Великого учителя, знавшего путь к мудрости, посетила группа искателей.
Они застали его во дворе в окружении учеников, в самом разгаре веселого пиршества.
Кто-то из посетителей сказал:
- Как отвратительно! Так не ведут себя, каков бы ни был повод.
Другие сказали:
- А нам это кажется превосходным! Такое учение нам нравится, и мы не прочь присоединиться к нему.
Другие говорили:
- Тут что-то не так. Нужно хорошенько разобраться в этом странном явлении.
Остальные говорили между собой:
- Возможно, все это и не лишено мудрости, но нужно ли выяснять это - вот в чем вопрос!
Всех этих людей учитель отослал прочь.
И эти люди в беседах, а также в писаниях распространяли свои мнения об увиденном. Даже те, кто прямо не упоминал об этом, переживали увиденное столь остро, что их чувства выплескивались в их разговорах и даже в поступках.
Прошло время, и некоторые члены этой группы вновь проделали тот же путь. Они навестили учителя.
Еще от ворот было заметно, как он и его ученики благопристойно сидят во дворе, глубоко погруженные в созерцание.
- Вот это другое дело, - сказали некоторые из посетителей, - видно он внял нашим речам.
- Потрясающе! - сказали другие, - в прошлый раз он, конечно же, только испытывал нас.
- Слишком все это уныло, - сказали третьи, - постные-то лица мы могли бы найти и в другом месте.
Подобным образом выражалось еще много различных мнений, и вслух, и молча.
Мудрец, когда миновало время, отведенное для размышлений, удалил всех посетителей.
Прошло много времени, и вот лишь некоторые из тех людей снова пришли к мудрецу, чтобы он растолковал им обе пережитые ими ситуации.
Они остановились у ворот и заглянули во двор. Учитель сидел один, не пируя и не медитируя. Его прежних учеников нигде не было видно.
- Я уже распустил своих учеников, так как задача выполнена, и сейчас вы можете услышать всю историю целиком, - сказал он.
- Когда вы пришли сюда в первый раз, у меня была группа слишком серьезных учеников. Я применял исправительные меры. Когда вы пришли во второй раз, они слишком развеселились, и я опять занимался исправлением.
Если человек работает, он не всегда объясняет свои действия случайным посетителям, какими бы заинтересованными они себя ни мнили. Если действие находится в стадии развития, значение имеет только правильное выполнение самого действия. При этом внешняя оценка не так уж и важна. То, что люди могут вообразить о чем-то, больше характеризует их самих, чем саму ситуацию.