Жил в давние времена человек, который хотел обрести Силу. То ли для того, чтобы оберегать своих близких, или самого себя – неизвестно теперь, но тогда испытывал он эту потребность столь сильно, что полагал стремление к данной Силе присущим своему духу. Долго ходил человек по свету в поисках сначала не столько самой Силы, а в поисках того, кто помог бы ему её обрести. Многих, как ему казалось, знающих людей спрашивал странник о предмете своих исканий, но не получал толкового ответа.
Однажды на лесной тропе он встретил старого монаха. Надеясь, что старости обычно присуща и мудрость, человек обратился к нему с просьбой помочь ему в поисках. Монах выслушал странника и повел за собой. Долгим и трудным был их путь; наконец они оказались у подножья огромной горы, вершина которой была скрыта туманом, и казалось, восходила в небеса. Монах сказал, что, находящийся на вершине этой горы Человек обладает такой Силой. Тогда странник решил, что именно тот Человек на вершине сможет ему помочь этой Силой овладеть. Монах был слишком стар, чтобы сопровождать путника, поэтому пришлось полагаться на себя самого. Он тут же ринулся вверх в надежде, что сумеет достичь вершины и увидеть того Человека. Но вскоре выяснилось, что чем выше, тем труднее становится путь. Он лез и лез, но всё круче и непреодолимее становились скалы, и ухватиться было уже не за что. Тогда желание человека обрести Силу стало угасать, разбиваясь о препятствия этой огромной горы.
По мере того, как препятствия становились всё тяжелее, он стал воспринимать каждое из них как нечто, причиняющее ему страдание. Но он всё продолжал взбираться. В конце концов, когда желание окончательно потухло, он свалился вниз. Сломанные кости и содранная кожа на руках и ногах убеждали его в бессмысленности данного пути.
Когда раны зажили, он подумал: быть может, та самая Сила заключается именно внутри его, и, вообразив себе гору и поднявшись по ней мысленно, он сможет обрести Силу.
Тогда человек сел подле этой горы и устремил взор вовнутрь. Однако он понимал, что не может всю жизнь сидеть у этой горы и созерцать свой путь. Он был вынужден прерываться, чтобы раздобыть еду. Решив, что для того, чтобы паузы были не столь частыми, он решил собрать как можно больше еды. И вот собрав вокруг все, что годилось в пищу, которой хватило бы на несколько месяцев, он принялся созерцать дальше, полагая, что за это время он доберётся до вершины.
Прошло три месяца, и вот уже, казалось, видна вершина, и тот самый Человек, находящийся на ней, что вызывало великую радость в сердце человека, лицезреющего его прекрасный облик. Но до цели всё же оставалось расстояние, которое нужно было преодолеть.
Однажды до него донесся стук копыт. Поначалу он старался не обращать внимание на шум, но всё же тревога коснулась его сердца. Тревога была не напрасной, так как вскоре он увидел всадников: то были разбойники. Приблизившись, они увидели запасы человека, и решили отнять их у него. Человек не испугался, поскольку был вдохновлён образом того Человека, который, казалось, глядел на него как на своего Ученика и Друга, и знал, что последний, находясь в его сердце, будет сражаться через него. Вопреки ожиданиям, разбойники оказались сильнее, победили его и отняли все его запасы. Каково же было разочарование ученика! Его огорчала в большей степени не утрата необходимых запасов – утрата уже невосполнимая, но то, что Человек подвёл его, не позволил ему дойти до Него, хотя он был так близок.
И тут человека осенило: быть может, не было никакого Человека, которого видел он своим «подлинным» зрением, может тот самый Человек был наверху не воображаемой, а реальной горы? Однако до вершины её уже было не добраться. Удручённый, он просто лёг у подножья этого великого природного образования, и стал ждать, когда голод убьёт его.
Но к счастью, мимо проходил тот старый монах, и изможденный человек горестно поведал ему о своей неудаче. В глазах старца светилось сочувствие и понимание, он подал несчастному котомку с кореньями, чтобы подкрепить и приободрить человека. Однако, молвил он, не следует считать себя обманутым, поскольку гора всё-таки стояла пред ним, просто взбирался человек не по той горе. Предстояло сделать выбор: идти прочь, стараясь забыть обо всём случившемся, либо подниматься в гору в поисках некогда заветной Силы. И здесь, возобладало соображение, что человек, не обретя данную Силу, не сможет защитить ни себя, ни других. Именно эта мысль разбила свою соперницу, которая ратовала за то, чтобы бросить начатое.
Человек полез в гору вновь, но, уже не боясь препятствий и связанных с ними страданий. Вновь пришлось столкнуться с трудностями, сломавшими его ранее, но теперь он поднимался дальше. И по мере того, как он упорно взбирался вверх, не убоявшись преград - вдруг ощутил, что руки его становятся сильнее, но главное – сильнее становился его Дух. И чем сложнее были препятствия, тем крепче становился сам человек.
И вот, уже потеряв счёт времени, он увидел вершину. Ослеплённый счастьем от осознания того, как близка цель, он лез всё быстрее и быстрее. И вот заветная вершина была достигнута. Как ни странно, никого там человек не увидел. Воскресшее стремление обрести Силу вновь умерло. «Монах всё-таки обманул меня!» - подумал человек, и вслед за рухнувшей мечтой сам решил броситься вниз.
И внезапно он вспомнил слова монаха: «Человек, находящийся на вершине этой горы обладает такой Силой». В тот самый миг Человек понял их правильно.