Эмпирические исследования взаимодействия стиля семейного воспитания и эмоционально-личностных особенностей старших дошкольников

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 796

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Дети подобны нежным цветам в огромном саду, им нужны «утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнурительный зной и сильная буря».
Задачи:
- раскрыть технологии исследования насилия в семейной системе;
- показать на конкретных примерах описательные модели насилия в семье;
- показать взаимодействие стиля семейного воспитания и эмоционально-личностных особенностей детей.
Работая над диссертацией «Профилактика психологического насилия над ребенком в семье как средство эмоционально-личностного развития в старшем дошкольном возрасте», я хотела бы поделиться некоторыми своими наработками по эмпирическому исследованию взаимодействия стиля семейного воспитания и эмоционально- личностных особенностей старших дошкольников.
Для конструирования описательной модели насилия в семейной системе необходимо решить ряд задач:
• собрать информацию о семейной системе;
• собрать информацию о характере насилия в семье;
• описать процесс насилия в семейной системе, используя понятия системного подхода.


Сбор информации о семейной системе осуществлялся посредством методики интервью. Беседа на вышеозначенную тематику предполагала проявление такта и деликатности со стороны исследователя и откровенности со стороны респондента.
Например, в ходе интервью собиралась информация о составе семьи: состав вашей семьи, ваши родственные отношения, живете ли вы все вместе или где-то еще проживают ваши родные, имена родственников, возраст, род занятий, образование; о близких людях: друзьях, коллегах; о семейных ролях: кто заботится о ближних, самый авторитетный член семьи, как относятся члены семьи друг к другу и т.д. Можно задать вопросы о трудных темах для семьи: были ли в вашей семье случаи насилия в отношениях между кем-нибудь и т.д.
Вопросы для оценивания семейной сплоченности: насколько эмоционально близкими друг другу чувствуют себя члены семьи (супруги?, родители с детьми? и т.д.); как часто вы проводите вместе досуг; есть ли у вас общие друзья, интересы; насколько активно участвуете в жизни друг друга; проводите ли вместе праздники и т.д. Вопросы для оценивания семейной гибкости: есть ли лидер в семье; если произошли разногласия, как обсуждаете; роль каждого члена семьи; взаимоотношения между всеми членами семьи и т.д.
Сбор информации о характере насилия в семье осуществлялся также с использованием разнообразных психодиагностик, что способствовало установлению психологического контакта в беседе, максимальной открытости и откровенности в общении и пониманию проблемы.
Создав доверительную атмосферу общения, установив контакт, вызвав респондента на откровенный разговор, открывающий тайны и секреты взаимоотношений членов семьи друг с другом, мы выходили на проблему насилия в семье.
Работа с каждым респондентом проходила в несколько этапов:
• знакомство, установление контакта;
• интервью, где можно выделить два блока: первый блок вопросов направлен на получении информации о семейной системе, второй блок вопросов направлен на получение информации непосредственно о характере взаимоотношений в семье, формах насилия в семье, реакции и поведении членов семьи в ответ на насилие и т.п.; эти вопросы могли показать тревогу от очевидных фактов к суждениям о взаимоотношениях в семье;
• обязательным этапом являлась заключительная беседа с респондентом о прошедшем интервью, дающая возможность поинтересоваться его впечатлениями, переживаниями, отношением к пройденной процедуре.


После получения информации осуществлялся анализ структуры конкретной семьи, дающей возможность остановиться поочередно на разных уровнях системы:
• вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсистема, индивидуальные подсистемы;
• описать структуру семьи с точки зрения её основных параметров с обозначением типа семьи (сплоченность - низкая – разобщенный тип семьи;
• низкая к умеренной – разделенный тип семьи;
• умеренная к высокой – объединенный тип семьи;
• чрезмерно высокая – запутанный тип семьи), система отношений в семье, гибкость.


