|
Критерии готовности к школе или как подготовить ребенка к школьному обучениюКатегория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1036
Название: Критерии готовности к школе или как подготовить ребенка к школьному обучению
Формат: HTML Язык: Русский Проблема подготовки детей к школьному обучению, является актуальной темой в современном мире – рост информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки, наряду с ухудшением здоровья детей и ростом школьных проблем.
Овладение общеучебными умениями – считать, читать, писать – в дошкольном возрасте однозначно не свидетельствует о его психологической готовности к школьному обучению, а их отсутствие у начинающего школьника о психологической не готовности к обучению. Важнее наличие у ребенка «психологического фундамента», на котором будут формироваться навыки чтения, письма, счета. Начало школьного обучения это новый и важный этап в жизни ребенка. Детям в это время необходимо много сил ведь они попадают в новые социальные условия, новый коллектив сверстников, изменяется их ведущая деятельность (учеба, а не игра). На детей ложатся большие нагрузки – физические, интеллектуальные, эмоциональные. Этот новый этап в жизни ребенка иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности, сопровождается существенным повышением требований, прежде всего к познавательной деятельности ребенка, которая является основой психического развития в целом. Эту основу необходимо закладывать уже на предыдущей степени, дошкольной, обучения. Для успешного обучения ребенка в школе необходимо закладывать «психологический фундамент», на котором будут формироваться общеучебные умения – чтение, письмо, счет. Т.е. формировать предпосылки овладения учебной деятельностью. Готовность к школьному обучению является сложным образованием и предполагает многокомпонентное образование. Таким образом, развивать ребенка нужно в следующих направлениях: интеллектуальное и личностное развитие. «Параметры готовности к школьному обучению» 1. Интеллектуальное развитие, являющееся основой успешного обучения, овладения школьными знаниями. Включает в себя: развитие мыслительной деятельности, формирование умственных операций (наглядно-образное мышление, словесно-логическое, мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстрагирование…); развитие дифференцированного восприятия (выделение сходных и различных элементов различных объектов, т.е. осуществлять зрительный анализ); развитие зрительно-двигательных координаций (согласованность действий «рука-глаз», «глаз видит – рука делает»); развитие произвольности (т.е. с помощью волевого усилия) психических процессов - произвольного внимания и памяти; формирование умения различать пространственные отношения между объектами (во избежание в будущем «зеркального» письма, неправильного написания букв и цифр, некоторых орфографических ошибок, трудностей при обучении счету); развитие мелкой моторики (для формирования двигательного навыка письма); формирование умения анализировать и копи ровать образец; развитие речи (фонетико-фонематическое развитие речи, накопление словарного запаса, совершенствование грамматического строй речи, использования обобщающих слов, сложно подчиненных предложений, пересказ сказок, умение вести диалог, составить рассказа по картинкам); речь выполняет такие функции –общение, регуляция деятельности – словами планирует свои действия; формирование умения осуществлять звуковой анализ и синтез (выделять и различать звуки). 2. Личностное развитие. Личностная готовность включает в себя: - формирование внутренней позиции (социальной позиции школьника) ребенка, т.е.: выполнение требования учителя, умение работать по словесной инструкции; формирование умения идентифицировать себя с классом (реагировать, когда нет личного общения), выделять общую задачу, строить внутренний план умственных действий; формирование умения контролировать свое поведение (произвольное поведение), подчинять свои действия определенным тре бованиям; развитие коммуникативных навыков (умение найти друзей среди сверстников, поддерживать дружеские взаимоотношения, решать конфликтные ситуации мирным путем, участвовать в коллективных формах деятельности; по отношению к учителю проявление уважения, умение устанавливать контакты на уроке и вне его, т.е. осуществлять эффективное взаимодействие). - формирование учебно-познавательной мотивации (желание идти в школу, учиться, интерес к приобретению знаний, к школьной деятельности), положительное эмоциональное отношение к школе и обучению в целом. «Как подготовить ребенка к школе» 1. Интеллектуальное развитие. Развивать мыслительную деятельность. Развитию мыслительной деятельности способствуют вся деятельность, в которой участвует дошкольник: рисование, лепка, конструирование, различные игры и общение и др. Необходимо учить ребенка рассуждать, объяснять, находить отличия предметов, сравнивать предметы (находить сходства и отличия), выделять существен ные признаки предметов, обобщать и классифицировать предметы, исключать лишние предметы, учить находить причинно-следственные связи, умозаключать по аналогии, анализировать ситуации осведомлять ребенка о различных явлениях. Для этого используйте: - устные, речевые игры (загадки др.); - настольные игры (лото, найти четвертый лишний, аналогии…); - письменные задания (графические узоры, специальные рабочие тетради…); - игрушки (конструкторы, плоскостное конструирование, «сложи квадрат», логические блоки Дьенеша, кубик рубик…) Развивать произвольную память, внимание. Запоминание должно быть осмысленным, т.е. память нужно развивать, соединяя с мышлением – сначала осмыслить материал, выделить главное, найти закономерности, проанализировать и обобщить информацию, а после запомнить. Для развития памяти и внимания используйте: - специально-организованные игры; - специальные рабочие тетради. Развивать пространственные отношения между объектами. Используйте: - письменные задания (рабочие тетради); - обучайте в повседневной жизни ориентирам в пространстве. Развивать мелкую моторику, зрительно-двигательные координации, умение анализировать и копировать образец. Необходимо: - учить раскрашивать и рисовать; - срисовывать с образца; - работать с пластилином; - играть мелким конструктором; - использовать рабочие тетради (учить штриховать, перерисовывать и переписывать, глядя на образец). Развивать речь. Функции речи: общение, регуляция деятельности (словами планирует свои действия), также речь способствует развитию словесно-логического мышления. Используйте: - устные игры со словами («Назови слова на букву …», «Найди ошибку в слове» - взрослый говорит фразы с ошибками в некоторых словах, ребенок должен их узнать и исправить); - проговаривайте скороговорки; - обогащайте словарь ребенка; - пересказывайте сказки; - учите вести диалог; - обучайте умению составлять рассказ по картинкам. 2. Личностное развитие. Учите контролировать свое поведение (произвольность поведения). Произвольность поведения развивается с применением: - письменных заданий, требующие произвольности психических процессов; - игр с правилами, требующие произвольности поведения для соблюдения правил игры (сюжетно-ролевые игры, настольные игры, подвижные игры, любые игры в которых есть правила). Развивать коммуникативные навыки. Обучайте навыкам эффективного общения: - проводите беседы; - рассказывайте ребенку, как следует общаться с разными людьми в различных ситуациях, как решать конфликтные вопросы; - разбирайте ситуации из личного опыта ребенка; - читайте сказки, рассказы, смотрите мультфильмы, обсуждая различные ситуации общения и взаимодействия. Особое внимание необходимо уделить функциональной готовности ребенка к школе («школьная зрелость») – это возрастное, биологическое развитие. Ребенок должен быть здоровым и выносливым, чтобы выдержать требования си стематического обучения в школе, нагрузку во время урока. Список литературы: М.М.Безруких: Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.Н.Ильина: Подготовка детей к школе: развивающие тесты и упражнения. Н.П.Локалова, Д.П.Локалова: Готовимся к школе. 60 занятий по психическому развитию дошкольников. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста под редакцией Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. Н.И.Гуткина: Психологическая готовность к школе. Автор материала: Чванова Юлия Ивановна Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|