Особенности формирования жизненных компетенций у учащихся 1 класса с глубоким нарушением зрения в условиях школы-интерната

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1306

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской общеобразовательной, в том числе и для коррекционной школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Младший школьный возраст характеризуется тем, что ребенок переходит от игры к учению как кардинальному способу усвоения человеческого опыта, который выражается в различных научных знаниях, что способствует духовно-физической эволюции самого ребенка. Дети данного возраста подражательны, усваивают нормы поведения через примеры и наблюдения, тем самым происходит начало формирования жизненных компетенций.

И.С. Сергеев и В.И. Блинов определяют жизненную компетентность как многоуровневую категорию, которая формируется на протяжении всей деятельности человека, начиная с семьи, взаимоотношений с окружающими, проходит этапы социализации, приобретает жизненный опыт, осваивает ценностные ориентиры, профессиональные навыки, благодаря воспитанию, образованию, профессиональной деятельности, находясь под постоянным воздействием информации [4].

Жизненная компетентность проявляется или наблюдается в действиях, которые индивид совершает в определенных условиях, в процессе развития и воспитания.
Овладение необходимым уровнем жизненных компетенций учащимися 1 класса с глубоким нарушением зрения может рассматриваться как одно из необходимых условий их интегрированного обучения:

– отражать социальную востребованность и подготовленность к участию в повседневной жизни;
– быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
– задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
– задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
– быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве межпредметных элементов содержания образования;
– соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
– представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Проблемы овладения средствами общения детей с нарушениями зрения изучаются с позиций их социальной адаптации и широко представлены в материалах исследований Г.В. Григорьевой, В.П. Гудониса, В.З. Денискиной, В.П. Ермакова, М.И. Земцовой, А.И. Зотова, Г.В. Никулиной, В.А. Феоктистовой и др.

В исследованиях И.Г. Корниловой, В.А. Кручинина, P.A. Курбанова, Е.П. Синевой, Л.И. Солнцевой и др. авторы отмечают, что для успешной адаптации в обществе важнейшими качествами являются способность к установлению социальных контактов, адекватному восприятию и пониманию партнеров по общению, владение способам самоподачи, облегчающими понимание со стороны окружающих. Эти проблемы призваны решать школы III-IV вида для детей с нарушением зрения.

Школа-интернат № 39 г. Новосибирска представляет собой специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для детей с нарушением зрения. Основные цели:

1. Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

2. Становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

– обеспечить доступность получения качественного образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами;
– повысить требования к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и осуществить соответствующее необходимое усиление воспитательного потенциала школы,
– обеспечить индивидуализированное психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося,
– формировать образовательный базис, основанный не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, создавать необходимые условия для ее самореализации;
– обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие всех его участников, единство учебной, коррекционной и внеурочной деятельности;
– осуществлять социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональную ориентацию обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов;
– сохранять и укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье обучающихся, обеспечивать их безопасность.

Ежегодно в сентябре начальная школа пополняется новыми учениками. Учитывая мнение учителя-дефектолога и психолога, большинство детей поступающих в первый класс, имеют низкий уровень представлений о форме, цвете, величине предметов, пространственных отношениях. В сравнении с обычными возрастными особенностями, у детей с нарушением зрения в условиях спонтанного познания предметного мира (т.е. отсутствия специальной поддержки в дошкольном возрасте) сформирован значительно меньший объем и низкое качество представлений предметного мира. Представления об окружающем мире и социальной жизни гораздо беднее, чем у нормально видящих сверстников. Многие дети совсем дизориентированны в малом и большом пространстве, самообслуживание чаще всего на низком уровне. Некоторые дети не готовы как морально, так и социально входить в школьную жизнь.

Дети 1 класса с нарушением зрения, особенно с глубокими, нуждаются в психолого-педагогической помощи со стороны педагогов с целью формирования жизненных компетенций, являющихся необходимым условием оптимальной социализации личности.

Мы придерживаемся мнения В.З. Денискиной, Т.А. Дорофеевой, Л.И. Плаксиной, В.А. Феоктистовой, что в начальных классах школ-интернатов для незрячих и слабовидящих детей целесообразно продолжать работу по развитию средств общения, социально-перцептивной компетентности.

Под социально-перцептивной компетентностью понимается определенный уровень сформированности опыта межличностного познания, включающий в себя знание закономерностей социальной перцепции и освоенности способов адекватного восприятия, оценки и личностного развития [2].

Большая работа ложится на педагогов школы, которые благодаря своему опыту, умению, терпению, тесному сотрудничеству и взаимодействию помогают каждому первокласснику расширить их мировосприятие, способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть помогают им адаптироваться в социуме.
В условиях школы-интерната организация свободного времени детей с глубоким нарушением зрения имеет свои особенности. Во второй половине дня со стороны педагогов-дефектологов осуществляется коррекционная работа по следующим направлениям:

1. Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия.
2. Развитие мимики и пантомимики.
3. Формирование пространственной и социально-бытовой ориентировки.
4. Коррекция недостатков развития личностной и эмоционально-волевой сферы.
5. Развитие навыков общения и межличностного взаимодействия.

Все коррекционные курсы подчинены единой конечной цели – формирование жизненных компетенций, которые позволят выпускникам школы-интерната успешно интегрироваться в обществе здоровых людей.

Этот процесс достаточно сложный и объемный. Жизненно-важные компетенции не могут быть решены средствами одного учебного года, даже если формулировать их поэлементно, через формирование и развитие отдельных элементов той или иной компетенции. В этом они близки с традиционными воспитательными и развивающими задачами обучения. Поэтому цели и задачи формирования жизненных компетенций мы соотносим с целями общеобразовательной программы школы и конкретизируем по возрастным группам и классам.

Успешность формирования жизненных компетенций у наших учеников говорит то, что многие выпускники школы-интерната получают среднее специальное и высшее образование, есть среди них педагоги, медицинские работники, юристы, музыканты и т.п. В настоящее время семь выпускников успешно работают в школе-интернате для детей с нарушением зрения.

Список литературы.

1. Воспитание слабовидящего ребенка в семье: сборник статей / под ред. В.П. Ермакова, А.А. Щегловой. – М.: ВОС, 1986.
2. Коновалова М.Д. Развитие социально-перцептивной компетентности подростков с нарушением зрения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2005.
3. Петрова Г.Г., Богдашкина Л.П. Помоги своему ребёнку. – Новосибирск, 2001.
4. Сергеев И.С., Блинов В.И. Методы и формы компетентностного обучения [Электронный ресурс] http://www.myshared.ru/slide/56544/#.
5. Солнцева Л.И., Денискина В.З. Психология воспитания детей нарушением зрения. – М.: Налоговый вестник, 2004.

Автор материала воспитатель 1 класса школы-интерната, для детей с нарушением зрения: Денщикова Елена Баштаевна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Кузнецова Галина Геннадьевна. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
  • Кузнецова Светлана Александровна. Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Кузнецова Светлана Александровна. Презентация 'Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи'
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Олеся Блац. Статья 'Развитие творческих способностей дошкольников с нарушением зрения с помощью современных техник рукоделия'
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Кузнецова Светлана Александровна. Социализация детей с нарушением зрения в современном мире
  • Карасева Ирина Леонидовна Караборина Ирина Анатольевна. Основные направления социализации детей с нарушением зрения в условиях ДОУ
  • Зосим Светлана Леонидовна. Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию.
  • Флаасс Д.С. Коновалова Е.Ф.. Опыт работы по развитию пространственной ориентировки у незрячих детей дошкольного возраста в условиях комбинированной группы с привлечением тьютора
  • Краснова Виктория Степановна. Cтатья «Особенности детей с нарушением зрения»
  • Кузнецова Светлана Александровна. Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Особенности формирования словаря у детей с нарушением зрения
  • Ольга Капорина. Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения в условиях специального учреждения.
  • Рикунова Лариса Петровна. Консультация для родителей детей старших групп с нарушением зрения. Тема: «Умственные и речевые предпосылки успешного овладения математическими представлениями детей с нарушением зрения».
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Шибаршина Татьяна Александровна. Работа с родителями по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с частичной потерей зрения через развивающие игры
  • Булатова Елена Владимировна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности коррекционной направленности с детьми средней группы с нарушением зрения Тема:«Парк отдыха»
  • Марина Николаевна Ильина. Роль коррекционно-педагогической среды в организации физического воспитания детей с нарушениями зрения
  • Колосова Наталья Алексеевна. Развитие мелкой моторики рук у Детей со зрительной Депривацией посредством оригами.
  • Елена Рябоконь. Социальная адаптация детей с нарушением зрения 'Развивая - играем'
  • Никишина Людмила Гаджиевна. Консультация для педагогов 'Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке'.
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Гордеева Татьяна Анатольевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЭМП ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «МАША И МЕДВЕДЬ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ)
  • Абрамова Татьяна Леонидовна. Игровое пособие «Радужная мозаика»
  • Маркова Евгения Вячеславовна.. Совместная деятельность по познавательному развитию для детей с нарушением зрения «Тайна чернил» в подготовительной к школе группе.
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Стрелкова Н. В., Соснина Е.В.. Конспект дидактической игры для детей с нарушением зрения в средней группе «Веселые рыбки»
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Хлыстова Серафима Валентиновна. Консультация для родителей 'Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях'
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Уразбахтина Юлия Сергеевна. Формирование сэнсорных эталонов у детей раннего возраста с нарушением зрения.
  • Виктория Васильевна Искра. Программа развития коррекционной школы для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностям здоровья VIII вида.
  • Шанцуева Ирина Михайловна. Развитие ручной умелости детей с нарушение зрения. Дидактическая игра «Накорми рыбок»
  • Макеева Марина Олеговна. Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения
  • Мостовая Елена Геннадьевна. Конспект организованной образовательной деятельности (коррекционное интегрированное занятие) по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и ОНР (III) по теме «Дикие животные средней по
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Белякова Елена Николаевна. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
  • Пилипенко Олеся. Оптимизация двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Шибаршина Татьяна Александровна. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЧАСТИЧНОЙ ПОТЕРЕЙ ЗРЕНИЯ.
  • Бочкарева Ирина Валерьевна. Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса в детском доме.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь