Особенности поведения подростков в конфликтах

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1293

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


В современном обществе у людей возникают различные проблемы. Но у молодых людей 12-14 лет эти проблемы часто связаны с нарушением детско-родительских отношений.
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связаны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания.

В литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы.

Мы провели исследование «Особенности поведения подростков в конфликтах с родителями». Эта тема возникла не случайно. Проблема взаимоотношений с родителями - основная проблема, возникающая у подростков. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Поскольку родители еще не готовы признать своего ребенка взрослым, достойным уважения.

Кроме того, в этом возрасте эмоциональная сфера ребенка имеет определенные особенности: повышенная возбудимость и реактивность, резкие смены настроения, что связано с перестройкой гормональных и физиологических процессов, присущей периоду полового созревания. Наиболее выраженная эмоциональная неустойчивость и смена настроения отмечаются в «трудном» возрасте (12-14 лет). Неустойчивость эмоциональных реакций подростка обусловлена не только гормонально-физиологическими сдвигами, но и условиями воспитания, которые нередко оказываются решающими.

В этом возрасте дети становятся особенно чувствительны к оценке другими своей внешности, способностей и наряду с этим излишне самоуверенны и чрезмерно критичны по отношению к окружающим, подчеркнуто независимы, не признают авторитетов и общепринятых правил. Таким образом, проблема конфликтов подростка со взрослыми выходит на первый план, изучение таких конфликтов стало целью нашего исследования, которое проводилось в школе в конце учебного года. В нем приняли участие 22 учащихся. Из них 13 мальчиков и 9 девочек.

Мы предположили, что главной причиной конфликтов между подростками и родителями будет «плохое» поведение дома и в школе, которое обусловлено возрастными особенностями подростков. В качестве методов исследования мы использовали анкетирование. Разработанная нами анкета была анонимной, для получения более искренних ответов опрашиваемых, она позволила получить минимальные сведения об испытуемых (пол и возраст). Кроме того, она включает вопросы, которые позволяли выявить частоту конфликтов с родителями, их причины, некоторые особенности поведения подростков в конфликтах.

Хотелось бы привести некоторые результаты исследования
Отвечая на вопрос о том, как часто у подростков происходят конфликты с родителями, 85% опрошенных отмечают, что эти конфликты происходят редко, периодически. Только 10% учащихся ответили, что эти конфликты происходят постоянно и лишь у 5% - таких конфликтов не бывает «никогда».

Рейтинг причин конфликтов с родителями:
- учеба, плохие оценки в школе – 56,5%;
- плохое поведение дома и в школе – 34,8%;
- позднее возвращение домой – 28,3%;
- увлечение компьютерными играми – 23,9%;
- другие причины (выполнение домашних обязанностей, споры с родителями, изменение в характере, покупка одежды) – 28 %;

После конфликта первыми на примирение пойдет 56,5% подростков, у 26 % учащихся инициативу проявят родители, у остальных школьников конфликт прекращается сам собой или на примирение идут обе стороны в равной степени.

Сравнивая результаты опроса мальчиков и девочек, следует отметить, что в качестве причин конфликтов - «увлечение компьютерными играми» чаще встречается у мальчиков; мальчики чаще, чем девочки не признают свою вину и ведут себя так, будто ничего не произошло; в числе уклонившихся от ответа на вопрос о желаемых отношениях с родителями большинство мальчики.
Завершалась анкета вопросом о том, какими ребята хотели бы видеть свои отношения с родителями. Интересно, что только 15 % подростков устраивают сегодняшние отношения, 13% не захотели отвечать на это вопрос. Остальные хотели бы видеть отношения с родителями теплыми, нормальными, хорошими, взаимоуважающими, добрыми, спокойными, понимающими, честными и т.п.

Таким образом, большинство учащихся испытывают потребность в более теплых отношениях с родителями.
В этой связи хотелось бы напомнить родителям, бесконечно занятым житейскими проблемами, что самое ценное в нашей жизни - наши близкие. И как никто более именно дети нуждаются во внимательном взгляде, терпеливой беседе, чуткости и понимании в отношениях с родителями. Именно взаимоотношения в семье закладывают фундамент взрослой жизни детей, определяют значимость их социальной роли и отражаются на отношениях взрослеющих детей со своими родителями в будущем. Желаем всем добра и взаимопонимания!

Изучением особенностей поведения подростков занимались педагог-психолог МБОУ Поливянская СОШ № 29 имени В.С. Погорельцева Григарева М.И. и учащиеся 8 класса школы Никонова Л. И Шобик К.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Белан Юлия Александровна. Консультация для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Дорохина Наталья Дмитриевна. Трудности, возникающие при организации общения с родителями в ДОУ.
  • Агрис А.Р. Нейропсихологическое сопровождение детей и подростков: основные принципы организации
  • Веселкова Елена. Проблемный ребенок
  • Мозг подростков обучается специфически
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Социометрический статус и самооценка
  • Признаки аддиктивного поведения у интеллектуально одаренных подростков в процессе познавательной деятельности
  • Лукьянченко Н.В. Родительский фактор психологического неблагополучия подростков
  • Михальченкова Татьяна Олеговна. СЕМИНАР для педагогов по теме: «Эффективное взаимодействие с родителями. Стратегия поведения при конфликтной ситуации»
  • Рослякова Татьяна Александровна. Формирование позитивного самоотношения у подростков
  • Пролкс Л. Групповая арт-терапия с маленькими детьми и их родителями
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Н.А. Сакович. Суицидальный риск у детей и подростков
  • Степанюк Наталья. Буклет 'Современные формы взаимодействия с родителями'
  • Карташова Екатерина Александровна. «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями детей раннего возраста».
  • Алёшина Наталья Александровна. Профессиональные конфликты: понятие, причины возникновения и диагностические методы изучения конфликтов
  • Соколова Елена Анатольевна.. Разговор с родителями
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Григорий Кононенко. Уже не ребенок, еще не взрослый: о подростках и их родителях
  • Кризис подросткового возраста
  • Лепехина Елена Александровна. Общение воспитателя с родителями. Секреты взаимопонимания.
  • Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков
  • Борзова Светлана Егоровна. Эссе — Борзова Светлана Егоровна
  • Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие.
  • Красильникова Марина Григорьевна. Причины возникновения конфликтов у дошкольников
  • Савченкова Юлия Валерьевна. Доброжелательность и забота о детях – необходимое условие контакта с родителями.
  • Лаштабега Кристина Сергеевна. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ 3-4х ЛЕТ
  • Дарханова Нина Сталинтиновна. Выступление на районном семинаре о здоровьесберегающих технологиях в ДОУ совместно с родителями «... И завтра будет день счастливый!»
  • Селькова Надежда Евгеньевна. Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями старший дошкольный возраст
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Захарова А.И. , модификация Панфиловой М.А. Тест «Страхи в домиках».
  • Бохан Татьяна Александровна. Проект на тему: 'Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями'
  • Корхова Юлия Александровна. Презентация 'Взаимодействие с родителями в ДОО'
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Белан Юлия Александровна. Полоролевая идентичность и психофизиологические особенности мальчиков и девочек
  • Фазлиева Кристина Валерьевна. Спортивно — интеллектуальный марафон «Знатоки ПДД» среди команд воспитанников подготовительных групп ДОУ с их родителями
  • Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников
  • Берникова Елена Александровна. «Эффективные направления сотрудничества педагогов с родителями»
  • Наталья Александровна Пашура. Семейный клуб – перспективная форма работы с родителями
  • Отказ от изучения математики негативно влияет на мозг и когнитивное развитие подростков
  • Лобанова Елизавета Сергеевна. План по работе с родителями в подготовительной группе «Зарни Ёль»
  • Ольга Шарова. Консультация для учителей-логопедов «Логопедические игры с родителями»
  • Швец Вера Владимировна. Семейный клуб «Мы вместе»
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Елецкая Наталия Анатольевна. «Модель работы с родителями, в интересах ребенка, на основе проекта: «Безопасное детство».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь