Программа адаптации и психологическое сопровождение первоклассников. Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 2587

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребёнка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно и достаточно (Дубровина И.В., Овчарова Р.В., Битянова М.Р. и др.). Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребёнка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности самореализации в школьной среде.

Поэтому основным направлением моей деятельности, как педагога-психолога по начальному звену стала профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников.

Цель деятельности по данному направлению работы – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в данной ему педагогической среде.

Эта цель может быть достигнута за счёт последовательного решения педагогическим коллективом совместно с психологом следующих задач:

Выявление особенностей психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
Создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-формирующую и развивающую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
Программа работы по профилактике и психокоррекции дезадаптации у первоклассников
В программу работы по адаптации детей к школе входят:

консультирование и просвещение педагогов по вопросам, касающимся организации педагогической и психологической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации;
консультирование и просвещение родителей;
проведение психолого-педагогической диагностики школьных трудностей первоклассников;
проведение кррекционно-развивающей работы с детьми, находящимися в состоянии средней и тяжёлой дезадаптации;
проведение деловой игры с педагогами, в которой проигрываются и в ходе совместного обсуждения разрешаются проблемные ситуации, возникающие между учителем и ребёнком, между учителем и родителем, между родителями детей;
проведение деловой игры с родителями первоклассников по выработке единых требований семьи и школы к первокласснику;
проведение коррекционных занятий с родителями, дети которых находятся в состоянии дезадаптации.

Выделяется группа детей, не столь благополучно прошедших этап адаптации. Какие-то аспекты новой социальной ситуации оказались чужими или недоступными для усвоения. Для многих «камнем преткновения» становится собственно учебная деятельность. Развивается комплекс неуспешности, который в свою очередь порождает неуверенность, разочарование, потерю интереса к учёбе, иногда познавательной деятельности вообще. Неуверенность у некоторых переходит в агрессию, озлобленность на тех, кто поставил в такую ситуацию, «погрузил» в море неуспеха и лишил поддержки.

Другим не даются отношения со сверстниками, педагогом. Неуспешность в общении приводит к необходимости защищаться – уходить в себя, внутренне отворачиваться от других. Кому-то удаётся справляться с учёбой, общаться с одноклассниками, но какой ценой? Ухудшается здоровье, нормой становятся слёзы или температура по утрам и больной живот по вечерам, появляются странные неприятные «привычки»: тики, заикание, покусывание ногтей, волос.

Для первоклассников, имеющих трудности в адаптации, была разработана коррекционно-развивающая программа занятий «Сказочная мозаика», цель которой: преодоление трудностей в интеллектуальной сфере, эмоциональном состоянии, поведении, общении.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Перспективный план работы педагога – психолога
  • Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Тренинговые занятия с родителями первоклассников испытывающих трудности адаптации
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-ых классов в адаптационный период
  • Вязовцева Елена Исхаковна. Авторская психолого-педагогическая программа по успешной социальной адаптации дошкольников с элементами сказкотерапии 'Здравствуй, сказка!'
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Каргополова Лидия Васильевна. Сотрудничество с родителями как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду
  • Положение о работе школьного психолога
  • Цаболова Татьяна Викторовна. Организация психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе
  • Михляева Дарина Владимировна. Содержание работы педагога-психолога в период адаптации
  • Тимофеева Ангелина Николаевна. Развивающие игры, как средство формирования мотивационной готовности будущих первоклассников. Взаимодействие с родителями, как залог успешной адаптации дошкольников к обучению в школе.
  • Бунакова Анна Юрьевна. Тренинговое занятие по адаптации детей раннего возраста к детскому саду
  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Психолого-педагогические условия для сохранения и укрепления психологического здоровья школьников. Обобщение опыта педагога-психолога по формированию здоровьесберегающей среды в МКОУ Новочановской СОШ
  • Психолого-педагогическое сопровождение, необходимое условие обеспечения успешности учебного и воспитательного процесса
  • Наталья Аронова. Программа, психолого-педагогическое сопровождение, детей во время адаптации к доу
  • Заричная Светлана Анатольевна. Опыт работы: Работа с родителями детей раннего возраста «В детский сад с улыбкой»
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Шадрина Светлана Александровна. Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе — залог успешной адаптации»
  • План работы социально-психологической службы "Школа развития"
  • Глушкова Елена Юрьевна. Памятка для родителей: «Проблемы адаптации дошкольников к обучению в школе»
  • Сухинина Татьяна Викторовна. Видеопрезентация проекта «Разноцветное лето!» (отчёт по плану работы на летний период педагога-психолога)
  • Тютина Наталья Владимировна. Коммуникативные игры и упражнения для успешной адаптации детей.
  • Формирование коммуникативных навыков дошкольников способствующих созданию благоприятной эмоциональной среды в группе
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Бирюкова Ольга Александровна. Презентация 'Педагогическая гостиная для родителей будущих первоклассников'
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Три стороны психологической адаптации в ДОО
  • Ситдикова Фаузия Шамиловна. «Развитие речи детей в период адаптации к условиям ДОУ»
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Организация системы работы в адаптационный период с детьми раннего возраста
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Истомина Наталия Анатольевна. Программа коррекционно – профилактических занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Здравствуй, детский сад!»
  • План работы преемственности МБОУ и МБДОУ
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Якунина Екатерина Петровна. Конспект семинара-практикума с родителями «Адаптация детей раннего возраста: мифы и реальность»
  • Данилова Ольга Анатольевна. «Организация и проведение Дней открытых дверей для родителей»
  • Виктория Карпович. Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду
  • Анализ особенности адаптации первоклассников в школе
  • Функциональные обязанности педагога - психолога
  • Алена Зайцева. Подготовка детей к школе посредством художественно-изобразительной деятельности
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу
  • Консультация для родителей: Адаптации детей в детском саду
  • Тразанова Кристина Александровна. ИГРА В АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Программа по профилактике употребления наркотиков, алкоголя, табака.
  • Козлова Тамара Ромилловна. Психокоррекционная программа в сфере общения и поведения детей старшего дошкольного возраста
  • Костина Елена Григорьевна. Актуальная тема для родителей, будущих первоклассников
  • Краснокутская С. П., Суркова Т.А., Сенченко И.В.. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь