психолог - профориентация школьника, выбор профессии



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь