|
Возможности использования психокоррекционных авторских сказок в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяКатегория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 899
Название: Возможности использования психокоррекционных авторских сказок в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Формат: HTML Язык: Русский Важным направлением в образовании детей с умственной отсталостью является задача их социальной адаптации. Социальная адаптация личности представляет собой единство социально-психологических механизмов: когнитивного, включающего все психические процессы; эмоционального, охватывающего различные эмоциональные состояния и моральные чувства; практического (поведенческого), осуществляющего связь адаптации с социальной практикой.
Развитие механизмов адаптации у детей с интеллектуальной недостаточностью имеет свою специфику. Интеллектуальный компонент в ходе возрастного развития не становится ведущим. Однако по сравнению с другими психическими процессами, эмоциональная сфера умственно отсталых детей более сохранна. Этот факт взаимообусловленности эмоциональных явлений и процессов познания и отражения позволяют говорить о возможности использования эмоциональной сферы в качестве обходного пути для развития адаптивных и интеллектуальных способностей учащихся. Для того, чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, педагог- психолог должен уметь сочетать различные методы, техники и приемы, - как традиционные, так и инновационные. Эффективным является использование психокоррекционных авторских сказок, направленных на решение или профилактику конкретных проблем данного ребенка, в сочетании с элементами песочной терапии. Сказка помогает ребенку сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. А между тем, психокоррекционная сказка помогает проработать определенную проблему конкретного ребенка или провести профилактику проблемы. Немаловажно, что сказка содержит простые образы животных, предметов, с которыми «особому» ребенку проще идентифицировать себя. Работая с детьми с ОВЗ необходимо учитывать их интеллектуальные возможности и при сочинении сказки использовать более простой и доступный ребенку язык. Сказка сочиняется индивидуально, адресно, поэтому для разных детей сказка на одну проблему может звучать по -разному. С помощью сказки можно помочь каждому ребенку прожить ситуации, с аналогами которых он столкнется в жизни, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме. Нам хотелось бы поделиться опытом использования педагогом-психологом психокоррекционных авторских сказок при работе с детьми с ОВЗ по профилактике курения у младших подростков. Проблема детского курения на сегодня стоит перед каждой школой, несмотря на ее статус, при этом необходимо отметить, что на данный период времени не существует универсальных программ, направленных на профилактику этого явления. Дети начинают курить по разным причинам: подражание взрослым, желание привлечь к себе внимание, испытать новые ощущения, выразить протест взрослому. Но в конечном итоге все эти причины приводят к одному - зависимость от никотина. По статистике среди детей 5-8 классов курит каждый третий, 9-11 -классы каждый второй. Все обследованные подростки, употребляющие наркотики, курят. В данное время в школах проводятся мероприятия, направленные на профилактику курения и употребления психоактивных веществ. На наш взгляд, профилактику курения можно и нужно проводить начиная с первого класса для формирования у детей эмоционального отношения к этому явлению, тогда уже к подростковому возрасту у них сформируется внутренняя стойкость. В этом нам может помочь сказка. Предлагаем вам опыт работы педагога-психолога с учеником 4 класса ГБПОУ КСУ №10 (подразделение №4) с умственной отсталостью легкой степени, Иваном С. Запрос педагогу - психологу поступил от тренера по легкой атлетике и нес в себе информацию о том, что ученик 4 класса, Иван С., очень успешно занимавшийся спортом, начав курить, перестал ходить на тренировки. Тренер просил оказать помощь в привлечении ребенка к спорту и оказании влияния на формирующуюся пагубную привычку. Запрос был проанализирован педагогом - психологом, а т. к. ребенок раньше посещал коррекционные занятия, педагог-психолог хорошо знал особенности и возможности восприятия данного ребенка, педагогом - психологом была сочинена сказка в двух частях на данную проблему для этого ребенка и спланирована работа на два занятия. Ребенок был приглашен на занятие. Ход 1 занятия: 1 этап. Введение в занятие. Игра в песочнице. Ребенку предлагается просто поиграть с песком, так, как ему хочется. Это позволяет снять первичное напряжение у ребенка, а психологу продиагностировать настроение, с которым ребенок пришел на занятие. 2 этап. Введение сказочных героев. Ребенку предлагаются игрушечные сказочные животные для игры с песком. После этого спрашивается: как ты играл с животными? Ты что-то придумал? Покажи в песочнице, как ты их расставил? У тебя получилась сказка? 3 этап. А теперь послушай, какая сказка получилась у меня. Чтение сказки ребенку. Как Волчонок хотел стать настоящим волком. В одном далеком и тихом лесу произошла вот такая интересная история. Жил в этом лесу Волчонок. У него было много друзей, которые любили приходить к нему в гости и играть у него дома. Волчонок хорошо учился, а главное, был хорошим спортсменом, потому что очень быстро бегал и всегда выигрывал все соревнования, которые проходили в этом лесу. Один раз Волчонок шел вечером после тренировки к себе домой и увидел на полянке несколько старших волчат. Они сидели в кружочке, тихо разговаривали, а вокруг них струился дымок. - Физкульт - привет! - Сказали они Волчонку. Присаживайся с нами и отдохни немножко, хватит тебе все время бегать. Волчонок действительно устал, и ему понравилось, как к нему обращаются старшие волчата. Он сел к ним в круг, и только сейчас заметил, что все они, кто в лапах, а кто в зубах держат сигареты. Он знал, что это такое, потому что видел сигареты у взрослых волков. - А что вы делаете? - спросил волчонок. - Мы курим, хочешь попробовать? - ответили волчата. - Это очень здорово, пускать дым в глаза остальным, хочешь с нами, на, попробуй. Волчонок сомневался, но ему уже дали сигарету, подожгли ее, и он вдохнул в себя дым. В глазах у Волчонка потемнело, он сильно закашлялся и вдобавок его вырвало. Волчата испугались, но потом один из них, похлопав его по плечу сказал, - Так иногда бывает, зато теперь тебя можно считать настоящим волком. Волчонку сунули в лапу пачку сигарет, и он побрел к себе домой, еле разбирая дорогу. Когда Волчонок проснулся утром, у него очень сильно болела голова, но он подумал, что если ему еще раз попробовать закурить, то голова перестанет болеть. Тем более что очень хочется быть настоящим волком. Он достал пачку сигарет и снова закурил. Весь его дом наполнился едким дымом, волчонок кашлял, но продолжал курить. В этот день он первый раз в своей жизни пропустил тренировку. Друзья Волчонка забеспокоились, потому что его не было на тренировке. После занятий они пришли к нему домой. Они еле-еле нашли его в дыму. Но волчонок сказал им, что он уже настоящий волк и сам будет решать, что ему лучше делать. Друзья больше не могли находиться в его доме, потому что там нечем было дышать от дыма. Они больше не могли приходить к нему как прежде и играть с ним. А волчонок начал плохо себя чувствовать: у него часто болела и кружилась голова, он часто кашлял и все время пропускал свои тренировки. После этого дня волчонок уже никогда не выиграл в соревнованиях. Как ты думаешь, почему? Эта сказка предполагает дальнейшее обсуждение с ребенком, но после того, как он самостоятельно ответит на вопрос сказки. 4 этап. Вопросы для беседы с ребенком: - Как ты думаешь, почему Волчонок больше не выигрывал в соревнованиях? - Как ты думаешь, а друзья у волчонка остались? - Подумай немножечко и скажи, можно ли сразу стать взрослым, начав курить сигареты? 5 этап. Подведение итогов. Сегодня на занятии мы с тобой поиграли в песок, ты послушал сказку. Я даю тебе задание: - Подумай, как надо поступить Волчонку. Второе занятие проводится через 2- 3 дня Ход второго занятия. 1 этап. Индивидуальная игра с песком. Наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка. 2 этап. Возвращение к прошедшему занятию. Психолог: -Ты помнишь сказку, которую мы с тобой читали на прошлом занятии? Ты подумал, как надо поступить волчонку? Почему ты так решил? Что еще необходимо сделать волчонку? 3 этап. Знакомство со второй частью сказки. Знаешь ли ты, что у этой сказки есть продолжение? Ты хотел бы услышать, что произошло потом? Продолжение сказки: Волчонок перестал ходить на тренировки. Его друзья больше не заходили к нему играть, потому что им было некогда, они занимались спортом. - Ну и пусть, не нужны мне такие друзья,- думал Волчонок, зато я умею курить как настоящий волк! Выкурив очередную сигарету, Волчонок лег спать и ему приснился сон. Во сне он увидел огромную Сигарету, которая пыхтела и дымила. Сигарета увидела волчонка и сказала ему: - Как я рада тебя видеть, посмотри, какая я стала большая, это благодаря тому, что ты куришь! Чем больше ты куришь, тем больше я становлюсь, а ты становишься все меньше. Посмотри, какой ты уже маленький. Волчонок оглянулся вокруг, все окружающие его предметы: стол, стулья, диван, показались ему огромными. - Кури, кури больше, - проговорила сигарета, тогда ты станешь совсем крошечным, а я стану просто огромной. Волчонку стало страшно, и он заплакал. На его плачь прибежал взрослый Волк. Он сразу понял, что случилось. Он смело бросился на огромную сигарету, и сигарета растаяла в воздухе. - Ты глупый малыш,- прорычал Волк. Если ты не бросишь курить, то останешься таким же маленьким и глупым. Настоящий Волк не тот, кто курит, а тот, кто совершает настоящие, взрослые поступки. Бросить курить - вот это настоящий и взрослый поступок, - сказал волк и скрылся в утреннем тумане. Волчонок проснулся. Он открыл глаза, по его щекам текли слезы. В окно он увидел своих друзей, которые играли в футбол на лесной полянке. Волчонок вскочил с постели и побежал к друзьям. - Ребята, здравствуйте, как я рад вас видеть! Я решил совершить действительно настоящий поступок - я решил бросить курить! - Вот это молодец, вот это здорово! Теперь ты настоящий Волк. Мы очень рады, потому что у нас появился опять настоящий Друг, - сказали друзья. -Давай играть вместе с нами. 3 этап. Обсуждение прочитанной сказки. Что такое взрослые поступки? Какое решение принял Волчонок? Как приняли это решение его друзья? А ты мог бы принять такое решение? Что значит бросить курить? 5 этап. Закрепление. Давай потренируемся, как ты расскажешь о своем решении бросить курить. Ребенок проговаривает несколько раз «Я бросил курить!». Кому ты это скажешь? (тренеру, учителю, маме). Если хочешь, то мы с тобой сейчас пойдем к твоему тренеру, и ты ему скажешь эти слова. В этот же день ученик пришел на тренировку. После проведенной работы необходимо осуществлять каждодневное сопровождение ребенка, а именно : подходить к ребенку и интересоваться у него, ходит ли он на тренировки, какие у него сегодня успехи; проверять эту информацию у тренера и воспитателя; беседовать с родителями ребенка. Работа будет эффективна, если в процессе участвуют как можно больше людей, заинтересованных в будущем ребенка. А привлечь и координировать их действия может психолог школы. Сказку можно использовать и для профилактики антисоциального поведения, детям можно прочитать такую сказку : Пропажа. В одной школе, в ( № класса зависит от класса в котором учатся дети, которым читается данная сказка) классе произошла такая история. Девочка Аня принесла в школу свой новенький мобильный телефон. Ей только вчера подарили его на день рождения. Телефон был красного цвета и блестел как маленькое солнышко. Аня показывала телефон ребятам, а все, обступив ее, просили хоть немножечко подержать его в руках. Аня сказала, что она очень любит мелодию «В лесу родилась елочка», она поставила эту мелодию на звонок, и когда ей будут звонить, будет звучать эта мелодия. День прошел почти незаметно. Ребята занимались, играли на перемене, ходили обедать. После обеда ребята вернулись в класс и начали собираться домой. Вдруг Аня заплакала. Ребята спросили у нее, что случилось. Она им ответила, что не может найти свой телефон. Все начали его искать: под стульями, под партами. Аня проверила все свои карманы и портфель, телефона нигде не было. Тут в класс вошла учительница, она сразу поняла, что в классе что-то случилось, ребята рассказали ей, что произошло. Учительница сказала всем сесть за свои парты, в классе воцарилась полная тишина. Учительница сказала, что случилась беда, в классе завелся воришка. - Сейчас еще можно все исправить. Пусть тот, кто взял телефон сейчас подойдет к Ане, отдаст ей телефон и извинится, - сказала учительница. Все сидели за своими партами и молчали, никто не двинулся со своего места. И вдруг все услышали всем знакомую мелодию, она громко и весело звучала, разоблачая воришку. Это была мелодия «В лесу родилась елочка», а лилась она из Сережиного портфеля. Ребята сидели, не шевелясь, и телефон пел свою песенку в полной тишине. Тут Сережа закрыл лицо руками и горько заплакал, ему было очень стыдно. - Вот видите, ребята, - сказала учительница, - Все тайное всегда становится явным, а раньше еще говорили: «На воре и шапка горит». Это значит, что если вы взяли что-то чужое, то об этом все равно узнают другие. Даже если вы взяли чужое, у вас всегда есть возможность исправиться. Нужно сразу отдать то, что вы взяли и извиниться. Эту сказку можно использовать в работе с детьми 1-4 класса, как с нормативным развитием, так и для детей с ОВЗ, которые уже совершили проступок, тогда эта сказка будет работать как коррекционная. Также ее можно использовать при работе с классом для профилактики антисоциального поведения. После прочтения сказки не рекомендуется ее анализировать и обсуждать. Можно провести с детьми беседу на тему «Когда я взял чужое». Чаще всего дети, склонные к воровству, не участвуют в разговоре, но они очень внимательно слушают, как другие ребята описывают неприятное чувство стыда от содеянного и чувство облегчения после признания ( возможно заранее подготовить такие выступления). Обсуждение действий и поступков проходит в контексте понимания и прощения. После беседы детям нужно дать возможность поиграть в различные игры во время переменки. Пусть информация пройдет внутреннюю переработку. Не исключено, что в скором времени вы «случайно» найдете пропавшие предметы или игрушки. Прием использования коррекционных и профилактических авторских сказок помогает нам поднять проблему ребенка и аккуратно с ней поработать, потому что сказка близка и доступна ребенку. Этот прием прост в использовании, но требует эмпатийного отношения к детям. Желаем Вам успехов в сочинении и применении авторских сказок при работе с детьми, поверьте, Вы сами получите от этого большое удовольствие! Литература: Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. -М.: Ось-89, 2003. Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. -М.: ТЦ Сфера, 2002. Лабиринт души: Терапевтические сказки / под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. - М.: Академический проект: Трикста, 2004. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: речь, 2004. Педагог-психолог ГБПОУ КСУ №10 (подразделение №4): Кормильчикова Ирина Васильевна Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|