По Олсону можно выделить 4 уровня: от ригидного - очень низкий; структурированного – низкий к умеренному; гибкого – умеренный; к очень высокому – типу семейной системы, а также внешние и внутренние границы и ролевую структуру семьи.
Исходя из интервью, анкетирования определялась стадия жизненного цикла семьи:
1. Зарождение семьи с момента заключения брака до появления первого ребенка;
2. Рождение и воспитание детей;
3. Завершение воспитательной функции семьи;
4 Дети живут с родителями, не имея собственной семьи;
5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.
Следующим этапом работы было непосредственно конструирование описательной модели насилия в семье, раскрывающей место насилия в семейной системе и описывающей характер и динамику процесса насилия в семье. Для составления описательной модели я использовала схему Безукладниковой Л.А. из статьи «Исследования насилия в семье», используя данные, полученные мною при интервью с родителями детского сада, где я работаю.
Рассмотрим, описательные модели насилия в семье
Семья 1.
Состав семьи: супруг (25 лет, образование высшее), супруга (24года, образование высшее), дочь (6 лет, посещает детский сад), дедушка (70 лет, пенсионер отец супруга), брат супруги (16 лет, учащийся).
Стадия жизненного цикла семьи Сплоченность Гибкость Тип семейной системы Внешние и внутренние границы Система отношений в семье
стадия рождения и воспитания детей уровень сплоченности умеренный, семья относится к объединенному типу уровень гибкости низкий структурирован-
ный внешние границы имеют тенденцию к ослаблению,
внутренние границы имеют тенденцию к размытости демократическая
Ролевая структура семьи: семья – «немаленькая, не новая машина», супруг – «водитель машины», супруга – «скорость», ребенок – «музыка, которая играет в машине», дедушка – «сидение, брат супруги – «усилитель, чтобы музыка лучше играла».
Коалиции. Существует коалиция дочери с матерью против дедушки.
Семье присуща эмоциональная близость, члены семьи любят проводить время друг с другом или с друзьями семьи.
Семейной системе присущ демократический стиль руководства. Переговоры в семье ведутся открыто, обсуждаются и принимаются сообща важные семейные решения, когда это необходимо члены семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку, и отзываются о семейных отношениях, как об устраивающих и удовлетворяющих их ожидания от семейной жизни.
Члены семьи признают, что в их семье имеет место эмоциональное и психологическое насилие, по отношению к ребенку бывали случаи физического насилия, но родители характеризуют свои действия как воспитательные меры.
Дедушка по отношению к внучке демонстрирует психологическое насилие, внучка в ответ по отношению к дедушке демонстрирует эмоциональное насилие, в отношения вмешивается мама девочки, демонстрируя по отношению к дедушке эмоциональное насилие, дедушка в ответ демонстрирует эмоциональное насилие как по отношению к невестке,так и по отношению к внуку, внук в ответ демонстрирует эмоциональное насилие, включается дочка, которая начинает по отношению к дедушке демонстрировать эмоциональное насилие.
Супруги по отношению друг к другу демонстрируют психологическое и эмоциональное насилие, т.к. их границы семьи ослаблены, то они способны переносить проблемы из других подсистем в свои отношения, упрекая в этом друг друга.
Таким образом, в данной семейной системе можно выделить насилие и как один из способов взаимодействия супругов друг с другом и как цикл насилия в семейной системе, который запускает дедушка.
Семья 2.
Состав семьи: муж (25 лет, образование средне – специальное), жена (24 года, образование незаконченное высшее), дочь (5 лет).
Стадия жизненного цикла семьи Сплоченность Гибкость Тип семейной системы Внешние и внутренние границы Система отношений в семье
стадия рождения и воспитания детей уровень сплоченности умеренный, семья относится к объединенному типу умеренная структурирован-
ный внешние границы слабые, внутренние границы несколько размыты в семье оба супруга претендуют на роль лидера, но на правах мужчины, супруг занимает лидирующее положение
Ролевая структура семьи: супруг – «кормилец», супруга – «хранительница
домашнего очага», ребенок – «драгоценность».
Коалиции
Коалиции в рамках семьи отсутствуют. Члены семьи утверждают, что привязаны друг к другу, свободное время предпочитают проводить с друзьями. У членов семьи много связей с внешний средой и мало между собой. По словам супругов в их доме часто бывает много разных людей (друзья, знакомые), руководство в семейной системе неустойчивое, решения являются импульсивными и непродуманными, роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому, границы семьи постоянно меняются, когда границы семьи ослабевают, становятся более размытыми в семье учащаются ссоры, разногласия, выяснения отношений.
Ребенок
В семье был случай применения физического насилия со стороны супруга по отношению к супруге. Супруг не помнит этого случая, так как был пьян, когда супруга стала рассказывать о произошедшем на следующий день, то он не поверил. Этот случай до сих пор постоянно вспоминают в семье. Кроме этого в семье присутствует сексуальное насилие со стороны супруга по отношению к супруге. В ответ супруга по отношению к супругу демонстрирует психологическое насилие. В ответ супруг склонен демонстрировать психологическое насилие посредством дочери, угрожая, что он её может забрать, либо демонстрирует по отношению к супруге психологическое насилие, уйдя с головой в компьютер, не обращая внимание на жену, игнорируя её просьбы, в ответ жена начинает демонстрировать психологическое насилие посредством ребенка, или эмоциональное насилие, если семья оказывается в кругу друзей, в этом случаи вершинами треугольника являются: группа друзей, супруга, супруг.
В данной семейной системе велик риск того, что по отношению к ребенку в дальнейшем будет применяться колоссальное психологическое давление, эмоциональное и возможно экономическое насилие, поскольку можно предположить, что родители, продолжая бороться за власть в семье, будут различными способами и средствами стремиться привлечь ребенка на свою сторону, ребенок окажется в сложной ситуации, поскольку по отношению к нему будет оказываться давление как с целью привлечения его на свою сторону, так и с целью его дальнейшего удерживания его, именно на этой стороне. Родители в связи с такой опасностью нуждаются в консультации психолога.
Семья 3.
Состав семьи: отец (42 года, образование средне-техническое), бабушка (мать матери), дедушка (отец матери), старший сын (15 лет, учащийся), младший сын (7 лет, учащийся).
Стадия жизненного цикла семьи Сплочен-ность Гиб-кость Тип семейной системы Внешние и внутренние границы Система отношений в семье
стадия рождения и воспитания детей уровень сплоченности обозначается как низко умеренный. Семью можно отнести к разделенному типу низкий уровень структурирован-
ный семья имеет жесткие внешние границы с окружением и слабые внутренние границы между подсистемами и индивидуальностя-ми в семье доминирует авторитарная система отношений, во главе стоит дедушка, стремящийся контролировать поведение всех членов семьи. Когда место дедушки удается занять бабушке, система отношений становиться демократической

Ролевая структура семьи: дед - «тигр», бабушка – «лиса», младший брат – «кролик», отец – “волк ”, старший сын – «шакал».
Коалиции
Против дедушки существует скрытая коалиция, которая объединяет всех членов семьи.
В семье имеет место физическое насилие со стороны старшего брата по отношению к младшему брату, который в ответ демонстрирует эмоциональное и психологическое насилие; в отношения вмешивается бабушка, демонстрируя по отношению к младшему внуку эмоциональное насилие, а по отношению к старшему внуку экономическое и психологическое насилие, старший внук в ответ по отношению к бабушке демонстрирует психологическое насилие, в отношения вмешивается отец, демонстрируя экономическое насилие по отношению к старшему сыну, сын в ответ демонстрирует психологическое насилие и эмоциональное, в отношения вмешивается дед, вмешивается младший внук (брат), напряжение разряжается за счет включения в отношения бабушки.
Поскольку семейная система характеризуется размытыми внутренними границами, в конфликт очень быстро включается вся семья, конфликт в подсистеме сиблингов перерастает в семейный.
Насилие в семейной системе уже закреплено, решение проблемы насилия в данной семейной системе предполагает продолжительную психотерапевтическую работу.
Анализ результатов показал:
В каждой из трех семей насилие имеет место.
Каждый акт насилия, происходящий в семейной системе, не остается незамеченным и затрагивает каждого члена семьи, насилие циркулирует в семейной системе попеременно и актуализируется в отношениях тех или иных членов семьи. Во всех описанных случаях можно проследить закономерность: когда в отношениях между двумя членами семьи характер, степень насилия и вызванный этим уровень напряжения начинает превышать некоторую отметку, в отношения может включиться или быть включен третий член семьи, образуя треугольник.
Включившийся участник триады может начать транслировать насилие по отношению либо к обоим членам семьи, либо, встав на сторону одного из членов семьи транслировать насилие по отношению к другому, и уже в отношениях между ними повышается уровень напряжения, и в эти отношения может включиться или быть включен какой-либо член семьи. Таким образом, можно говорить, что каждые два участника образовавшегося треугольника образуют новые треугольники, включая в них других членов семьи, соответственно напряжение перемещается от старых участников процесса к новым и наоборот.
Между членами семьи существует множество негласных союзов, явных и тайных, неосознаваемых коалиций с помощью которых члены семьи, преследуя личные цели, оказывают давление на тех членов семьи от которых может зависеть достижение этих целей.
Циркулируя в семейной системе, насилие трансформируется в различные формы. Каждый член семьи порождает и противостоит насилию доступными ему средствами и способами, формы которых разнообразны.
Также можно отметить, что ответ на насилие не всегда происходит сразу, непосредственно в ситуации, когда один из членов семьи по отношению к другому транслирует насилие, ответ может быть отложен на какое-то время.
Важно заметить и то, что ответ редко оказывается преднамеренным и осознаваемым, можно полагать, что ответ происходит спонтанно и бессознательно.
В завершение можно сказать, что циркуляция насилия в семейной системе есть причина и результат новых насильственных действий, а сама система семьи (относительно жесткая структура) является благоприятной для воспроизведения цикла насилия вновь.
Результаты проведенного мною исследования позволяют сделать следующие выводы:
• насилие не есть случайные, ни с чем не связанные действия;
• проявляется насилие в семье чаще в качестве комбинации физического, сексуального и/или экономического и/или психологического насилия;
• каждый член семьи противостоит и порождает насилие доступными ему средствами и способами;
• любой акт насилия начинает циркулировать во всей семейной системе, затрагивая каждого члена семьи;
• циркулируя в семейной системе, насилие трансформируется в различные формы;
• существующие в семейной системе формы насилия взаимосвязаны, поскольку трансформируются и образуют циклы;
• циркуляция насилия в семейной системе есть причина и результат порождения новых насильственных действий само устройство семейной системы способствует укоренению насилия в семейной системе;
• • ярко выраженное насилие характерно для семейных систем с крайними вариантами характера границ семьи (слишком жесткие или слишком размытые границы), а также для семейных систем с чрезмерной иерархизированностью.


Используемая литература:
1 Беличева, С. А. Проблемы выявления и предупреждения семейного насилия 2006. С. 60
2 Берковец Л. Агрессия : причины, последствия и контроль.- Спб.:прайм-
Еврознак, 2001.( Секреты психологии)
3 Бодрова В. В. Насилие в семье. // Мониторинг общественного мнения. 2000. № 5
4 Безукладникова Л.А. Статья «Исследования насилия в семье». Красноярский государственный Университет. 2002
5 Варга А.Л. Типы неправильного родительского отношения: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 1984.
6 Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб., Речь, 2001.
7 Варга Анна Насилие в семье. Насильники поневоле.
8 Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми – М., Психология и Педагогика, 1994
9 Гуссейнов А.А. Статья «Понятие насилия»
10 Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА-
М,1997. – 256 с
11 Ениколопов С.Н. "Дети и психология агрессии" (журнал "Школа здоровья" № 3 1995 г.
12 Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993.
13 Изард К. Г. Психология эмоций / Пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаевой, СПб., Питер, 1999.
14 Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. - М., 2000. - С. 21-69.
15 Маданес К. Стратегическая семейная терапия. М., НФ «Класс», 1999.
16 Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. М., Смысл, 2002
17 Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные
последствия . (Психологический журнал, том 14 № 6, 1993 г.)
18 Орлов А.В. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты,
основные направления оказания психологической помощи. Психолог в детском саду. №3-4.
Автор материала: Романова Светлана Владимировна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Максимова Ирина Викторовна. Семейное насилие над детьми дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Дятлова Марина Георгиевна. Жестокое обращение с детьми
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Малахова Надежда Викторовна. Конспект НОД в старшей группе. Тема 'Я и моя семья'
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Чванова Маргарита Викторовна. Занятие по познавательному развитию «Моя семья» в подготовительной группе
  • Браун Дж. Структурная семейная психотерапия
  • Кириллова Елена Михайловна. Конспект НОД по теме: «Моя семья».
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Михайлова Ольга Владимировна. Конспект НОД детей в 1 младшей группе «Моя семья»
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Маргарита Исакова. Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Социализация» средняя группа «Моя дружная семья»
  • Гусаковский В.Е. Насилие: заболевание или элемент культуры
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Висина Татьяна Сергеевна. Конспект Беседы «Ромашка символ семьи, любви и верности»
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Маданес Клу. Стратегическая семейная терапия.
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Использование кинетического рисунка семьи, для профилактики психологического насилия над ребенком в семье
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Кодола Лариса. Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
  • Чванова Маргарита Викторовна. Занятие по познавательному развитию 'Моя семья'
  • Наталья Козлова. Педагогический проект для детей и родителей 'Семья - это счастье, любовь и удача!'
  • Наделяева Галина. Конспект ООД: «Семья и семейные ценности»
  • Щербина Татьяна Владимировна. НОД «МОЯ СЕМЬЯ»
  • Баева Татьяна Анатольевна. Конспект итоговой образовательной деятельности на тему «Я и моя семья» в средней группе
  • Отарян Кима Грачовна. «День семьи» по сказке «Гуси-лебеди»
  • Краснокутская С. П., Суркова Т.А., Сенченко И.В.. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ
  • Иксанова Антонина Алексеевна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе: «Моя семья. Древо моей семьи».
  • Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми
  • Редактор. Детские праздники в семье
  • С.В. Уманский. Современные подходы к психологическому консультированию и психотерапии семьи
  • Малахова Надежда Викторовна. Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе 'В гостях у истории'
  • Тимкина Наталия Валерьевна. Праздник на День Семьи 'Наша дружная семья'
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Шатова Марина. Дидактическая игра 'Герб моей семьи'
  • Нигуренко Татьяна Анатольевна. Конспект занятия формирование целостной картины мира в старшей группе. Тема: «Моя семья»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Стукалова Татьяна Викторовна. Совместная деятельность взрослого и детей Проект «Моя семья»
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Сатир Вирджини. Почему семейная терапия
  • Альбина Колесникова. Конспект НОД в логопедической группе с детьми 6-7 лет по развитию речи «Семья»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь