Психолого-педагогическое сопровождение родителей при переходе к инклюзивному образованию

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 724

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Идеи инклюзивного образования в России находятся в стадии реализации. Что в свою очередь ставит родителей перед очень сложным выбором: продолжить обучение ребенка в рамках специально организованного коррекционного пространства специализированной школы или отдать предпочтение обычной массовой школе со всеми социально-психологическими рисками для нетипичного ребенка. При переходе к инклюзивному образованию очень важно правильно организовать работу не только с педагогами, обучающимися и администрацией учебного заведения, но и с родителями, как здоровых детей, так и детей с особыми образовательными потребностями.

Одной из возможных форм такой работы стал Родительский клуб «Шагая рядом». Работа родительского клуба рассчитана на всех родителей, желающих принимать в нем участие. Цель работы клуба: - создание благоприятных условий для перехода к инклюзивному образованию; - формирование толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.

Работа такого клубы организована по трем направлениям:

Поддержка родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, на стадии перехода к инклюзивному образованию.
Работа с родителями здоровых детей.
Совместная работа родителей и специалистов образовательного учреждения.

Соответственно направлениям были сформулированы и задачи работы клуба, которые выглядят следующим образом:

Формировать умение проявлять эмпатию, налаживать контакты, понимать и принимать чужое мнение.
Информировать родителей об «инклюзивном образовании».

Работа осуществляется в форме подготовки информационных стендов, распространения буклетов, проведения круглых столов и семинаров. Основу первого направления работы составляют тренинговые занятия, на которых родители, имеющие положительный опыт «инклюзии» и готовы поделиться этим опытом с другими родителями. Такие обсуждения позволяют родителям преодолеть негативное эмоциональное самочувствие и как следствие, принять жизнь во всех её проявлениях, быть готовым к изменениям и самим менять свою жизнь к лучшему.

Основу второго направления работы составляет цикл занятий, направленных, прежде всего на формирование толерантного отношения. Под «толерантным отношением» мы рассматриваем в первую очередь уважение и признание равенства, независимо от психических, умственных или физических способностей человека, признание многообразия человеческой культуры и норм поведения, отказ от преобладания и доминирования в какой-либо форме. Работа в данном направлении обусловлена опасениями многих родителей здоровых детей, что «инклюзия» приведет к задержке развития их детей, вызванная присутствие обучающихся, требующих к себе повышенного внимания.

Совместные занятия позволяют решить две задачи: с одной стороны на таких занятиях своевременно и доступно можно доносить информация до родителей об опыте инклюзивного образования в России и зарубежных странах, о изменениях в законодательной сфере в области как образования, так и инклюзивного образования; с другой стороны такая работа призвана разрушать барьеры и стереотипы, помогать приобретать навыки коммуникации.

Подобная работа с родителями позволяет реализовать основной принцип инклюзии «Другой – не значит плохой!» и обеспечить права детей с ограниченными возможностями здоровья на равный доступ к образованию и общению.

Опыт работы родительского клуба «Шагая рядом» насчитывает всего один год, его реализация началась с 1.09.2014 года с появлением в нашей школе таких детей, говорить о каких-то серьезных результатах, наверно преждевременно. Но уже сегодня стоит отметить, что нам удается не просто сохранить контингент обучающихся, а в значительной степени его расширить. Родители, имеющие возможность выбрать между специальным учебным заведением, домашним обучением и нашей школой выбирают нашу школу, данные мониторингов свидетельствуют о том, что все участники образовательного процесса удовлетворены как самим образовательным процессом, так и результатами обучения. Не было зарегистрировано ни одного случая перехода обучающегося из нашего учебного заведения в другое по причине введения «инклюзивного образования».

Считаю, что данный опыт может быть рекомендован тем школам, которые лишь начинают реализовывать у себя «инклюзивное образование». Мы понимаем, что сегодня от наших усилий зависит, то каким будет наше будущее, и нам очень хочется верить, что благодаря наших усилиям он не будет делиться на категории «инвалид/не инвалид».

Педагог-психолог МКОУ «Троицкая СОШ № 50», Талицкий ГО: Лемешева Екатерина Владимировна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мулюкина Елена Ивановна. Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Якуш Ирина Сергеевна. Психолого-педагогические проблемы в работе логопеда в процессе инклюзивного образования
  • Костромина Надежда Сергеевна. «Интегрированное и инклюзивное образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Людмила Шапошникова. Необходимость введения инклюзивного образования в дошкольные учреждения.
  • Терехова Евгения Евгеньевна. «Эффективные формы работы с родителями ДОУ в условиях инклюзивного образования»
  • Бердиева Айнур. ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Ольга Капитанская. Система работы в ДОУ по охране природы
  • Ястребова Лариса Николаевна. Из опыта организации работы с родителями дошкольников, изучающих английский язык
  • Плашкина О.О., Тихоненко И. В.. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ УСПЕШНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Детский сад и семья для здоровья малыша
  • Серебрякова Галина Юрьевна. Родительский клуб «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
  • Смирнова Юлия Александровна. Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
  • Мацалюк Татьяна Владимировна Желтышева Виктория Викторовна. Работа с родителями с помощью ИКТ.
  • Степанишина Ирина Павловна. Статья «Проблемы инклюзивного образования в детском саду»
  • Ушакова Людмила Владимировна. Конспект занятия родительского клуба 'Ваш ребенок — ученик'.
  • Зайцева Ольга Владимировна Гуцу Юлия Игоревна. Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования
  • План работы преемственности МБОУ и МБДОУ
  • Мнацаканян Ашхен Арминаковна. Работа дефектолога с родителями
  • Чернова Наталья Михайловна. «Работа с родителями»
  • Каргополова Лидия Васильевна. Сотрудничество с родителями как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду
  • Степанова Марина Юрьевна. Вопросы консультирования родителей (законных представителей) ребенка с РАС на разных этапах инклюзивного образования.
  • Черемисина Любовь Алексеевна. Педагогическое просвещение родителей в ДОУ через эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса
  • Юлия Крупская. Нравственное воспитание детей с ОВЗ
  • Карташова Екатерина Александровна. «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями детей раннего возраста».
  • Клейменова Инна Владимировна. Формы работы с родителями в адаптационный период детей в условиях ДОУ
  • Степочкина Ирина Сергеевна. Из опыта работы воспитателя с детьми с ОВЗ в младшей группе
  • Колесова Надежда Михайловна, Волгина Оксана Ивановна. Детско-родительская встреча клуба «Содружество» «Квест по сказкам К. И. Чуковского»
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Пирожкова Ольга Евгеньевна. Работа по организации семейного клуба «Ладушки»
  • Данилова Ольга Анатольевна. «Организация и проведение Дней открытых дверей для родителей»
  • Силяева Алла Михайловна. Обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта развития.
  • Силаева Наталья Александровна. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»
  • Гумерова Людмила Викторовна. Перспективный план работы с родителями детей средней группы
  • Фролова Наталья Дмитриевна. Проект Родительского клуба «Мы вместе!»
  • Кобзева Екатерина Юрьевна. Мастер – класс «Пластилинография – это интересно»
  • Алёна Тропина. Формы сотрудничества с родителями в ДОУ. Новый взгляд.
  • Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
  • Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми
  • Коршикова Марина Георгиевна. Формы работы с родителями в детском саду
  • Саттарова Ольга Владимировна. Рабочая программа Родительского клуба для адаптации детей и родителей к ДОУ
  • Прохорова Мария Алексеевна, Смирнова Ольга Михайловна. Дистанционные образовательные технологии в системе дошкольного образования
  • Киселева Наталья Валентиновна. Психологический клуб для родителей
  • Пастухова Анна Сергеевна, Коротченко Ирина Владимировна. Сценарий квеста с участием воспитанников и родителей «В поисках Чиполлино»
  • Егунова Мария Викторовна. Перспективный план работы с родителями (законными представителями)
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Земскова Елена Валерьевна. «Создание условий для эмоционального комфорта и благополучия воспитанников с особыми образовательными потребностями»
  • Исаева Ольга Сергеевна. Современные подходы к дошкольному образованию. Плюсы и минусы
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Семейный клуб «Здоровей-ка»
  • Грачева Галина Владимиовна Клокова Екатерина Владиславовна. Работа с родителями через проектную деятельность в младшей группе
  • Вера Сятчихина. Конспект родительского собрания в старшей группе детского сада на тему «Безопасность в быту»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь